Субъект объект это

Субъекты и объекты образовательной системы

Субъект объект это

От уровня образования зависит эффективность функционирования социальных и хозяйственных процессов в обществе. Образование является необходимым элементом обеспечения прогрессивного развития страны.

Замечание 1

Образовательный процесс реализуется посредством системы образования представляющей собой совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих компонентов, служащих для обеспечения образовательного процесса в обществе.

Важную роль среди компонентов системы образования играют образовательные организации, которые реализуют исполнение образовательных программ. Интерес общества к сфере образования обуславливается его значением для собственного будущего каждым гражданином.

Как и любая система, образование имеет субъект и объект, которые выполняют конкретную роль в образовательном процессе и тесно взаимодействуют друг с другом.

Современный подход к определению субъектов и объектов образовательного процесса

Определение 1

Субъект образовательного процесса – это носитель инициативности т.е. это индивид или группа лиц, обладающий (-ие) определенными знаниями и занимающийся (-еся) их донесением до объекта образовательного процесса. Субъект является активным участником образовательного процесса.

Если ранее, в образовательной сфере применялся подход, согласно которому, субъектом был преподаватель, который владел знаниями и передавал их, то сейчас применяется новый подход, который отрицает положение о том, что учащиеся, не являются активными участниками образовательного процесса. Напротив, им отводится роль субъектов. Ученики и преподаватели ставятся на одну ступень в образовательной системе с тем лишь различием, что преподаватель выступает как субъект, организующий учебный процесс, а учащийся – как субъект учебной деятельности.

Рисунок 1. Субъекты образовательного процесса

Современные реалии показывают, что второй подход не может быть реализован на практике в полной мере. Учащиеся не всегда способны выполнять субъективную роль в образовательной системе.

Для этого программы школьного образования должны быть переориентированы на новый лад. Образовательный процесс построен таким образом, что упор делается только на получение знаний.

Учеников не готовят к тому, чтобы они могли полноценно воздействовать на образовательный процесс.

Субъект образовательного процесса должен:

  • Быть в курсе целей обучения и осведомлен о гуманитарном подходе к окружающей среде;
  • Знать подходы к формированию и совершенствованию культуры образования, цели и задачи, а также приемы воспроизводства культуры в системе образования, быть ознакомлен со стандартами образовательного процесса и основными способами передачи учебной информации;
  • Обладать навыками построения учебного процесса, грамотного распределения информации, приспосабливаться к окружающей действительности, чтобы обеспечить продуктивность обучения и уметь анализировать результаты образовательного процесса.

В своей деятельности, субъект образовательной системы должен быть ориентирован на следующие задачи:

  1. Выработка собственного стимула к трудовой деятельности;
  2. Выработка привычек следования образовательным стандартам и правилам, выполнение поручений;
  3. Совершенствовать свои навыки и изучать тематический материал;
  4. Быть заинтересованным в своей деятельности и выбирать профессию, осознавая все ее положительные и отрицательные стороны.

Замечание 2

Таким образом, субъектами системы образования выступают преподаватели и обучающиеся. Каждый играет свою функциональную роль.

Объектами образования выступают различные ресурсы, которые применяются субъектами для достижения образовательных целей. К объектам образовательного процесса относятся программы обучения, материальная база, приемы и способы обучения, стандарты обучения, инструменты, используемые для организации процесса, способы взаимодействия между участниками образовательного процесса.

Преподаватель как субъект образовательной системы

Выбор профессии преподавателя должен быть четким и осознанным. Каждый педагог должен иметь четкую общественную и профессиональную позицию. Он должен обладать совокупностью волевых, мыслительных и чувственных отношений к миру и к выбранной профессии. Мировоззрение и идеалы преподавателя должны отражать образовательные задачи и цели.

В своей деятельности, преподаватель должен занимать активную позицию.

Общественные взгляды преподавателя довольно часто отождествляют его профессиональную позицию. Преподаватель должен быть:

  • Информатором;
  • Другом, чтобы поддержать обучающегося или помочь сделать правильный выбор, вывод, принять решение;
  • Диктатором, когда пытается донести до понимания учеников нормы и ценностные ориентации;
  • Вдохновителем, чтобы заинтересовать учеников и вовлечь в процесс обучения;
  • Советчиком, при применении спокойного уговаривания;
  • Просителем, когда фактически просит вести обучающихся себя должным образом и соответствовать требованиям системы.

Любая роль преподавателя может привести как к положительному, так и к отрицательному исходу. Это зависит от личности преподавателя и его профессиональной позиции.

Обучающийся как субъект образовательной системы

Чтобы обучающийся смог стать активным субъектом учебного процесса, он должен уметь организовывать свою работу, строить планы, конкретизировать учебные действия, выбирать и реализовывать те действия, которые будут продуктивными в учебном процессе. Обучающийся должен умело составить программу реализации выбранных учебных действий на определенном обучающем материале и организовать примеры по их формированию.

Основным признаком обучающего как субъекта образовательной системы, является его способность следовать всем формам обучения и выполнять все его виды. Формирование обучающегося как субъекта учебного процесса не происходит одномоментно, а представляет собой длительный процесс тесного сотрудничества преподавателя и обучающегося, носящий адресный характер.

Становление ученика субъектом образовательной системы проходит в несколько этапов:

  1. Адаптация к условиям образовательного учреждения, ознакомление с их требованиями и особенностями.
  2. Активное выполнение своей социальной роли – разработка своей программы деятельности и поведения на основе целей и мотивов.
  3. Процесс самореализации – собственные навыки и качества приобретают целенаправленность.
  4. Разработка программы профессионального становления – обучающий начинает проявлять субъектность, путем преобразования своих качеств, знаний и умений в качества, которые необходимы для профессиональной деятельности и жизни в социуме.

Источник: https://2dip.su/%D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F/%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BA%D0%B0/%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0/%D1%81%D1%83%D0%B1%D1%8A%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%8B_%D0%B8_%D0%BE%D0%B1%D1%8A%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%8B_%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D1%8B/

Субъект в психологии – это что такое?

Субъект объект это

Субъект в психологии – это отдельная личность или группа людей, которая занимает активную позицию в преобразовании действительности, провоцирует изменения в других людях – объектах – и в себе самом.

Что такое психология?

Слово “психология” происходит от греческого “душа”. Сейчас данная наука изучает природу психики, ее механизмы и проявления. За всю историю становления объектами внимания дисциплины были и душа, и сознание, затем поведение, а сейчас наука изучает психику со всеми ее проявлениями.

Как видим, предмет психологии замещался несколько раз, объектом же всегда оставался человек с присущими ему психологическими проявлениями.

Как любая уважающая себя наука, психология, помимо объекта и предмета, имеет еще задачи, принципы и методы.

Задачи психологии

Задачи науки немного меняются параллельно с предметом. На данном этапе сформировались следующие:

  • изучение влияния деятельности на психику человека, на его межличностные и межгрупповые отношения;
  • исследования психологических условий профессиональной деятельности;
  • изучение способов влияния на отдельную личность, коллектив и массы;
  • установление закономерностей динамики трудоспособности;
  • выявление особенностей индивидуальных качеств, закономерностей и способов формирования личности в современном обществе.

Объект и субъект

Это два противоположных по значению понятия. Понятие “субъект” в психологии – это носитель действия, активный участник некоторого процесса, а объект – это то, на кого оказывают воздействие. Первый – это активная позиция, а второй – пассивная.

Например, субъектом в деревообрабатывающей деятельности будет мастер, а объектом само дерево; субъектом воспитания является воспитатель, а объектом – ребенок; субъектом образования является преподаватель (обучающий), а объектом – ученик.

Но некоторые педагоги считают, что процесс обучения настолько сложный, что без активной позиции ученика он невозможен.

То есть обучающийся является и объектом (например, на лекции, когда слушает и записывает материал), и субъектом (когда самообучается, готовится к практическим или контрольным) образования.

В сфере “человек – человек” роли объекта и субъекта имеют тонкую грань и могут иметь некоторые метаморфозы.

Определение субъекта

В психологии это отдельная личность, которая относится к проявлениям своей психики как к объектам, способна к самопознанию и рефлексии. Субъектом может являться не только один человек, который видит себя со стороны и воспринимает себя же как объект, но и группа людей, и даже целое общество.

Субъектами психологии как науки являются ученые-психологи, которые проводят эксперименты, опросы, тесты и т. д.

Существует несколько отраслей психологии, и в каждой из них понимание человека как субъекта психологии будет немного видоизменяться.

Синонимы в психологии

В психологии очень часто переплетаются, путаются и неоправданно отождествляются понятия “личность”, “субъект”, “индивид” и “индивидуальность”.

Субъект может быть природным, социальным и культурным. Природный субъект – это индивид, а социальный и культурный – это личность.

Индивид

Данный субъект в психологии личности рассматривается как отдельный организм. Новорожденный ребенок уже индивид, но еще не личность, просто представитель рода Homo.

Тем не менее на этом раннем этапе данная биологическая единица представляет собой нечто целостное и может функционировать относительно независимо.

Часто в бытовой речи данное слово приравнивается к индивидуальности, что иногда провоцирует нелепые казусы, так как назвав человека индивидом, вы вряд ли сделаете ему комплимент.

Личность

Только внедряясь в микросоциум, а затем в социум, индивид начинает развиваться как личность. Если размышлять математически, то для становления социального субъекта необходимо как минимум два человека.

Маугли нельзя назвать личностью, так как он не взаимодействовал с людьми. Он развивался в обществе, но ином, не человеческом.

Однако существует несколько уровней развития социальных субъектов: на первом формируются психические процессы, на втором – интеллект, на третьем – общая культура и воспитанность, далее развиваются коммуникативные и социальные навыки и т. д.

Человека воспитанного легко отличить от того, у кого культуры явно не хватает.

Индивидуальность

Под индивидуальностью подразумевают совокупность черт, привычек, повадок, реакций, отношений и других проявлений личности, которые отличают ее от всех остальных.

Несмотря на то что ярко выраженной индивидуальностью может обладать и индивид, который не дорос до уровня личности (тот же Маугли), все же ею принято называть наивысшее проявление личности.

Чтобы развивать свою индивидуальность на прочном фундаменте, необходимо дорасти до личности, стать полноправным субъектом социума, понять, что ты благополучно влился в общество, что ты такой, как и все, а лишь потом подчеркивать и развивать свою индивидуальность.

Отрасли психологии

В наши дни психология стала невероятно популярной. В эру компьютерных технологий и искусственного интеллекта человечеству в качестве сравнения стало интересно изучать душу человека.

Разделы психологии формируются исходя из того, на чьей психике фокусируется внимание, в каких условиях он находится. Задействуется и много других критериев.

Если молодая девушка без психологического образования скажет, что увлекается психологией, скорее всего, она имеет в виду психологию отношений или семейную психологию.

Наиболее популярными и нужными можно назвать следующие отрасли: общая, так как без нее никуда; социальная; возрастная или психология развития; педагогическая; медицинская; военная; юридическая; гендерная; семейная; патопсихология; дифференциальная и т. д.

Общая психология

Субъект этой обобщенной отрасли – личность или несколько человек, которые являются источником познания и изменения действительности, отличительная их черта – активность.

Субъект провоцирует изменения как в других людях, так и в себе самом, смотря на себя как бы извне.

Субъектом психологии как науки будет уже являться не каждый человек, а ученый, который занимается исследованиями различных аспектов предмета психологии.

Предметом психологии как науки является психика человека, а объектов может быть очень много: различные патологии развития, психические процессы (познавательные, коммуникативные, эмоционально-волевые), психические состояния, свойства и т. д.

Психология труда

Субъект трудовой деятельности – человек, который работает. Именно он и является объектом изучения данной отрасли психологии.

Психология труда как отдельная сфера знания выделилась в средне прошлого столетия. В начале двадцатого века работник рассматривался как объект исследований, то есть человек, который занимает пассивную позицию в своей деятельности.

Он работает по строго регламентированной инструкции, без возможности и риска самостоятельно принимать решения, а также проявлять креативность.

Во второй половине двадцатого века на работающего человека уже смотрят как на субъект, так как он занимает не пассивную, а активную позицию.

Данный раздел науки организовался не только для анализа и наблюдения за личностью в ходе ее трудовой деятельности как одной из основных сфер жизни, но и для дальнейшей оптимизации процедуры профподготовки, повышения производительности, изучения трудовой мотивации и других периферийных задач.

Социальная психология

Субъектом в данном случае будет все тот же человек, только рассматриваться он будет как социальная единица.

Некоторые исследователи субъектом этой отрасли считают социум, а объектом его деятельности – отдельного индивида.

Социальная психология изучает закономерности поведения людей в обществе в ходе их взаимодействия.

В свою очередь данная отрасль психологии имеет три основные направления изучения: группы, общение в обществе и личность в социуме.

Неоднозначное понимание

В такой науке, как психология, личность – субъект деятельности, и она же – объект. Начиная с середины прошлого века взгляды данной отрасли знания на позиции субъекта и объекта несколько изменились.

Человек, который работает, учится, общается, раньше по праву считался объектом исследований. Все верно, ведь на нем сфокусировано внимание того, кто этим занимается – субъекта.

Но если говорить об активности и пассивности, то работающий, учащийся и другая действующая личность не может быть объектом. Сам процесс делания переводит ее из состояния пассивного в активное.

Поэтому сейчас наиболее корректно говорить так: объектом психологических исследований в той или иной сфере является человек или группа людей как субъект какой-либо деятельности.

Такая неоднозначность понятий “субъект” и “объект” прослеживается в сфере “человек – человек”, где последний бывает то активным, то пассивным участником процесса.

Если врач дает наставления своему пациенту, и тот их исполняет, он одновременно является объектом терапевтического процесса (у него есть наставник, который поставил перед ним ряд конкретных задач) и его же субъектом (так как сам берет таблетку, выпивает ее, делает себе компрессы и т. д.).

В случае с врачом-хирургом пациент будет лишь объектом в процессе оперирования, ведь он пассивен и находится под наркозом.

Субъект через объект

Можно рассматривать термин “субъект” как все то, что не является объектом, и наоборот. Субъект – это Я. Все то, на что человек может указать, является объектом. При этом Я никогда не будет объектом. Под “Я” в данном случае имеется в виду восприятие. “Что такое тогда самовосприятие?”, – спросите вы.

Самовосприятие в ходе оперирования данными категориями приравнивается к термину “восприятие”, которое не может стать объектом, так как это и есть мы. Воспринимать можно отдельные предметы, явления и даже свое тело – это объекты, но когда мы мыслим о нашем восприятии, объектами становятся мысли, а не восприятие. Поэтому субъектом можно назвать совокупность всех воспринимаемых нами объектов.

Человек может отделить восприятие одной вещи от восприятия другой, но целостное восприятие нельзя ни от чего отделить и ни с чем сравнить. Так как объекты мы можем сопоставлять друг другу, сравнивать, видеть некоторые из них одновременно, но с полным восприятием таких манипуляций провести невозможно.

Восприятие и самовосприятие

Восприятием называют процесс познания окружающего мира с помощью органов чувств. Оно формирует наше познание.

Образы предметов и явлений фиксируются в нашем сознании благодаря восприятию. Но то, как мы видим мир, является субъективным представлением, а не реальным.

Каждый человек воспринимает мир по-своему исходя из приобретенного жизненного опыта, знаний, типа темперамента и ряда других причин.

Если в центр круга тренинговой группы поставить гитару, то каждый будет видеть ее с различных ракурсов, стало быть, и описание данного предмета будет разным.

Субъективное и объективное мнение

Как понятие “субъект” противопоставляется понятию “объект”, так и “субъективность” противопоставляется “объективности”.

Субъект хоть и занимает активную позицию, все же у него есть один весомый “недостаток”: он видит мир только с одной точки – с позиции своего восприятия.

Вернемся к примеру с гитарой. Представим, что в кругу сидят люди, а по центру стоит музыкальный инструмент.

Человек, к которому она повернута тыльной стороной, будет с полной уверенностью утверждать, что она не имеет струн, гриф неизвестно как крепится, а о толщине не сможет сказать ни слова.

Тот же, кто сидит напротив, наоборот, будет яростно убеждать оппонента в том, что струны все-таки присутствуют. Видящий гитару в профиль не будет сомневаться, что это достаточно узкий предмет, и т. д.

Субъективных мнений может быть тысяча, а объект один – гитара. Если кто-то из участников встанет и обойдет круг, то в этом случае он сможет описать предмет объективно.

Исходя из данного уравнения, можно говорить о том, что объективное мнение – это совокупность субъективных.

Субъекты общения

В психологии субъектами общения принято называть индивида, который владеет коммуникативными навыками, умеет взаимодействовать с другими людьми и обладает социально-культурными навыками.

Субъектом общения можно называть не только взрослых людей, но и младших школьников, и детей дошкольного возраста, которые в ходе общения пытаются выстроить личные социальные контакты.

Источник: https://FB.ru/article/373766/subyekt-v-psihologii---eto-chto-takoe

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.