Субъект и объект различия

Содержание

Субъект деятельности – это что такое? Субъект и объект деятельности

Субъект и объект различия

Субъект и объект деятельности – важные категории в познании. Неверное отражение специфики субъект-объектных отношений в конкретной практической области применения может привести к серьезным последствиям для ее участников. В статье разграничены эти понятия на конкретных примерах.

Из истории формирования термина

В истории познания разграничение активных и пассивных ролей для участников заложено в традицию еще с античности. Субъект деятельности – это основание, активное начало любого процесса.

Если рассматривать термин в качестве производного от латинского “subjectus” — лежащий в основе, некий принцип, Можно истолковать это понятие в качестве постояного активного начала любой формы бытия: сознания, природы, общества.

У Аристотеля понятие субъекта употребляется в смысле первичной субстанции, абсолютного начала любого движения и развития.

Только с семнадцатого века философ Рене Декарт ввел противопоставление двух начал в познании. Субъект – тот, кто познает, объект – то, на что направлена активность. В данном эпистемологическом поле значение термина употребляется и в настоящее время. Это, прежде всего, категории логики.

Логика – наука о непротиворечивости мышления. И стоит заметить, что безобидные, на первый взгляд, ошибки мышления иногда приводят к трагическим последствиям. Непонимание роли и значения субъекта в мировой эволюции, в формах жизнедеятельности общества – великое заблуждение людей.

Что такое субъект деятельности

Попробуем рассмотреть современное значение термина в разных областях его применения.

  • В философском смысле субъект деятельности – это индивид, активно познающий окружающую действительность (объект) и преобразующий его в процессе познания.
  • В социологическом поле субъектом может выступать как человек, группа, общество, так и человечество в целом, то есть любой участник социального взаимодействия.
  • В юридическом значении субъектом является носитель правоотношений, наделенный правами и обязанностями перед другими членами общества. Это может быть конкретное физическое либо юридическое лицо.
  • В психологии субъектом выступает человек, носитель психологических характеристик и свойств.

Сущность же при таком многообразии предметной среды остается единой: субъект – активное начало деятельности, направленное на объект познания и практического освоения окружающей действительности.

Объект деятельности: какие у него характеристики?

Если субъект несет в себе активное начало, то объект является предметом его деятельности. В истории познания активная роль признавалась за человеком, пассивная – за окружающим миром.

В силу свей способности к мышлению и созиданию именно человеку исконно приписывалось преобразующее начало в природе. С развитием естествознания и пониманием законов физики меняется роль объекта в процессе познания.

Сила противодействия со стороны объекта также наделена активностью и влияет, в свою очередь, на субъект познания. Более того, субъект и объект деятельности в процессе взаимодействия могут меняться местами.

Поэтому познание должно исходить из принципа взаимодействия не в понимании линейной направленности на объект со стороны человека, а в диалектическом единстве участников процесса познания.

Велико преобразующее влияние в процессе познания природы человеком. И в нем он выступает как субъект деятельности. Пример этому – вся история науки. Результатом активности человека является цивилизация.

С другой стороны, человек в качестве субъекта познания является центральной темой исследования всего цикла гуманитарного знания. И в этом случае он одновременно служит объектом познания. Метаморфозы превращения человека из субъекта в объект повсеместны. И это легко объясняется природой самого человека.

Он есть часть природы, способ существования высокоорганизованной материи. И в этом смысле, воздействуя на природу, человек сам для себя служит объектом исследования и активного преобразования. Диалектическое единство двух начал – активного, преобразующего и пассивного, непознанного служит великим двигателем прогресса.

Личность в субъект-объектных отношениях

Личность ─ это индивидуальность, осознавшая себя через призму общества.

Человек, рождаясь индивидом с неповторимым сочетанием метрических и социально-психологических характеристик, в процессе своего развития проходит несколько стадий, прежде чем станет личностью.

Прежде всего, это семья и ближнее окружение, которое дает первое представление о принципах и нормах общества. Затем детский сад, школа, учеба в ВУЗе, работа….

Эти ступени становления в обществе на каждом из этапов позволяют человеку все в большей степени осознать свою индивидуальность и стать активным творцом действительности. Личность как субъект деятельности имеет официальное рождение ─ этап совершеннолетия. В этот момент человек может полностью реализовать свои права, но обязан и нести в полной мере ответственность перед обществом.

Тонкая грань и большая опасность

Неужели так важно понимать, что такое субъект деятельности, для чего нужна такая терминология в реальности, и заслуживает ли внимания эта тема?

Давайте обратимся к действительности. Немного времени прошло с тех пор, кода имела место великая путаница в понятиях, иллюстрацией которой стала история нашего общества «в картинках». Вспомним время, когда человеку по Конституции отводилась роль объекта. Главенствующей была Коммунистическая партия, и лозунг «Ум, честь и совесть нашей эпохи» четко определял субъекта деятельности.

Приоритеты были расставлены в следующем порядке: государство, общество, человек. То есть человек как субъект деятельности был на последнем месте в списке государственного масштаба. А великие нравственные понятия отчуждались в пользу безликой партии. Проблемы этого периода сохраняются и в настоящее время, когда человек рассматривается как средство для достижения каких-либо целей.

Субъектами не рождаются, ими становятся

Как говорилось выше, только с совершеннолетием человек начинает проявлять себя как субъект деятельности. Пример выпускник средней школы.

Восемнадцать лет – это рубеж, с которого начинается отсчет взрослой и самостоятельной жизни. Это рубеж, который открывает свободу выбора для человека, одну из важнейших социальных характеристик личности.

В этот период человек самостоятельно принимает решение о профессиональном самоопределении.

Возрастной порог во взрослую жизнь – только социально принятая условность. Как в любом правиле, здесь существуют исключения, и даже ребенок может влиять на окружающий мир силой своего таланта или гениальности, просто личного обаяния.

Бывает, что именно личность ребенка определяет выбор приоритетов в семье и влияет на формирование семейных ценностей.

В этом случае ребенок становится активным субъектом, определяющим устои, а иногда и бюджет семьи, и семья в этом случае становится для него не только средой воспитания, но и объектом влияния.

Образовательная среда

Педагогическая система советского общества ─ это яркий пример отношения к ученику как объекту воспитания. Обучение в соответствии со стандартом, по единым требованием ─ соответствовать нормам воспитательной системы. В итоге общество стало обезличенным.

Проблема нивелирования субъекта познания – личности – стала общей проблемой общества.

Для воспитания достойного члена общества важно, чтобы сама система предоставляла свободу мышления, выбора человеком варианта поведения, стиля проявления своей индивидуальности, личностных основ. Субъект данной деятельности – именно сам учащийся.

С возможностью активного участия в определении программ и форм обучения, управления детским коллективом. Только в такой среде может быть воспитан и будущий субъект как экономического, так и социального сообщества.

Понятие “субъект” употребляется иногда с негативным смыслом. И это естественно. Активность может быть как со знаком «плюс», так и со знаком «минус». В асоциальной сфере субъектом деятельности является преступник.

Либо член общества, который занимает активную позицию асоциального поведения. И в этом случае человек может активно проявлять энергию, направленную на разрушение общества.

В силу убеждений (террористическая деятельность), статуса (криминальный авторитет), психологической зависимости (алкоголизм, наркомания и иные зависимости) и в других формах противоправного поведения. В этом случае также легко стираются грани между субъектом и объектом деятельности.

Поскольку сам индивид является органической частью и представляет неразрывное единство с окружающим его миром, то и следствием активного разрушения является самоуничтожение субъекта.

Ответственность субъекта

Поскольку принципом проявления человека в качестве субъекта является его воздействие на окружающую среду и ее преобразование, то он несет ответственность за результаты этих действий.

Субъект деятельности ─ это человек, который отвечает за ее последствия. По принципу физического закона «Сила действия равна силе противодействия», субъект получает то, что отдает обществу и природе.

Потому выбор варианта поведения – это еще и осознание своей успешности в обществе либо отказ от такой попытки.

Человек и природа

Особенную форму ответственности несет человек перед природой, когда проявляет себя как субъект деятельности. Это его отношение к состоянию окружающей среды, оценка последствий от активного преобразования природы в интересах общества.

Часто риск опасности для экологии и последствий от нещадной эксплуатации сырьевых ресурсов уступает место прагматическому расчету и личной выгоде. Именно в таких случаях можно говорить о нерациональном поведении субъекта и несовпадении интересов субъекта и объекта в процессе взаимодействия.

Природа в таком случае сама превращается в форме катаклизм в субъект деятельности. Определение степени свободы и ответственности ─ два основных критерия оценки результатов активности человека в природе. Вот мы и рассмотрели понятия “субъект” и “объект”.

Источник: https://FB.ru/article/163071/subyekt-deyatelnosti---eto-chto-takoe-subyekt-i-obyekt-deyatelnosti

Дайте определение понятиям «объект» и «субъект»

Субъект и объект различия

Дайте определение понятиям «объект» и «субъект».

Субъект – активный участник направленной деятельности.

Объект – пассивный участник направленной деятельности.

Дайте определение понятиям «потребность» и «желание».

Потребность – объективная необходимость во взаимодействии с окружающей средой для сохранения функционирования и развития объекта.

Желание – субъективно осознанная потребность, соотнесенная с конкретным результатом ее удовлетворения.

Дайте определение понятиям «проблема» и «цель».

Проблема – разность между необходимым и существующим.

Цель – субъективный образ несуществующего, но желаемого состояния реальности, которое решило бы возникшую проблему и на достижение которого будет направлена деятельность.

Укажите различия понятий «желание» и «цель».

Желание – субъективно осознанная потребность, соотнесённая с конкретным результатом её удовлетворения.

Цель – субъективный образ несуществующего, но желаемого состояния реальности, которое решило бы возникшую проблему и на достижение которого будет направлена деятельность.

Желание носит целевой характер, но эта цель – только цель-желание – без критического осмысления её достижимости. Пределом желания является мечта – цель, не обеспеченная средствами для её достижения.

Укажите различия понятий «задача» и «проблема».

Задача — проблемная ситуация с явно заданной целью, которую необходимо достичь

Проблема — это разница между существующей и желаемой системами. Если этой разницы нет, то нет и проблемы.

Поясните, что понимается под точкой зрения в целеполагании.

Взгляд субъекта на что-либо.

Раскройте суть субъективности целеполагания.

Укажите различия между целью-результатом и целью-направлением.

Цель-результат – конкретная измеримая цель.

Цель-направление – идеальная качественная цель.

*Увеличение выпуска продукции в 2р. – цель-резульат, а повышение образовательного уровня работников – цель-направление.

Поясните причины многокритериальности.

Очень редко единственный критерий удачно отображает цель, поскольку критерий лишь приближённо (как и всякая модель) отображает цель и адекватность одного критерия может оказаться недостаточной.

Укажите различия между объективными и субъективными ограничениями целеполагания.

• объективные – законы природы и ресурсные ограничения;

• субъективные – ограниченность понимания действительности и система ценностей субъекта целеполагания.

Поясните, с чем связаны субъективные ограничения целеполагания.

Перечислите основные проблемы целеполагания.

неопределенность целеполагания, опасность подмены целей средствами, влияние ценностей на цели, опасность смешения целей, множественность целей, изменение целей со временем

Поясните, что понимается под проблематикой.

Проблематика – это совокупность проблем, возникающих в окружающей среде при решении проблем исследуемого объекта.

Поясните причины неопределенности целеполагания.

недостаточная изученность свойств окружающей действительности, неполнота информации о ней и о себе самом.

Раскройте суть влияния ценностей субъекта на целеполагание.

Надо быть готовым к тому, что на выбор целей существенно влияет общая идеология, то есть система ценностей, которой придерживается субъект. Под ценностями обычно понимаются персональные или социальные предпочтения или приемленость путей их достижения.

Раскройте суть опасности смешения целей.

Разновидностью влияния ценностей на цели является смещение целей. В этом случае узкопрофессиональные ценности превалируют над общественно полезными и необходимыми.

Поясните причины и проблемность множественности целей.

Основные причины множественности целей:

1. невозможность точно выявить, измерить и увязать все факторы, влияющие на максимум прибыли, а также свести их к единому синтетическому (объединенному) показателю;

2. необходимость декомпозиции целей системы по критерию «средства-результаты».

18. Перечислите основные требования к цели.

Конкретность – при определении цели необходима точность отражения ее содержания, объема и времени.

Измеримость – цель должна быть представлена количественно или каким-либо другим способом для оценки степени ее достижения.

Достижимость – цели должны быть реальными, не выходящими за рамки возможностей исполнителей.

Согласованность – цели следует рассматривать не изолированно, а во взаимосвязи.

Приемлемость – необходимо учитывать потребности, желания, традиции, сложившиеся в обществе ценности.

Гибкость – возможность внесения корректировки по мере происходящих в среде изменений.

Объясните, зачем строятся модели.

– сложность реальных объектов

-необходимость проведения экспериментов

-необходимость прогнозирования

Дайте определение понятию «модель».

Модель – подобие объекта, которое воспроизводит интересующие нас свойства и характеристики объекта-оригинала или объекта проектирования.

Перечислите функции, которые могут выполнять модели.

-исследовательская – применяется в научном познании для изучения свойств объекта путем экспериментирования с моделью

-практическая – применяется в практической деятельности(проектировании, управлении, прогнозировании)

-тренинговая – используется для отработки практических умений и навыков специалистов в различных областях на тренажерах

-обучающая – используется в учебном процессе для формирования у обучаемых знаний, умений и навыков.

Перечислите формы представления моделей.

Физические

Словесные (вербальные)

Графические

Знаковые

Поясните, чем отличаются динамические модели от статических.

Статическая модель – время вообще не рассматривается.

Динамическая модель – время является важнейшим параметром модели.

Дайте определение понятию «окружающая среда».

Совокупность объектов, которые окружают исследуемый объект и прямо или косвенно воздействуют на него.

Определите, что понимается под входами и выходами объекта.

Входы и выходы объекта – некоторые условные точки, через которые реализуется связь (взаимодействие) объекта с внешней средой. На входы объекта из ОС поступают материальные, энергетические и информационные потоки, а после соответственно преобр. они поступают на выходы объекта.

Дайте определение понятию «черный ящик».

Представление объекта в виде некоторого преобразователя входных параметров в

выходные получило название «чёрный ящик» (понятие было предложено У.Р. Эшби). В

этом случае мы не знаем (или не желаем рассматривать) внутреннее содержание объекта,

а судим о его свойствах только на основании наблюдений над его входами и выходами.

Ещё о таком представлении говорят как о модели «вход-выход» или кибернетической

модели.

Перечислите типы входных переменных.

Исходя из критериев контролируемости и управляемости, входы условно разбивают на следующие типы:

· возмущения – контролируемые входы, т.е. можно измерять значения таких входных переменных (X);

· помехи или шум – неконтролируемые входы, если, например, для измерения значений или переменных не существует соотв. измерительных приборов или методик (ἐ);

· управления – управляемые входы, т.е. можно измерять значения этих переменных. В связи с тем, что такие изменения приводят к изменению значения выходных переменных, то эти входы можно считать и управляющими – изменяя значения их переменных, можно влиять на работу объекта (U).

Объясните, что такое «целевой выход объекта».

Целевые выходы Y – выходы, к-ые полезны потребителю (для создаваемых систем это те выходы, ради которых и создавалась система) либо соответствуют цели исследования.

Приведите не менее двух определений понятию «система».

· Упорядоченное представление об объекте исследования с тчк зр поставленной цели.

· Совокупность элементов, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой, к-ые образуют единое целое, обладающее свойствами, не присущими составляющим его элементам, взятым в отдельности.

Дайте определение процессу.

Последовательная смена состояний.

Дайте определение понятиям «объект» и «субъект».

Субъект – активный участник направленной деятельности.

Объект – пассивный участник направленной деятельности.

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/6xe1f0.html

Государственное управление. Объект и субъект – особенности и содержание

Субъект и объект различия

Управление – это один из неотъемлемых элементов повседневной жизни человека. Его возникновение обусловлено развитием общества, формированием государства и его органов. Одной из основных причин обособления управления выступает необходимость регулировать взаимоотношения между людьми. Далее в статье поговорим о содержании, субъектах и объектах государственного управления.

Суть понятия

Управление в широком смысле рассматривается, как использование совокупности методов и средств воздействия на объект, изменяющих его положение, свойства и поведение. Итог этой деятельности заключается в достижении поставленной управляющим субъектом цели. В связи с этим необходимо сказать о реальности предполагаемого результата и эффективности управления.

Подготовка управленческих кадров (президентская программа). Послевузовское профессиональное образование и стажировка

Льюис Козер: биография, личная жизнь, научная деятельность

Следует понимать, что далеко не каждый объект поддается управлению. Соответственно, реализовывать те или иные меры (средства, инструменты) по отношению к ненадлежащему объекту нецелесообразно, бессмысленно.

Кроме того, далеко не всегда при соблюдении ключевых принципов управления воздействие дает желаемые результаты. Более того, не исключены случаи и прямо противоположного эффекта. В этом состоит главная особенность субъектов, объектов и механизма государственного управления.

Такая закономерность наблюдается на всех уровнях хозяйственной деятельности и в любом социальном пласте общества.

Особенности воздействия

Канал ДНЕВНИК ПРОГРАММИСТА Жизнь программиста и интересные обзоры всего. , чтобы не пропустить новые видео.

В государственном управлении понятия субъекта и объекта считаются одними из ключевых. Именно через них и специфику их взаимоотношений раскрывается суть управления на государственном уровне.

Эффект от воздействия, достижение цели во многом обуславливается не только действиями, совершаемыми субъектами государственного (муниципального) управления. Объекты и их реакция тоже играют в процессе далеко не последнюю роль.

Сила тяжести: определение, формула, роль в природе и космосе

Как правило, воздействие в рамках управления рассматривается в качестве односторонней прямой связи. Однако есть еще и обратное взаимодействие, в ходе которого объект оказывает влияние на субъект (зачастую весьма существенное).

Учет этой обратной связи крайне важен в публичном (государственном) управлении. Субъект и объект в ходе взаимодействия вполне могут поменяться местами.

К примеру, сначала руководство предприятия устанавливало, какими должны быть условия труда, но впоследствии сотрудники начали забастовку, и администрация была вынуждена поднять зарплату.

Надо отметить, что в сфере публичных отношений для характеристики обратной связи не используют термин “управление”. Взаимодействие субъекта и объекта в государственных органах воспринимается в основном в виде однолинейного командного влияния первого на второго.

Модели взаимодействия

В целом государственное управление основано на одной простой истине: в нем нет ни одного элемента, который может обособленно решить любую задачу. То есть, между всеми элементами существует взаимодействие.

Для лучшего понимания особенностей объектов, субъектов и сущности государственного управления, рассмотрим основные схемы формирования связей. Следует учитывать, что воздействие может оказываться не только на внешний объект, но и на разные звенья самой системы управления.

Между ними, собственно, и действуют вертикальные либо горизонтальные связи. В первом случае имеет место подчиненность, субординация, а во втором – относительное равноправие сторон.

Виды обратной связи

Очевидно, что под воздействием субъекта государственного управления объект и его поведение изменяются, то есть возникает определенная реакция. Она может быть активной или пассивной.

Объект посылает субъекту информацию о результатах воздействия. Оперативность ее обработки, оценка достоверности сведений, анализ данных позволяют выявить изменения и сформулировать выводы. Изменения вполне могут соответствовать воле субъекта управления, целям воздействия. В этом случае говорят о реакции согласия, о подчинении.

К примеру, субъект и объект государственного управления – ИФНС и плательщик. Если изменения соответствуют воле управляющего лица, то плательщик сдает отчетность, отчисляет необходимую сумму налогов и пр. Однако реакция объекта может и не соответствовать целям управления.

В нашем примере, возможно, плательщик не хочет отчитываться о движении своих финансовых средств, но вынужден это делать. Если субъекты не желают выполнять требования объекта управления, могут начаться протесты, митинги, забастовки.

В этих ситуациях прямая связь кардинально изменяет характер и приобретает форму принуждения (подавление недовольства, установление военной диктатуры и т. д.). Решения, принимаемые в таких случаях субъектами и объектами государственного управления, изменяют исходные прямые и обратные связи.

Что такое запах: понятие, значение, виды

Нюанс

Вид обратной связи и характер реакции имеют огромное значение для оценки качества воздействия и его совершенствования.

Особое внимание при этом необходимо уделять контролю прохождения информации и в прямом, и в обратном направлении, а также мерам по предотвращению искажения сведений.

Его отсутствие может привести к кризису государственного управления: субъект и объект кардинально изменяют свое поведение. Первый начинает принимать решения, не соответствующие поведению второго. В результате возникает активная негативная ответная реакция объекта.

Классификация субъектов

В качестве субъекта управления выступает структурно-организованная формация (общность), которая выполняет руководящую функцию. Его действия направлены на изменение состояния объекта.

Список субъектов государственного управления и их полномочий достаточно широк. В перечень, в частности, входят:

  • Президент.
  • Правительство.
  • Ведомства.
  • Министерства.
  • Руководители управлений и пр.

Структуры государственного управления классифицируются по самым разным признакам: по функциям и назначению, полномочиям, содержанию деятельности, отраслевому критерию и пр. На фото ниже представлена структура управления в России.

Общие признаки субъектов (кратко)

В государственном управлении объекты и уполномоченные структуры (должностные лица) находятся в постоянном взаимодействии.

Разные виды субъектов используют различные способы и методы контроля, реализуют определенные полномочия. Все эти различия вытекают и обуславливаются законом.

Соответственно, можно выделить общие признаки, которыми наделены и субъекты, и объекты государственного управления. Основные черты первых можно определить следующим образом:

  • Каждый субъект наделяется конкретными функциями, отражающими внутрисистемное разделение труда.
  • Любой уполномоченный орган или служащий обеспечивает интересы определенной общности.
  • Субъектам присущи общесистемные качества и черты, а принципы их формирования и деятельности едины.
  • Объекты управления

    Они представляют собой социальные общности, обладающие определенной структурой и функционирующие под руководящим воздействием управляющих субъектов.

    Своей деятельностью, своим поведением объекты способствуют достижению общих целей административной системы.

    Также можно сказать, что объектами управления являются отношения, возникающие между национальными, социальными и другими общностями, поведение организаций, отдельных граждан и их объединений, имеющее социальное значение.

    Ключевые свойства

    Объекты государственного управления наделены рядом черт:

  • Самостоятельностью и активностью. Все объекты способны самостоятельно двигаться под воздействием побудительных внутренних причин. Самоактивность может реализовываться в различных формах. Это может быть изменение окружающих взаимосвязей и условий, установление взаимоотношений, приспособление к ситуации.
  • Целевая направленность на конкретные явления, результаты, отношения, процессы.
  • Приспособляемость (адаптивность) к факторам, условиям социального и природного бытия. Она проявляется в выработке привычной реакции на происходящее, в формировании стереотипов действий и поступков.
  • Самоуправляемость. Она представляет собой способность самостоятельно регулировать свою жизнедеятельность, свое развитие. Самоуправляемость рассматривается, как ответная реакция на изменение условий жизни.
  • Объективизм, т. е. зависимость от объективных факторов социальной жизни.
  • Значимость приведенных свойств состоит в том, что именно они обуславливают меру воздействия со стороны субъекта управления. Чем совершеннее объекты, тем меньший контроль за ними нужен. Соответственно, управление должно сводиться исключительно к координирующему, мягкому воздействию, а не к силовому.

    Польская кампания 1939 года: исторические факты

    Виды объектов

    Формирование множества разных коллективов обуславливается различными социальными ролями людей. Эти коллективы, в свою очередь, объединяются в более крупные общности: классы, социальные слои, народности, профессиональные союзы и т. д. Могут быть объединения территориальные (районы, города, республики, области и пр.) и общественные (партии, движения и т. п.).

    Принимая это во внимание, в структуре административной системы выделяют 3 уровня объектов:

  • Индивид. Это человек во всех проявлениях его поведения, сознания, деятельности. На индивидуальном уровне реализуются конкретные социальные роли.
  • Коллективы, объединения. Они рассматриваются в качестве первичной формы коммуникации и совместной деятельности. Соответственно, на этом уровне реализуются определенные общие интересы, осуществляются виды деятельности.
  • Общество, его структурные элементы, процессы, отношения, связи, появление которых обуславливается социальной активностью людей и их групп. На этом уровне происходит реализация форм общественных отношений.
  • Классификация объектов госуправления может производиться по разным признакам и основаниям. Например, в зависимости от сферы деятельности выделяют духовные, социальные, экономические, политические и другие общности.

    Объекты-организации

    Эта категория считается наиболее устойчивой. К числу объектов-организаций относят:

  • Производственные предприятия.
  • Организации быта и сферы услуг.
  • Научно-технические учреждения.
  • Социально-культурные объединения.
  • Их статус закрепляется в законодательстве.

    В группу объектов-организаций включены и государственные органы, функционирующие на правовой основе и участвующие в отношениях соподчиненности.

    Специфика отношений субъектов и объектов

    При рассмотрении взаимодействия участников системы госуправления выделяют следующие аспекты:

  • Социальный. Он предполагает использование власти, политики, их институтов для выражения публичных интересов.
  • Познавательный. В рамках этого аспекта расширяются возможности научно обоснованного, планомерного управленческого воздействия.
  • Организационный. Он предполагает выявление новых видов объектов и субъектов, а также их связей.
  • Правовой. В рамках этого аспекта совершенствуются системы управления, свойства объектов и субъектов в законодательных рамках для последующего развития демократической основы общества.
  • Классификация управления

    Как известно, общественные отношения весьма многообразны. Они имеют разный характер, что обуславливается разнообразием сфер деятельности человека. Регулировать такое многообразие достаточно сложно.

    Очевидно, что разные отношения требуют различные способы воздействия и специфические подходы к регулированию. Соответственно, это обуславливает многообразие видов управления. Классификация административной деятельности осуществляется по разным основаниям.

    Принимая во внимание сферы жизнедеятельности общества, выделяют управление:

  • Всем обществом.
  • Экономикой.
  • Социальной сферой.
  • Политикой.
  • Духовно-идеологической сферой.
  • Основываясь на природе управляющего субъекта, выделяют такие виды управления:

  • Государственное. Субъектом выступает государство.
  • Общественное. В этом случае субъект – общество и его институты.
  • Менеджмент. Субъектом здесь является предприниматель, собственник.
  • Территориальное (местное). Субъект – население, проживающее в границах конкретного муниципалитета.
  • Существует также классификация по структуре социальных отношений. Здесь выделяют управление политико-экономическим и социально-духовным развитием общества.

    Принципы и признаки управления

    К общим принципам государственного управления относят:

    • Демократизм.
    • Научность.
    • Объективность.
    • Непрерывность.
    • Оперативность.
    • Эффективность.
    • Гласность.

    Государственное управление обеспечивает реализацию общезначимых функций, обладает исполнительно-распорядительным характером. Использование субъектами управления своих полномочий осуществляется исключительно в рамках закона, а воздействие осуществляется непрерывно.

    Источник

    Источник: https://1Ku.ru/obrazovanie/27056-gosudarstvennoe-upravlenie-obekt-i-subekt-osobennosti-i-soderzhanie/

    Понятия «субъект» и «объект» познания

    Субъект и объект различия

    Познавательная деятельность всегда осуществляется при наличии отношения субъекта к объекту. Однако для вычленения этого отношения и его философского анализа потребовался значительный исторический период.

    Субъект – от лат subjectus -лежащий внизу, находящийся в основе, где sub – под, jacio – бросаю, кладу основание. В античной философии проблема субъекта и объекта не получает отчетливого формирования и осмысливания.

    У первых философов, представителей милетской школы, Гераклита, элеатов, проблема отношения субъекта к объекту выступает в форме проблемы отношения бытия к небытию, «истинного» знания и «мнения». Далее, досократики Эмпедокл и Анаксагор совершенно сознательно ставят вопрос об отношении познающего и познаваемого, о том, каким образом предмет превращается в знание о нем.

    Таким образом, проблема субъекта и объекта длительное время поднимается в контексте отношений познающего и познаваемого и в соответствующих этому отношению понятиях.

    Для античных мыслителей было общепринятым считать, что знание едино с тем, знанием чего оно является. Дискуссии шли по поводу механизма того процесса, посредством которого предмет переводится в состояние знания.

    Античный материализм дал свое наивное объяснение этому процессу в виде учения об «истечении образов». Согласно этому взгляду, от вещей отделяются частички, «истечения», которые проникают в органы чувств и оказывают на них давление.

    При этом и от воспринимающего органа отделяются некоторые истечения, которые соприкасаются с идущими извне. Возникающий в результате образ и есть знание о предмете, которое ощущается, переживается познающим субъектом.

    Следовательно, образ понимается как результат чисто внешнего, механического соединения истечений, образов, идущих от субъекта и от объекта, и мыслится как некоторая вещь, которая может даже удаляться от познающего субъекта и существовать вне его.

    Истечения, которые идут от субъекта во время процесса познания, мыслятся как подобные тем истечениям, которые отделяются от предмета, а последние подобны предмету. Как говорил Эмпедокл: «Подобное познается подобным».

    Для Платона механизмом познания являются воспоминания, а споры, диалоги – лишь способ заставить ум непосредственно узреть идею в собственной душе, или вспомнить ее. Сама же душа наполнена идеями, которые она когда-то лицезрела в поднебесном мире.

    Поэтому для познания нет необходимости в образовании, знания в человеке заложены изначально благодаря качествам его души, причем у каждого человека свои возможности, что делает одних мудрецами-философами, других – воинами, а третьих – земледельцами, работниками.

    У Аристотеля, также как и у других античных мыслителей, нет трактовки субъекта подобной современной. Для него субъект трактуется в двух смыслах: 1) как материя, т. е. неоформленная субстанция, или 2) как индивидуальное бытие, т. е. нечто оформленное, предметное, т. е. объективное.

    В том же духе используют понятие «субъект» стоики. Для них субъект – бескачественное бытие и всеобщий последний предмет всех рассуждений.

    Другими словами, субъект не гносеологическая, а онтологическая и формально-логическая категория.

    Философ раннего средневековья Боэций (480 – 524) впервые противопоставил субъект предложения его предикату и в этом смысле этот термин по настоящее время используется в формальной логике.

    Противопоставление субъекта объекту появляется только в средневековой философии, но в совершенно ином смысле, чем принято понимать в наше время. Субъект понимается как нечто вполне реальное, тогда как объект как нечто умственное, существующее не столько в вещах, сколько в уме человека.

    Только после Канта закрепилась терминологическая традиция называть термином «субъект» познающее существо, а термином «объект» – предмет познания. Кант впервые в истории философии показал, что объект – это не вещь, чуждая субъекту, внешне ему противостоящая.

    Объект, у Канта, существует и познается в качестве такового лишь в формах деятельности субъекта. Но у Канта мир объектов принципиально отгорожен от реального мира, называемого им «вещью-в-себе».

    Вследствие этого познаваемый предмет выступает как порождение субъекта и в этом, по сути генетическом, смысле нет объекта без субъекта.

    Субъект у Канта – это не природный индивид, а некая активность, внутренняя и духовная, которая обнаруживается в функционировании, выраженном в оформлении ощущений посредством категориального синтеза. Причем подлинным субъектом познания является «субъект вообще», а не индивидуальное эмпирическое «Я».

    Кант его называет трансцендентальный субъект. Именно он лежит в основе всякого индивидуального «Я». Отсюда априорность категорий, имеющаяся в наличии у каждого эмпирического субъекта.

    Вследствие этого мир предметов, природа выступающая для каждого индивидуального, эмпирического субъекта как данная ему, существующая независимо от сознания действительность, у Канта теряет объективный характер. Для него реальная природа на самом деле есть конструкция «сознания вообще», трансцендентального субъекта.

    По сути Кант именует Трансцендентальным Субъектом человеческое общество и именно оно осуществляет «конструирование» мира предметов.

    Этим уточнением понимания субъекта Кант показывает разницу между эмпирическим субъективным идеализмом Беркли и своим «трансцендентальным» идеализмом.

    В рамках его философии индивидуальное самосознание не обосновывает представления о внешнем мире («существовать, значит быть воспринимаемым», как у Беркли), а наоборот, само становится возможным только на основе развития представлений о внешних предметах.

    Мир предметов, у Канта, возникает путем внешнего взаимодействия ощущений, вызванных воздействием на субъекта «вещи в себе», с априорными познавательными формами созерцания и рассудка самого субъекта.

    Таким образом, Кант не только определил субъекта как познающее существо, но и показал его активно-действующим существом, определяющим характер познавательного отношения с объектом.

    Это было тем более важно, что вся предшествующая философия не имела четкой гносеологической постановки проблемы субъекта-объекта и смешивала ее с психологическим вопросом о том, посредством каких реальных психологических механизмов осуществляется познавательный процесс индивида.

    Например, метафизический материализм 18 века сводил проблему субъекта-объекта к исследованию вопроса о том, как реальный человек, понимаемый только в качестве биологического индивида без всяких социальных связей (некий «гносеологический Робинзон»), наделенный от природы всеми необходимыми для познания способностями, познает окружающий мир.

    На позициях психологизма остается и субъективно-идеалистический эмпиризм, также исследующий индивидуальный процесс познания как взаимодействие ощущений, восприятий, представлений и памяти. Причем субъект трактуется как субъективная данность (Беркли) или как поток впечатлений, совокупность ощущений (Юм).

    Линия трактовки субъекта как активного, действующего существа была продолжена после Канта в философии Фихте, Шеллинга и Гегеля. У Гегеля подлинным субъектом познания и деятельности выступает Абсолютный Дух, для которого познание есть надиндивидуальный процесс развертывания своей сущности. Поэтому Гегель утверждает тождество мышления и бытия, субъекта и объекта.

    Для Гегеля природа существует независимо не только от отдельного человека, но и от человечества. Сознание возникает из природы на высшей стадии ее развития, и только в человеке Абсолютный дух воплощается в сознании. На более ранних этапах своего становления и развития дух существовал в бессознательной форме.

    Мысль о тождестве субъекта и объекта, наряду с подчеркиванием внутреннего единства познающего и познаваемого, служит в системе Гегеля утверждению положения о духовной природе действительности: не только субъект, но и познаваемый им предмет духовны, так как познает Абсолютный Дух самого себя.

    Таким образом, у Гегеля и других представителей немецкой классической философии в противоположность материализму и идеализму 17 – 18 веков субъект не биологический индивид, а самосознание.

    В диалектическом материализме получает развитие идея Гегеля о единстве практического и познавательного отношения в Абсолютном Духе. Субъект познания не просто биологическое существо и не самосознание, а деятельное, практическое существо. Именно в силу деятельного характера человек становится субъектом познания, а объект – познавательным предметом.

    В современной западной философии науки, в частности в критическом рационализме К. Поппера, сделана попытка создать эпистемологию без познающего субъекта. В этом случае знание трактуется в объективном смысле, как «знание без того, кто знает: оно есть знание без познающего субъекта». Распространенным также остается внеисторическое понимание субъекта, как и всего научного познания.

    В отечественной философии науки сохраняется диалектический взгляд на познавательный процесс как движение от живого созерцания к абстрактному в мышлении, а от него к практике. В этом процессе диалектическими отношениями связаны субъект с объектом.

    Понятие субъект в философии науки в настоящее время трактуется в нескольких смыслах:

    1)как все человечество, состоящее из отдельных народов, когда каждый народ, производя нормы, идеи и ценности, фиксируемые в его культуре, выступает в качестве особого субъекта познавательной деятельности;

    2)как особое сообщество людей – ученых, специально занятых производством знания;

    3)как отдельный ученый, с именем которого связано открытие.

    Подлинный субъект познания никогда не бывает только гносеологическим. Это живая личность с ее страстями, интересами, характером, темпераментом, талантом, волей и т. п. Но фактически под субъектом познания все-таки имеют в виду некий безличный логический сгусток интеллектуальной активности.

    Субъект и его познавательная деятельность могут быть адекватно поняты лишь в их конкретно-историческом контексте. Научное познание предполагает не только сознательное отношение субъекта к объекту, но и к самому себе, к своей деятельности, т. е. осмысление приемов, норм, методов исследовательской работы, традиций и пр.

    В.Н. Финогентов, отечественный исследователь философии науки, предлагает различать субъекта познания на каждом этапе развития науки: классическом, неклассическом, постнеклассическом. Так, на этапе классической науки субъект познания представляет собой «гносеологического Робинзона». Это, своего рода, субъект «вообще», вне социо-культурных и субъективных характеристик.

    Он познает объект «сам по себе», как бы в «чистом виде» без всяких посторонних привнесений, абсолютно объективно. Субъект неклассической науки уже не претендует на абсолютное знание. Получаемое знание, во-первых, относительно, что часто понимается как субъективное, и во-вторых, инструментально, что означает, что это знание предназначено для решения определенных задач.

    В неклассической науке субъект познания не созерцающая мир гносеологическая машина, а активно познающее существо, причем не только исследующее те или иные стороны объекта, но и формирующее сам объект познания. Субъект познания в неклассической науке не столько отдельный человек, сколько большие исследовательские коллективы.

    Характеристики субъекта неклассической науки в полной мере можно распространить и на субъекта постнеклассической науки. Однако есть и новые отличия. В связи с глобализацией научной деятельности, субъект познания в постнеклассической науки выходит за рамки национальных границ и формируется интернациональный «научный этос» (Р.К.

    Мертон), только под силу которому могут быть современные цивилизационно значимые задачи.

    Объект познания – фрагмент бытия, оказавшийся включенным в исследование. Объект (от лат. objicio – бросаю вперед, противопоставляю; позднелатинское objectum – предмет) – то, что противостоит субъекту.

    Объект познания надо рассматривать, с одной стороны, как «чистую» реальность, но, с другой стороны, – реальность, включенную в отношение с субъектом. С точки зрения гносеологии в познавательной деятельности субъект не существует без объекта. В онтологическом плане они существуют независимо друг от друга.

    Так, ген во все исторические времена и античности, и в средние века, и в Новое время существовал в структуре живого, но он не был объектом научной мысли и в этом смысле не существовал. До середины 19 века ученые не могли вычленить эту тончайшую биологическую реальность в качестве объекта. Только в 1865 г. Г. Менделем были открыты законы наследственности, а в 1909 г. В.

    Иогансен назвал дискретные наследственные задатки «геном».

    В современной гносеологии принято различать объект и предмет познания.

    Под объектом познания имеют в виду реальные фрагменты бытия, подвергающиеся исследованию.

    Под предметом познания имеют в виду конкретные аспекты этой области действительности, на которые направлено непосредственно познание.

    Так, человек является объектом исследования многих наук – биологии, медицины, психологии, социологии, философии и др., причем в каждой под своим углом зрения.

    В этих областях науки можно выделить отдельные исследовательские задачи, составляющие свой предмет исследования.

    Например, для философии человек как объект исследования познается через выяснение его сущности, места в мире и его отношения с миром, а в качестве предмета познания может, например, выступать социальная детерминация личности и др. проблемы.

    

    Источник: https://infopedia.su/4x333d.html

    Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.