Суд присяжных статьи ук рф

Статья 328. Формирование коллегии присяжных заседателей

Суд присяжных статьи ук рф

СТ 328 УПК РФ

1. После выполнения председательствующим требований статьи 327 явившиеся кандидаты в присяжные заседатели приглашаются в зал судебного заседания.

2. Председательствующий произносит перед кандидатами в присяжные заседатели краткое вступительное слово, в котором он:

1) представляется им;

2) представляет стороны;

3) сообщает, какое уголовное дело подлежит рассмотрению;

4) сообщает, какова предполагаемая продолжительность судебного разбирательства;

5) разъясняет задачи, стоящие перед присяжными заседателями, и условия их участия в рассмотрении данного уголовного дела, предусмотренные настоящим Кодексом.

3.

Председательствующий разъясняет кандидатам в присяжные заседатели их обязанность правдиво отвечать на задаваемые им вопросы, а также представить необходимую информацию о себе и об отношениях с другими участниками уголовного судопроизводства. После этого председательствующий опрашивает кандидатов в присяжные заседатели о наличии обстоятельств, препятствующих их участию в качестве присяжных заседателей в рассмотрении уголовного дела.

4. Каждый из кандидатов в присяжные заседатели, явившихся в судебное заседание, вправе указать на причины, препятствующие исполнению им обязанностей присяжного заседателя, а также заявить самоотвод.

5. По ходатайствам кандидатов в присяжные заседатели о невозможности участия в судебном разбирательстве заслушивается мнение сторон, после чего судья принимает решение.

6. Кандидаты в присяжные заседатели, ходатайства которых об освобождении от участия в рассмотрении уголовного дела удовлетворены, исключаются из предварительного списка и удаляются из зала судебного заседания.

7. После удовлетворения самоотводов кандидатов в присяжные заседатели председательствующий предлагает сторонам воспользоваться своим правом на мотивированный отвод.

8. Председательствующий предоставляет сторонам возможность задать каждому из оставшихся кандидатов в присяжные заседатели вопросы, которые связаны с выяснением обстоятельств, препятствующих участию лица в качестве присяжного заседателя в рассмотрении уголовного дела.

Задавать иные вопросы не допускается, они подлежат отклонению председательствующим. Первой проводит опрос кандидатов в присяжные заседатели сторона защиты.

Если сторону представляют несколько участников, очередность их участия в опросе, производимом стороной, устанавливается по договоренности между ними.

9. После завершения опроса кандидатов в присяжные заседатели происходит обсуждение каждого кандидата в последовательности, определенной списком кандидатов. Председательствующий опрашивает стороны, имеются ли у них отводы в связи с обстоятельствами, препятствующими участию лица в качестве присяжного заседателя в рассмотрении уголовного дела.

10. Стороны передают председательствующему мотивированные письменные ходатайства об отводах, не оглашая их. Эти ходатайства разрешаются судьей без удаления в совещательную комнату. Отведенные кандидаты в присяжные заседатели исключаются из предварительного списка.

11. Председательствующий доводит свое решение по мотивированным отводам до сведения сторон. Он также может довести свое решение до сведения кандидатов в присяжные заседатели.

12.

Если в результате удовлетворения заявленных самоотводов и мотивированных отводов осталось менее двенадцати кандидатов в присяжные заседатели верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда и менее десяти кандидатов в присяжные заседатели районного суда, гарнизонного военного суда, председательствующий принимает меры, предусмотренные частью третьей статьи 327 настоящего Кодекса. Если количество оставшихся кандидатов в присяжные заседатели составляет двенадцать и более в верховном суде республики, краевом или областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа, окружном (флотском) военном суде и десять и более в районном суде, гарнизонном военном суде, председательствующий предлагает сторонам заявить немотивированные отводы.

13.

Немотивированные отводы присяжных заседателей заявляются лицами, указанными в пункте 2 части пятой статьи 327 настоящего Кодекса, путем вычеркивания ими из полученного предварительного списка фамилии отводимого кандидата в присяжные заседатели, после чего эти списки передаются председательствующему без оглашения фамилий отводимых присяжных заседателей. Эти списки, а также мотивированные ходатайства об отводе присяжных заседателей приобщаются к материалам уголовного дела.

14. Немотивированный отвод первым заявляет государственный обвинитель, который согласовывает свою позицию по отводам с другими участниками уголовного судопроизводства со стороны обвинения.

15. Если в уголовном деле участвуют несколько подсудимых, то немотивированный отвод производится по их взаимному согласию, а в случае недостижения согласия – путем разделения между ними количества отводимых присяжных заседателей поровну, если это возможно. Если такое разделение невозможно, то подсудимые реализуют свое право на немотивированный отвод по большинству или по жребию.

16. Если позволяет количество неотведенных присяжных заседателей, председательствующий может предоставить каждой из сторон право на один дополнительный немотивированный отвод.

17. После решения всех вопросов о самоотводах и об отводах кандидатов в присяжные заседатели секретарь судебного заседания или помощник судьи по указанию председательствующего составляет список оставшихся кандидатов в присяжные заседатели в той последовательности, в которой они были включены в первоначальный список.

18.

Если количество неотведенных кандидатов в присяжные заседатели превышает десять в верховном суде республики, краевом или областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа, окружном (флотском) военном суде и восемь в районном суде, гарнизонном военном суде, в протокол судебного заседания по указанию председательствующего включаются соответственно десять и восемь первых по списку кандидатов. С учетом характера и сложности уголовного дела по решению председательствующего может быть избрано большее количество запасных присяжных заседателей, которые также включаются в протокол судебного заседания.

19. После этого председательствующий объявляет результаты отбора, не указывая оснований исключения из списка тех или иных кандидатов в присяжные заседатели, благодарит остальных кандидатов в присяжные заседатели.

20.

Если оставшихся кандидатов в присяжные заседатели окажется меньше десяти в верховном суде республики, краевом или областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа, окружном (флотском) военном суде и меньше восьми в районном суде, гарнизонном военном суде, необходимое количество лиц вызывается в суд дополнительно по запасному списку. В отношении вновь вызванных в суд кандидатов в присяжные заседатели вопросы об их освобождении от участия в рассмотрении уголовного дела и отводах решаются в порядке, установленном настоящей статьей.

21. Председательствующий оглашает фамилии, имена и отчества присяжных заседателей, занесенные в протокол судебного заседания.

При этом первые по списку восемь присяжных заседателей верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда и первые по списку шесть присяжных заседателей районного суда, гарнизонного военного суда образуют коллегию присяжных заседателей по соответствующему уголовному делу, а последние по списку два присяжных заседателя соответствующего суда участвуют в рассмотрении уголовного дела в качестве запасных присяжных заседателей.

22.

По завершении формирования коллегии присяжных заседателей председательствующий предлагает восьми присяжным заседателям верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда либо шести присяжным заседателям районного суда, гарнизонного военного суда занять отведенное им место на скамье присяжных заседателей, которая должна быть отделена от присутствующих в зале судебного заседания и расположена, как правило, напротив скамьи подсудимых. Запасные присяжные заседатели занимают на скамье присяжных заседателей места, специально отведенные для них председательствующим.

23. Формирование коллегии присяжных заседателей производится в закрытом судебном заседании.

24. Если в материалах уголовного дела содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, то у присяжных заседателей отбирается подписка о ее неразглашении. Присяжный заседатель, отказавшийся дать такую подписку, отводится председательствующим и заменяется запасным присяжным заседателем.

Источник: http://UPkod.ru/chast-3/razdel-12/glava-42/st-328-upk-rf

В россии расширилась компетенция суда присяжных

Суд присяжных статьи ук рф

Контекст

ВС РФ озвучил свои новые позиции о суде присяжныхВ списках кандидатов в присяжные нельзя указывать их адрес — ВС

С сегодняшнего дня в России расширяется компетенция суда присяжных — коллегии народных заседателей начнут работать в районных и гарнизонных военных судах, а число составов преступлений, попадающих под эту форму судопроизводства, увеличивается.

Соответствующие поправки в Уголовно-процессуальный кодекс РФ внесли по инициативе президента России Владимира Путина, отмечающего “необходимость расширить сферу деятельности судов с участием присяжных” и предоставить возможность “как можно большему числу граждан избрать именно эту форму правосудия”.

Компетенция присяжных

Суды присяжных в районных и гарнизонных военных судах, в отличие от коллег в вышестоящих инстанциях, будут рассматривать дела по преступлениям, за совершение которых не может быть назначено наказание в виде пожизненного лишения свободы или смертной казни.

Законодатель расширил перечень составов преступлений, по которым можно просить “суда народа”, на девять позиций.

Теперь с участием присяжных могут быть рассмотрены дела о посягательствах на жизнь государственного или общественного деятеля (статья 277 УК РФ), лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование (статья 295 УК РФ) и сотрудника правоохранительных органов (статья 317 УК РФ). 

К компетенции “народных служителей Фемиды” также отнесены дела о геноциде (статья 357 УК РФ), убийстве (обе части статьи 105 УК РФ), умышленном причинении тяжкого вреда здоровью (часть 4 статьи 111 УК РФ), незаконном производстве, сбыте или пересылке наркотических и психотропных веществ (часть 5 статьи 228.1 УК РФ) и их контрабанде (часть 4 статьи 229.1 УК РФ). 

Поскольку по ряду этих статей предусмотрено самое суровое наказание, то условием для возможности просить о суде присяжных станет неоконченность преступлений. 

Ещё одной новацией является предоставление права рассмотрения дел “народным судом” женщинам, а также мужчинам старше 65 лет.

Раньше они были лишены такой возможности, поскольку им, согласно нормам закона, не назначают пожизненного срока даже за совершение особо тяжких преступлений.

Однако Конституционный суд РФ счёл такую правовую коллизию несправедливой и обязал законодателя обеспечить эту категорию населения правом выбора суда присяжных. 

Состав коллегии 

Численный состав коллегии присяжных в районных и гарнизонных судах также подвергся реформе: вместо привычных 12 заседателей она будет состоять из 6 человек. Таким образом, для оправдательного вердикта достаточно набрать за этот вариант три голоса, а для обвинительного вердикта необходимо, чтобы за него проали не менее четырех заседателей.

Кроме того, до восьми человек сокращается коллегия присяжных в судах городов федерального значения, республиканских, краевых, областных, а также окружных военных судах. Здесь вердикт выносится по аналогичным правилам: большинством , равное число трактуется в пользу подсудимого.

Для формирования коллегии в районных судах необходимо присутствие не менее 12 кандидатов, а в вышестоящих инстанциях — не менее 14. 

Обязанность по формированию основных и запасных списков кандидатов возлагается на местные органы власти, которые должны каждые четыре года направлять их в районные суды, а также высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ. При отборе кандидатов суды должны учитывать, что одно и то же лицо не может участвовать в качестве присяжного более чем в одном процессе в течение года.

Пленум ВС о суде присяжных 

В связи с введением института присяжных на уровне районных и гарнизонных военных судов пленум Верховного суда РФ внёс ряд значимых изменений в своё постановление о рассмотрении дел “народным судом”. 

В частности, ВС указал, что обвиняемый имеет право просить о суде присяжных даже после передачи дела в суд, следователь обязан разъяснить ему все нюансы подобного судопроизводства, иначе дело не подлежит рассмотрению, и в процессах с участием коллегии присяжных каждый фигурант дела должен иметь своего адвоката.

“Следователь при ознакомлении обвиняемого с материалами уголовного дела обязан разъяснить ему не только право ходатайствовать о рассмотрении в суде присяжных, но и особенности рассмотрения уголовного дела этим судом, его права и порядок обжалования вердикта, о чем в протоколе делается запись и отражается позиция обвиняемого по указанному вопросу. Невыполнение следователем данного требования является препятствием для рассмотрения уголовного дела судом”, — отмечается в постановлении. 

ВС также отметил, что обвиняемый может ходатайствовать о рассмотрении его дела судом присяжных не только после ознакомления с материалами дела, но и после передачи дела в суд: фигурант дела вправе обратиться с просьбой о решении его дела коллегией присяжных в течение трёх дней с момента получения копии обвинительного заключения. 

Высшая инстанция также обратила внимание судов на необходимость выполнения ими требований об обязательном участии защитника по делам, подлежащим рассмотрению судом с участием присяжных заседателей. 

“Участие защитника обеспечивается каждому обвиняемому с момента заявления хотя бы одним из обвиняемых ходатайства о рассмотрении уголовного дела судом с участием присяжных заседателей”, — говорится в документе. 

ВС вновь подчеркнул, что фигурантам дела обязательно должны быть понятны все особенности рассмотрения дела судом присяжных.

Источник: http://rapsinews.ru/judicial_analyst/20180601/282854718.html

Курс уголовного процесса

Суд присяжных статьи ук рф

Право гражданина на рассмотрение его дела с участием присяжных заседателей предусмотрено ст. 20 и 47 Конституции РФ, помещенными в гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина». Следовательно, в соответствии с ч. 2 ст.

47 Конституции РФ в случаях, предусмотренных федеральным законом, когда уголовное дело подпадает под юрисдикцию суда присяжных, право на рассмотрение дела таким составом суда есть конституционное право гражданина. Кроме того, ч. 2 ст.

20 Конституции РФ устанавливает, что назначение в качестве наказания смертной казни допускается только при условии предоставления обвиняемому права на суд присяжных.

Такая форма судопроизводства предусмотрена Конституцией как процессуальная гарантия права на жизнь. Можно считать, что на конституционном уровне суд присяжных признается наилучшей формой судопроизводства, содержащей высокий уровень гарантий справедливого правосудия при рассмотрении дел, когда обвиняемым грозит самое суровое наказание из всех возможных.

Поскольку суд присяжных вводился поэтапно, то возникал вопрос о наличии конституционного права обвиняемых на рассмотрение дела судом с участием присяжных заседателей в тех субъектах РФ, на территории которых такой суд еще не действовал.

Отсутствие суда присяжных в большинстве субъектов Федерации ставило обвиняемых в неравное положение. Нарушался конституционный принцип равенства всех перед законом и судом (ч. 1 ст. 19). В связи с этим Конституционный Суд Постановлением от 2 февраля 1999 г.

№ 3-П определил, что до тех пор, пока суд присяжных не начнет действовать на всей территории страны, смертная казнь как наказание за особо тяжкие преступления против жизни назначаться не может, независимо оттого, каким судом рассматривается дело.

Суд исходил из того, что «право обвиняемого на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей выступает особой уголовно-процессуальной гарантией судебной защиты права каждого на жизнь…

прямо установленной самой Конституцией Российской Федерации», которая должна применяться в равной мере ко всем гражданам, обвиняемым в совершении особо тяжких преступлений, независимо от места совершения преступления, которым определяется территориальная подсудность дела.

Однако и распространение такой формы судопроизводства на всю территорию страны не открыло возможности для назначения наказания в виде смертной казни, в том числе и по обвинительному приговору, постановленному судом с участием присяжных заседателей. Согласно позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Определении от 19 ноября 2009 г.

№ 1244-О-Р, запрет на вынесение смертных приговоров связан с конституционно-правовыми по своей природе обязательствами, вытекающими из международно-правовых договоров Российской Федерации.

Мотивом такого решения послужило то, что, «в результате длительного моратория на применение смертной казни сформировались устойчивые гарантии права человека не быть подвергнутым смертной казни и сложился конституционно-правовой режим, в рамках которого с учетом международно-правовой тенденции и обязательств, взятых на себя Российской Федерацией, – происходит необратимый процесс, направленный на отмену смертной казни, как исключительной меры наказания, носящей временный характер («впредь до ее отмены»)».

Производство с участием присяжных заседателей – альтернативное судопроизводство. Это означает, что уголовные дела рассматриваются таким составом суда не в обязательном порядке, в силу законодательных предписаний, а лишь тогда, когда на это есть волеизъявление обвиняемого, выраженное в соответствующем ходатайстве.

С участием присяжных заседателей по ходатайству обвиняемого могут рассматриваться уголовные дела, которые законом (п. 1 ч. 3 ст.

31 УПК РФ) непосредственно отнесены к подсудности федеральных судов среднего звена: верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, а также окружного (флотского) военного суда.

Если по ранее действовавшему законодательству любое дело, отнесенное к подсудности этих судов, могло быть рассмотрено с участием присяжных, то в настоящее время ряд преступлений исключен из юрисдикции присяжных. Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. № 321-ФЗ из юрисдикции суда присяжных были исключены дела о шпионаже (ст.

276 УК РФ), террористическом акте (ст. 205 УК РФ), государственной измене (ст. 275 УК РФ), захвате заложников (ст. 206 УК РФ) и некоторые другие. Федеральным законом от 8 марта 2015 г. № 47-ФЗ юрисдикция суда присяжных была ограничена за счет исключения дел о некоторых преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности, совершенных при отягчающих обстоятельствах.

Как было упомянуто выше, право обвиняемого на рассмотрение дела с участием присяжных в случаях, предусмотренных законом, является конституционным правом (ч. 2 ст. 47 Конституции РФ).

Поэтому в связи с принятием законов, которыми был исключен из ведения суда присяжных ряд составов, ранее подлежавших рассмотрению с их участием, возник вопрос, не ограничивается ли таким образом конституционное право обвиняемого на рассмотрение его дела с участием присяжных заседателей в той мере, в какой это предусмотрено целями конституционных норм.

Конституционный Суд РФ отметил особую конституционно-правовую значимость производства с участием присяжных заседателей при рассмотрении дел по тем составам преступлений, где оно предусмотрено, но признал также право федерального законодателя определять область правового регулирования подсудности уголовных дел суду присяжных.

Как указал Конституционный Суд в Постановлении, «само по себе изменение регулирования подсудности уголовных дел с участием присяжных заседателей не ограничивает доступ к правосудию и не затрагивает существо права на законный суд, равно как рассмотрение дела судом с участием присяжных заседателей не является непременным условием реализации права на судебную защиту как основного и неотчуждаемого права, гарантируемого Конституцией… Из этого вытекает, что изменение подсудности уголовных дел с участием присяжных заседателей не может рассматриваться как ограничение права на судебную защиту: дифференциация процессуальных форм судебной защиты обусловливается обязанностью государства обеспечивать эффективность способов правовой защиты …»1Постановление Конституционного Суда РФ от 19 апреля 2010 г. № 8-П «По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части второй статьи 30 и части второй статьи 325 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан… и запросом Свердловского областного суда» // СПС «КонсультантПлюс»..

Обвиняемый имеет право заявить ходатайство о рассмотрении дела судом присяжных при ознакомлении со всеми материалами дела по окончании расследования (ч. 5 ст. 217 УПК РФ).

Следователь обязан разъяснить ему это право, а также особенности рассмотрения дела таким составом суда, значение вынесенного по делу вердикта, права обвиняемого в судебном разбирательстве и особенности обжалования судебного решения.

Обвиняемый должен ясно понимать все возможные для него последствия в связи с выбором такой процедуры судебного разбирательства. О разъяснении обвиняемому его права делается отметка в протоколе ознакомления с материалами дела. Там же фиксируется позиция обвиняемого по вопросу о рассмотрении дела судом с участием присяжных.

Если в деле несколько обвиняемых, то выясняется позиция каждого обвиняемого по этому вопросу. При коллизии интересов закон отдает предпочтение праву обвиняемого на рассмотрение дела с участием присяжных как конституционному.

Однако прежде необходимо рассмотреть вопрос о возможности выделения материалов уголовного дела в отдельное производство в отношении несогласных. Лишь при невозможности это сделать все дело подлежит рассмотрению судом с участием присяжных заседателей (п. 1 ч. 5 ст. 217 УПК РФ).

Условием выделения дела в отдельное производство является отсутствие препятствий для всесторонности и объективности разрешения уголовного дела как выделенного в отдельное производство, так и того, что будет рассматриваться с участием присяжных заседателей.

Любое решение по этому вопросу должно содержать изложение мотивов, которые послужили основанием для вывода. Отсутствие мотивированного постановления является основанием для возвращения дела прокурору.

Ходатайство о рассмотрении дела судом с участием присяжных заседателей может быть заявлено как при ознакомлении с материалами дела, так и позднее, но только до принятия решения о назначении судебного заседания.

Обвиняемый может заявить ходатайство непосредственно на предварительном слушании, проведение которого назначено судом по иным основаниям.

Также обвиняемый может после заявления ходатайства отказаться от реализации своего права на рассмотрение дела судом присяжных, но до принятия судьей решения о рассмотрении дела с участием присяжных заседателей. Позднее такой отказ не принимается (ч. 5 ст. 325 УПК РФ).

Источник: https://isfic.info/ugpro1/prockurs77.htm

Право обвиняемого на рассмотрение уголовного дела в суде с участием присяжных заседателей | Студент-Сервис

Суд присяжных статьи ук рф

Обвиняемый имеет конституционное право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом (ч. 2 ст. 47 Конституции РФ). Согласно ч. 2 ст.

20 Конституции РФ всякий обвиняемый в совершении особо тяжкого преступления против жизни, за которое ему по уголовному закону может быть назначена исключительная мера наказания – смертная казнь, – имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

Таким федеральным законом является УПК РФ, согласно которому судья федерального суда общей юрисдикции и коллегия из двенадцати присяжных заседателей могут рассматривать по ходатайству обвиняемого уголовные дела, подсудные верховному суду республики, краевому или областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа (п. 1 ч. 3 ст.

31 УПК РФ), с учетом исключения некоторых статей. Реализация конституционного права обвиняемого на суд присяжных зависит от его позиции по вопросу о составе суда. Уголовное дело соответствующей подсудности с согласия обвиняемого может быть рассмотрено судом присяжных заседателей, коллегией из трех профессиональных судей либо судьей единолично.

То есть без соответствующего ходатайства обвиняемого дело не может рассматриваться судом присяжных или тремя профессиональными судьями. Свое право на рассмотрение дела судом с участием присяжных заседателей обвиняемый может реализовать путем заявления соответствующего ходатайства на следующих этапах производства по делу:

  • при ознакомлении с материалами уголовного дела по окончании предварительного расследования. Это ходатайство отражается в протоколе ознакомления с делом. В этом случае после поступления дела в суд, согласно п. 5 ч. 2 ст. 229 УПК РФ, проводится предварительное слушание, где обвиняемому предстоит изложить свою позицию по данному вопросу. Если здесь обвиняемый снял свое ходатайство о рассмотрении дела судом присяжных, отказался от него, такой отказ должен быть принят как окончательный. В дальнейшем его ходатайства по этому же поводу не удовлетворяются. Если же обвиняемый в ходе предварительного слушания перед судьей подтвердил свое ходатайство о рассмотрении дела судом с участием присяжных заседателей, отказ от него в дальнейшем не принимается (то есть дело рассматривается именно с участием присяжных);
  • после направления уголовного дела в суд. В течение 3 суток со дня получения копии обвинительного заключения обвиняемый вправе ходатайствовать о проведении предварительного слушания (ч. 3 ст. 229 УПК РФ). Если обвиняемый заявит о желании, чтобы дело рассматривалось с участием присяжных заседателей, такое ходатайство подлежит удовлетворению и уголовное дело после предварительного слушания должно быть назначено к рассмотрению по существу с участием присяжных заседателей;
  • во время предварительного слушания, назначенного для разрешения иных вопросов (то есть вне связи с ходатайством о рассмотрении дела с участием присяжных). По смыслу ч. 5 ст. 231 УПК РФ до назначения судебного заседания подсудимый вправе заявить ходатайство о рассмотрении уголовного дела судом с участием присяжных заседателей (п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ «О применении судами норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующих судопроизводство с участием присяжных заседателей» от 22 ноября 2005 года № 23).

После назначения судебного заседания ходатайство подсудимого о рассмотрении его дела судом с участием присяжных заседателей удовлетворению не подлежит и его право на суд присяжных остается нереализованным.

Также невозможен отказ обвиняемого от данной формы судопроизводства, если дело назначено к рассмотрению судом с участием присяжных заседателей.

То есть принятое по результатам предварительного слушания решение о введении в действие сложнейшего механизма судопроизводства с участием присяжных заседателей является бесповоротным.

Впоследствии, даже если в ходе судебного разбирательства характер обвинения стал существенно иным, например, обвинитель изменил обвинение, отказавшись от уголовного преследования за убийство при отягчающих обстоятельствах, поддерживая лишь обвинение в убийстве при превышении пределов необходимой обороны, рассмотрение дела должно быть продолжено в суде присяжных, хотя новое обвинение не относится к его подсудности.

Не нашли что искали?

Преподаватели спешат на помощь

Если дело, рассмотренное судом с участием присяжных заседателей, по результатам его пересмотра в апелляционном порядке возвращено в суд первой инстанции, оно в обязательном порядке должно быть рассмотрено с участием присяжных заседателей, независимо от того, по какому обвинению был осужден или оправдан подсудимый отмененным приговором.

Уголовное дело, однажды принятое к производству судом с участием присяжных заседателей, должно быть окончательно разрешено по существу только этим судом. Оно не может «выпасть» из сферы его компетенции и перейти на рассмотрение судом с иным составом.

Общие правила разрешения вопроса о рассмотрении уголовного дела судом с участием присяжных заседателей в случае, когда по делу обвиняется несколько лиц:

  • ходатайствовать о рассмотрении дела судом с участием присяжных заседателей вправе только обвиняемые в совершении преступлений, указанных в п. 1 ч. 3 статьи 31 УПК РФ;
  • уголовное дело рассматривается в суде присяжных в отношении всех подсудимых, если хотя бы один из них заявил ходатайство о рассмотрении уголовного дела в данном составе суда, при отсутствии возражений со стороны остальных подсудимых (ч. 2 ст. 325 УПК РФ);
  • если один или несколько обвиняемых ходатайствуют о рассмотрении дела судом с участием присяжных заседателей, а другой или другие возражают против этого, действуют следующие правила:
  • лицу, заявившему ходатайство о рассмотрении дела судом присяжных, обеспечивается реализация его конституционное права, то есть дело в отношении него выделяется и рассматривается в заявленном составе суда;
  • для обвиняемых, отказавшихся от суда присяжных, изыскивается возможность рассмотрения их дела иным составом суда (одним или тремя судьями) путем выделения уголовного дела в отношении них в отдельное производство; Если выделение дел невозможно, то все дело рассматривается судом с участием присяжных заседателей.
  • если отказ от суда присяжных заявлен одним из обвиняемых следователю по окончании ознакомления с материалами уголовного дела, то следователь решает вопрос о выделении уголовного дела.

Если выделить уголовное дело невозможно, следователь выносит мотивированное постановление об этом;  если следователь не вынес постановление о выделении уголовного дела, то судья обязан возвратить уголовное дело прокурору со стадии предварительного слушания;  если следователем вынесено законное и обоснованное постановление о невозможности выделения уголовного дела, судья обязан назначить судебное разбирательство с участием присяжных заседателей по всему уголовному делу в целом в отношении всех обвиняемых.

Источник: https://student-servis.ru/spravochnik/pravo-obvinyaemogo-na-rassmotrenie-ugolovnogo-dela-v-sude-s-uchastiem-prisyazhnyh-zasedatelej/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.