Субъект это тот кто совершает действие

Читать книгу «Психологическое консультирование. Теория и практика» онлайн — Николай Линде — Страница 2 — MyBook

Субъект это тот кто совершает действие

Поскольку в психологическом консультировании клиент рассматривается как субъект своих психологических проблем, своего мышления, своих чувств, то следует подробнее остановиться на этом понятии в контексте психотерапевтических задач.

Человек может быть и субъектом, и объектом, причем одновременно и тем и другим: все зависит от той роли, которую он играет в определенном взаимодействии.

Например, когда он самостоятельно решает, пойти ему к зубному врачу или нет, то он субъект, но в зубоврачебном кресле он объект лечения, несмотря на то, что испытывает при этом очень сильные субъективные переживания – это не меняет его объектной роли в контексте манипуляции врача.

Нельзя говорить, что быть субъектом всегда хорошо, а объектом – всегда плохо, все зависит от контекста.

Когда мы добровольно позволяем зубному врачу лечить нам зубы или водителю везти нас в машине, то ничего в этом плохого нет.

Плохо, когда человек находится в положении объекта против своей воли, если он, например, ограничен внешними обстоятельствами или не может решить своей психологической проблемы, пребывает в состоянии психологического тупика.

Психологическая проблема (или тупик) ограничивает проявления личности как субъекта, человек не способен действовать свободно, т.е. субъектно, даже если знает, как надо действовать. Заметим, что мы говорим о «субъектности» как способности быть субъектом в отличие от «субъективности», подчеркивающей субъективный, т.е. индивидуальный, подход в восприятии, мышлении и т. д.

➤ Задача психотерапевта – освободить человека от рабской зависимости, сделать его в большей степени субъектом в контексте травмирующей ситуации, что позволит ему найти адекватное решение.

Здесь уместна аналогия с живой бабочкой, посаженной на иголку. Бабочка везде свободна и вполне жизнеспособна, кроме одной точки, в которой она проколота и прикреплена к бумаге.

Из-за точки, где она не может преодолеть своей объектности, как ни старается махать крылышками, страдает вся ее жизнедеятельность.

Задача состоит в том, чтобы вынуть иголку, вернуть утраченную субъектность, и бабочка улетит.

Наверное, первым, кто поставил в психотерапии проблему клиента как субъекта и создал клиентоцентрическую терапию, был один из родоначальников гуманистической психотерапии Карл Роджерс.

Главное, что он постулировал, это наличие в человеке-субъекте собственных, внутренних сил здоровья и саморазвития.

Мы разделяем его гуманистическую позицию и считаем, что психологическое консультирование должно освобождать человека-субъекта, опираясь на его собственные ресурсы и возможности.

Для дальнейшего изложения необходимо расширить теоретическое понимание человека как субъекта в его противопоставлении человеку-объекту.

Уже было сказано, что индивид может переходить из одного состояния в другое, но в ряде случаев его состояние устойчиво фиксировано в позиции объекта, а освобождение может прийти только при использовании ресурсов позиции человека-субъекта.

Укажем следующие шесть отличий человека в позиции субъекта от человека в позиции объекта, что существенно прояснит суть консультативной работы.

1. Субъект автономен. Это выражается в трех основных видах действий: а) инициативе, т.е. в спонтанных, самостоятельных начинаниях, предложениях и т.д.; б) принятии решений, в частности выборе из ряда альтернатив; в) самореализации, т.е. самостоятельных действиях по воплощению в жизнь своих решений и намерений.

Человек в состоянии объекта, напротив, несвободен в своих действиях, его поведение детерминировано, он предсказуем, потому что лишен спонтанности, находится в жесткой зависимости от чего-либо. Вместо проявления инициативы он находится в состоянии вечного ожидания чего-то, например инструкций и указаний начальства, советов друга, второго пришествия, чуда и т. д.

 Вместо принятия решения он проявляет амбивалентность, желание перенести ответственность за принятие решения на кого-то другого, сам не знает, чего хочет, принимает решение и тут же передумывает и т. д.

 Вместо самореализации он демонстрирует исполнительское поведение, легко подчиняется обстоятельствам или чужому влиянию, действует порой автоматически и даже во вред самому себе.

2. Субъект аутентичен, т.е. является самим собой, а не кем-то другим, и принимает решения, опираясь на собственное понимание ситуации, своих интересов, последствий своих действий.

Он хорошо осознает свои чувства, даже если они носят негативный характер, и не обманывает себя.

Он искренен, и то, что он говорит и делает, не расходится с содержанием его внутреннего мира (убеждениями, чувствами и т.д.).

В состоянии объекта внутренний мир человека как бы остается вне игры и, если такое состояние начинает доминировать в жизни индивида, постепенно деградирует. Объектное состояние мешает пониманию мотивов собственного поведения и собственных чувств.

Происходит разъединение сознания и реального поведения, между ними возникает конфликт: человек действует вопреки своим внутренним целям, идет против собственной совести и т. д.

 Или он живет наподобие биоробота, следуя раз навсегда утвержденным правилам и программам, даже не задумываясь об их адекватности или соответствии реальности.

3. Субъект самотрансформируется, он может сформировать в самом себе какие-то новые качества, изменить свое поведение, может быть спонтанным и открытым к новому качеству, новому опыту.

В состоянии объекта человек, наоборот, не способен измениться по отношению к некоторой проблемной ситуации, его поведение стереотипно, он не воспринимает новое, если оно противоречит сложившимся формам поведения или устоявшимся представлениям.

Например, человек уверяет всех, что ему нужно бросить курить, при этом ничего не делает, чтобы действительно бросить, зато он может четко объяснить каждому желающему ему помочь, почему любой предлагаемый способ отвыкания от курения ему не подойдет.

В то же время в других отношениях он сохраняет свою субъективность и способен меняться, но в отношении курения остается как бы парализованным, неподвижным или ходит по заколдованному кругу.

4. Субъект развивается, т.е. способен к самосовершенствованию, личностному росту. Это значит, что сегодня он может справляться с задачами более сложными, чем решал вчера, а завтра он будет решать еще более сложные проблемы, которые сегодня ему еще не по силам.

Это относится и к интеллектуальным, и к творческим способностям, и к личностному развитию человека.

Последнее особенно важно для психотерапии, потому что личность на пути своего развития постоянно сталкивается с все более сложными нравственно-эмоциональными проблемами и, решая их, самосовершенствуется.

Человек, «завязший» в тупике, в какой-то степени теряет свою способность к личностному росту и тем самым уподобляется объекту, который не развивается.

В этом случае он реализует репродуктивные, а не творческие (продуктивные) схемы поведения.

Он может быть способен к изменениям, но часто для решения проблемы необходимо как бы вырасти над самим собой, а не использовать все новые способы одного и того же типа, т.е. необходимо выйти на новый уровень личностного роста.

5. Субъект в своих сегодняшних действиях и решениях исходит из некоторого представления о своем будущем, строит некоторую личностную перспективу. В частности, это выражается в ощущении осмысленности своего существования.

Ради будущего человек способен перенести огромные тяготы «здесь и сейчас», а чувство перспективы жизни, открытого горизонта является необходимым условием здорового самочувствия, уверенности в себе, способности тратить усилия на свое развитие и т. д.

В положении объекта человек теряет перспективу, попав в зависимость от какой-то, может быть, частной проблемы, он ощущает свою «замурованность», безнадежность и свое бессилие, у него, как говорится, опускаются руки. Чувства апатии, безнадежности и тоски говорят о потере надежды, они естественные спутники проблемного тупика, в котором находится клиент.

6. Субъект многомерен, т.е. не может быть сведен к одному плану жизни, одному предназначению, одной функции.

Жизнь свободного субъекта протекает одновременно как бы во многих планах и невозможно сказать, какой ее параметр самый главный, все они необходимы для полноценного существования.

Это может быть и семья, и работа, и хобби, и спорт, и духовные интересы, и просто отдых. Сам по себе субъект не определен, как бы неуловим. Он скорее потенциальная возможность, чем осуществленная вероятность.

Человек-объект в этом смысле одномерен, его существование сводится к тому тупику, в который он попал, другие планы, измерения и возможности ему либо неизвестны, либо непонятны.

Сведем результаты сравнения в единую таблицу.

Источник: https://MyBook.ru/author/nikolaj-linde-2/psihologicheskoe-konsultirovanie-teoriya-ipraktika/read/?page=2

Понятие деятельности. Структура деятельности

Субъект это тот кто совершает действие

Деятельность – это совокупность действий человека, направленных на преобразование окружающего мира и достижение поставленных целей.

Деятельность человека имеет определённое сходство с активностью животного, но отличается творческо-преобразующим отношением к окружающему миру.

Приспособление к природе посредством ее преобразования, ведущего к созданию искусственной среды существования человека.Человек сохраняет свою природную организацию неизменной, поменяв в то же время свой образ жизниПриспособление к условиям среды: перестройка собственного организма (мутационные изменения, закрепляемые средой)
Сознательная постановка целей, которая связана со способностью анализировать ситуацию (видеть причинно-следственные зависимости, предвосхищать результаты, продумывать эффективные способы их достижения)Подчинение инстинктам, действия изначально запрограммированы 
Воздействие на среду специально изготовленными средствами труда, создание искусственных объектов, которые усиливают физические возможности человекаВоздействие на среду осуществляется, как правило, органами тела, данными природой. Отсутствие способности изготавливать орудия труда с помощью раннее созданных средств
Продуктивный, творческий, созидательный характерПотребительский характер: не создаёт ничего нового по сравнению с тем, что дано природой
тот, кто осуществляет деятельность (человек, коллектив, все общество в целом)
Объектто, на что направлена деятельность (предмет, процесс, явление, внутреннее состояние человека)
Мотивсовокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности (потребности; убеждения; интересы; эмоции и др.)
Цельэто осознанный образ того результата, на достижение которого направлено действие человека.
Действияактивность, направленная на достижение целей
Средствавсё, что используется для достижения цели (материальные и духовные)
Результатреализованная на практике цель. Результат может быть материальным (предметы, здания) и идеальным (знания, произведения искусства)

Любая деятельность включает такие компоненты, как субъект и объект, мотив, цель, методы и средства, результат и сам процесс деятельности.

Прежде чем начать действовать, субъект определяет цель деятельности — это идеальное, мысленное предвосхищение результата, ради которого предпринимаются те или иные действия.

Затем, когда цель определена, субъект решает, какие методы и средства ему необходимо использовать для достижения поставленной цели.

Цель и средства — понятия соотносительные: средства призваны способствовать достижению цели, а сама цель определяется в соответствии с имеющимися у субъекта средствами.

Например, студент готовит презентацию к практическому занятию: субъектом деятельности является студент, объектом – презентация. Мотивом деятельности будет выступать – получение хорошей оценки/зачета. Цель – создать презентацию.

Методы и средства: подбор литературы/информации в интернете, чтение этой информации, подбор картинок для слайдов презентации. Средствами данной деятельности будут также ПК, на котором будет печататься текст, принтер, проектор и т. д.

Само составление, оформление, набор текста – это и есть процесс деятельности. Результат – готовая презентация.

В основе любой деятельности лежит мотив.

Мотив (от лат. «movere» – «приводить в движение», «толкать») – материальный или нематериальный предмет, ради которого человек совершает те или иные действия.

Другими словами, это то, что подталкивает человека к деятельности. В качестве мотива может выступать желание удовлетворить какую-либо потребность или какой-либо предмет, который нам хочется получить.

Мотивами могут выступать:

  • потребности, 
  • социальные установки, 
  • убеждения, 
  • интересы и желания, 
  • влечения и эмоции, 
  • идеалы

Деятельность состоит из цепи действий. Действие — это процесс, направленный на реализацию поставленной цели.

Деятельность людей развёртывается в различных сферах жизни общества, её направленность, содержание, средства бесконечно разнообразны.

Виды действий:

  • целерациональное (поведение ориентировано на цель, осознаются средства и побочные результаты его действий.);
  • ценностно-рациональное (индивид следует своим убеждениям о долге, достоинстве, красоте, благочестии и т. д.);
  • аффективное (бессознательное, обусловлено эмоциональным состоянием индивида, внезапным помутнением в сознании);
  • традиционное (автоматическое, основано на длительной привычке)

Источник: https://socialtutors.ru/egeobsch/chelovekiobshestvoege/165-ponjatie-dejatelnosti-vidy-i-struktura-dejatelnosti.html

СУБЪЕКТ

Субъект это тот кто совершает действие

Субъект

активно действующий и познающий, обладающий сознанием и волей индивид или социальная группа.

Источник: Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии

Субъект

индивид или группа как источник познания и преобразования действительности; носитель активности.

Источник: Основные понятия. Педагогические технологии

Субъект

индивид или группа как носитель осознанной активности в познании и преобразовании действительности.

Источник: Определения основных терминов дидактики высшей военной школы

Субъект

человек, познающий внешний мир (объект) и воздействующий на него с целью подчинения своим интересам.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

СУБЪЕКТ

(от лат. subjectus – лежащий внизу, находящийся в основе). Человек, проявляющий активность в деятельности и общении с другими людьми.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

Субъект

лат. subjectum — подлежащее, лежащий внизу, в основании) – конкретный носитель предметно-практической деятельности и познания, активный творец своей жизни.

Источник: Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

Субъект

социальное бытие человека в рамках фиксированных норм, обладающее тенденцией к сохранению самоопределения или коррекции самоопределения при смене норм «извне».

Источник: Методологический словарь для стратегов

СУБЪЕКТ

от лат. subjectum — подлежащее) — носитель предметно-практической активности и познания, осуществляющий изменение в др. людях и в себе самом. Субъектность человека проявляется в его жизнедеятельности, общении, самосознании.

Источник: Педагогический словарь

СУБЪЕКТ

(лат. subjectum – подлежащее, лежащее внизу, в основании) – конкретный носитель предметно-практической деятельности и познания, носитель активного, осуществляющий изменение в других людях и в себе. Субъектность человека проявляется в его жизнедеятельности, общении, самосознании.

Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017

Субъект

(от лат. subjectum — подлежащее) — носитель активности, человек (или институт, коллектив), способный ставить и осуществлять цели, вести анализ, принимать решения, наделенный определенной свободой, обладающий способностью к развитию и самореализации; человек, преобразующий окружающий мир и себя в этом мире.

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

СУБЪЕКТ

от лат. subjectus — находящийся в основе) — 1) человек как носитель каких-либо свойств, обозначение объективированного Я, т. е.

индивида, которому противопоставляется объект и который направляет на этот объект свое познание или действие, — в этом отношении он выступает как «субъект познания», «субъект действия»; 2) логическое подлежащее, предмет суждения.

Субъективный — свойственный только данному лицу, субъекту, личный; лишенный объективности, пристрастный.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

Субъект

это человек, осуществляющий те или иные специфически человеческие действия, источник своей деятельной активности. Понятие «субъект» отражает деятельное бытие человека.

Готовность же и способность человека быть источником собственной деятельной активности принято называть субъектностью. См. также: Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. – М., 1995. Шустова И.Ю.

Воспитание и развитие субъектности юношества в детско-взрослой общности. – Ульяновск, 2009.

Источник: Современная теория воспитания. Словарь-справочник 2016

СУБЪЕКТ

носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа); источник активности, направленной на объект.

Субъект с точки зрения диалектики отличается присущим ему самосознанием, поскольку он овладел в определенной мере созданным человечеством миром культуры – орудиями предметно-практической деятельности, формами языка, логическими категориями, нормами эстетических, нравственных оценок и т. д.

Активная деятельность субъекта является условием, благодаря которому тот или иной фрагмент объективной реальности выступает как объект, данный субъекту в формах его деятельности. Литература: [65].

Источник: Педагогика. Словарь системы основных понятий.

Субъект

индивид или группа (совокупный субъект) как носитель активности, источник познания и преобразования себя и окружающей среды.

Активность субъекта проявляется; субъектных свойствах личности: автономности, способность выделять себя из среды, влиять на среду и организовывать среду своего учения, общения, жизни; способности делать выбор брать на себя ответственность за сделанный выбор, проявлять свою индивидуальность и независимость, самостоятельно орга низовывать и регулировать свое поведение и др. Субъектные свойства проявляются по мере развития нравственного самосознания личности, накопления субъектного опыта и саморефлексии.

Источник: Глоссарий по педагогике.

СУБЪЕКТ

1) индивид или группа как источник познания и преобразования действительности; 2) носитель предметно-практической деятельности и познания, осуществляющий изменение в других людях и в себе самом. Субъектность человека проявляется в его активной жизнедеятельности, общении, самосознании (позиция «Я сам»). Субъекты педагогической деятельности — те люди и их группы, кто ее осуществляет: • общество, т.е. та социальная среда (государство, нации, классы, религиозные конфессии), в которой осуществляется педагогическое воздействие на людей; • группа, т.е. небольшая по величине общность людей, в среде которых осуществляется педагогическая деятельность;

• педагог, т.е. человек, который организует и управляет педагогической деятельностью; ребенок как активное заинтересованное лицо образовательного процесса и собственного развития.

Источник: Социально-педагогический словарь. 2016 г.

Субъект

лат. – лежащий в основе) – активный носитель деятельности и познания способный проявлять свою волю в их осуществлении и влияющий на качество. В этом смысле мы говорим об ученике, учителе и родителях ученика как субъектах педагогического процесса и образовательной деятельности.

Участники педагогического процесса являются объективно субъектами в силу наделенности волей, способностью к познанию и деятельности. Субъектность человека освобождает его от жесткой зависимости от внешнего воздействия и наделяет самостоятельностью и ответственностью.

Субъект и его позиция всегда есть часть целого (педагогической системы, процесса, ситуации) и потому зависит от тех прав и обязанностей, которые в этом «целом» ему предоставляются.

Субъект обучения, например, ученик, хотя и обладает способностью к саморегуляции, выбору программ обучения, к корректировке образовательной технологии, но ему могут не предоставляться возможности реализовать и развивать эту способность. Так было в тоталитарной системе обучения. Поэтому для того, чтобы потенциальный субъект стал реальным, нужно осуществить процесс субъективации личности.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Субъект

[лат. subjectus – лежащий внизу, находящийся в основе] – 1) конкретный носитель предметно-практической деятельности и познания (объектов), источник активности; 2) человек как носитель каких-л. свойств, личность; 3) человек или группа как носитель активности, источник деятельности. Основным свойством человека как субъекта является направленность его деятельности (по Б.Ф.

Ломову). Ряд психологов называют по существу это же свойство С. по-другому: «динамическая тенденция» (С.Л. Рубинштейн), «доминирующее отношение» (В.Н. Мясищев), «смыслообразующий мотив» (А.Н. Леонтьев), «основная жизненная направленность» (Б.Г. Ананьев), «организация побудительных сущностных сил человека» (В.К. Шановский). Понятия С.

и личности не совпадают: «Совпадение личности и субъекта относительно даже при максимальном сближении их свойств, так как субъект характеризуется совокупностью деятельностей и мерой их продуктивности, а личность – совокупностью общественных отношений…» (Б.Г. Ананьев). По Б.Г. Ананьеву и А.Н. Леонтьеву субъект деятельности – это совокупность индивидных и личностных свойств.

При этом, если С. осуществляет деятельность как проявление собственного имманентного свойства (деятельность-1), то в структуре С. превалируют индивидные свойства. Если же С. включен в деятельность как способ существования действительности (деятельность-2), то в его структуре начинают доминировать личностные свойства.

Еще более высокое положение человека проявляется в его понимании своей субъектности как равного среди других полюса живого пространства космоса (по В.П. Казначееву), что требует от него проявления свойств индивидуальности – верхней ступени символического восхождения человека к самому себе.

Пониманию проблемы субъектности в акмеологии способствует антропный принцип, а также принятие «со-бытийности» при рассмотрении материального и идеального начал в предметах и явлениях.

Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.

СУБЪЕКТ

от лат. subjectus – лежащий внизу, находящийся в основе) – изначально философское понятие, в концепции Гегеля обозначавшее источник имманентной активности. В гуманистической психологии (К.Роджерс) понятие связывалось, скорее, с ценностным подходом к личности, пациенту. В отечественной психологии категория субъекта разрабатывается в двадцатые годы в контексте философской антропологии С.Л.Рубинштейном. Однако, в официальной советской психологии первоначально удалось реализовать только категорию деятельности, трактовка структуры которой также отправлялась от философской формулы «цель-средство-результат». Постепенно С.Л.Рубинштейн и А.Н.Леонтьев сумели, включив в нее мотивационную составляющую, раскрыть ее психологическую специфику. Последнее понимание деятельности фактически совпадало с понятием активности. Одновременно С.Л.Рубинштейн выдвигает принцип единства сознания и деятельности, в котором под деятельностью подразумевалась не внутренняя психическая (идеальная) деятельность, а реально-практическая, а у сознания – своя специфическая сущность, структура и функции: в деятельности оно проявляется и развивается, но с ней не совпадает. За связью сознания и деятельности уже реально стояла личность, которая и в которой осуществлялась эта связь, т.е. имплицитно подразумевался С. Официально понятие С. в отечественной психологической литературе впервые употребляется Д.Н. Узнадзе, а затем Б.Г.Ананьевым (в 60-х гг.), хотя философско-психологическая концепция С. уже была изложена С.Л.Рубинштейном в его рукописи «Человек и мир» конца пятидесятых годов (она была опубликована лишь в 1973 г.). Б.Г.Ананьев раскрывает понятие С. в его дифференциальном значении, опираясь на него, стремится выявить отличие, специфику С. деятельности, от С. общения, а последнего – от С. познания. С.Л.Рубинштейн в книге «Человек и мир» воспроизводит свои ранние идеи (20-х гг.) о самодеятельности субъекта, о его самодетерминации и саморазвитии, о детерминации, идущей от субъекта, т.е. изменении им окружающей действительности, одновременно вбирает в его определение понимание детерминизма, предложенное им в 50-х гг. как диалектику внешнего и внутреннего, т.е. утверждает специфичность психической и личной организации, избирательность, активность. Он выдвигает собственно философское понятие человека как С. – центра бытия, обладающего специфическим способом осуществления своей сущности, и философско-психологическую концепцию личности как С. жизненного пути. Здесь понятие субъекта определяется через способность ценностным образом регулировать, направлять и осуществлять свою жизнь и объективировать себя в ней. Категория С., что существенно для акмеологии, обозначает его постоянное совершенствование, развитие «по восходящей». Категория С. в отечественной психологии оказалась многоаспектной: понятие субъекта стало употребляться и для обозначения особого качества коллектива в социальной психологии, и для дискуссии по поводу соотношения общения и деятельности в общей психологии, и в социологии и т.д. В связи с этим в школе С.Л.Рубинштейна были разработаны концепции (и соответствующие понятия) субъекта деятельности и субъекта жизненного пути. Понятие субъекта деятельности не просто обозначало автора деятельности, но ее инициатора, организатора ее объективного контура, в котором он обладает способностью выделять из совокупности условий и требований, определенные задачи, выстраивать их последовательность, иерархию и решать, гарантируя, неся ответственность за достижение результата своими силами при непредвиденных трудностях и обеспечивая нормативно требуемый и субъективно приемлемый качественный уровень осуществления деятельности и заданные сроки ее завершения. Теоретически в этой концепции было соединено представление о творческом инициирующем качестве С., но вместе с тем преодолено представление о его (приписанном ему социалистической философией) всемогуществе – способности изменять природу и общество. Можно выделить три основные качества С. 1. Способность соотносить и приводить в соответствие свои возможности, мотивы, способности, притязания с требованиями деятельности и разрешать противоречия между ними. 2. Способность на основе саморегуляции и самоорганизации использовать свои психические и личностные возможности, как ресурсы оптимальным для личности и эффективности деятельности способом (см. Субъект деятельности). 3. Способность к самосовершенствованию, саморазвитию.

Источник: Акмеологический словарь

Источник: https://didacts.ru/termin/subekt.html

§ 2. Субъект

Субъект это тот кто совершает действие

Для решения проблемы педагогических субъектов необходимо, прежде всего, отграничить социальные функции, представленные педагогическими явлениями (учитель, ученик, воспитатель, воспитанник), от тех явлений, которые фактически могут быть лишь представителями, носителями или исполнителями социальных функций: человек, взрослый, ребенок, личность, развивающееся существо, индивид, индивидуум и т. п.

Человек – это живой организм, способный осознавать, познавать, понимать окружающий мир (природный и социальный) и свою деятельность, посредством которой изменяется мир и он сам.

В обществе, в реальных ситуациях общения или в теоретических суждениях употребленное слово «человек» или иное другое наименование человека, представляет именно такое общее значение.

Но если специально такое значение не оговорено, то у нас не может быть уверенности, что именно это значение выражает и представляет содержание слов, окружающих словесный комплекс, представляющий человека. В аналогичной ситуации находится и тот, кто воспринимает речь или текст с именем «человек».

При анализе множества подобных суждений выясняется, что вместо данного общего значения человека используется или предполагается фактически лишь один из признаков, принадлежащих человеку. Если эти значения не определены или остаются незамеченными, то содержание суждений оказывается двойственным, допускающим различное толкование.

Приведем используемые и разработанные нами термины, при помощи которых, как нам представляется, удалось решить проблему педагогических субъектов и избежать двойственных значений в суждениях.

Субъект – это самостоятельно действующий человек[1].

Поэтому человек, который не осуществляет действия, не является (его нельзя назвать) субъектом: отсутствует признак – действие, по которому определяется субъект.

Не действующий в данный момент человек способен в любой последующий момент осуществить действие, в связи с этим можно говорить о человеке как потенциальном субъекте.

Человек – понятие для обозначения биологического вида (существа), представляющего единство естественного (природного, биологического) и социального (общественного) и обладающего способностью сознавать, понимать, познавать и осуществлять деятельность.

Природный человек[2] – это биологический вид, живущий вне общества.

Социальный человек – это человек, который живет в обществе, но еще не осознал, что живет в обществе и зависит от него. Стихийно социализированный человек.

Социально образованный человек – это социальный человек, осознавший, что живет в обществе, и сознательно участвует в собственном социальном образовании.

Личность[3] – это персонифицированная часть (сторона) социальных функций, социальных качеств человека и социальных отношений, участником которых он является. Поскольку личность не является человеком, то она и не может быть субъектом.

Социальные качества, составляющие личность и представляющие человека как личность, настолько в нашем сознании срослись с человеком, что мы не видим и даже не желаем видеть различий между ними, чем затрудняем и ход научных изысканий.

Приступив к исполнению деятельности, человек приобретает новое качество – становится субъектом. Субъект обладает только теми качествами, которые позволяют исполнить ту или иную конкретную (данную) деятельность. Все остальные качества, которыми может обладать и обладает человек, у субъекта отсутствуют или погашены, не относятся к исполняемому им делу и к данному субъекту.

Поскольку природный, социальный и социально образованный человек – различные субъекты, то и выполняемые ими как субъектами действия должны быть различными. Природный человек осуществляет (исполняет) совокупность действий, обеспечивающих его биологическое существование.

Социальный человек тоже осуществляет совокупность действий, обеспечивающих его биологическую жизнь, но для этого он должен выполнить совокупность социальных действий.

Социально образованный человек осуществляет совокупность действий, социальных действий, обеспечивающих его биологическую и социальную жизнь, но для этого он должен выполнить деятельность, в том числе и профессиональную деятельность.

В обществе социально образованный человек, выполняющий трудовую деятельность, имеет целью не продукт, который получается по завершению данной деятельности, а заработную плату[4], которая позволяет ему жить и выполнять ту или иную общественно необходимую деятельность.

Точно так же и человек, исполняющий деятельность учителя, имеет целью не продукт, получающийся по завершении данной деятельности, а заработную плату.

Но каким же образом тогда может быть выполнена деятельность, продукт которой не является целью человека, исполняющего эту деятельность, если, согласно приведенному пониманию деятельности, она не может быть выполнена, если отсутствует хотя бы один из элементов деятельности (в данном случае цель)?

Здесь нам следует обратить внимание на то, что в данном нами выше[5] определении деятельности (деятельность – это совокупность действий, осуществляемая социально образованным человеком при помощи средств, направленных на предмет для достижения результата, соответствующего цели) имеет место неточность, а именно: в качестве элемента деятельности назван человек, но это не совсем корректно. На самом деле элементом деятельности в социуме является субъект деятельности, функции которого может выполнить социально образованный человек (рис. 18).

Таким образом, когда человек организует ту или иную конкретную деятельность, он должен вычленить, определить и найти все компоненты, составляющие деятельность, что позволяет ему стать субъектом этой деятельности или найти другого человека, который бы стал субъектом данной деятельности.

Выделенный нами элемент деятельности – субъект – позволяет довольно корректно объяснить, каким образом человек, не имеющий цели производить шелк или добывать золото, однако все-таки производит и добывает их. Для достижения цели – получение заработной платы – человек должен стать субъектом деятельности, целью которой не является заработная плата.

Дело в том, что в этом случае человек исполняет не свою деятельность, по окончании которой он получает желаемый продукт, а деятельность профессиональную, предлагаемую ему обществом, которое нуждается в производстве именно данного продукта.

Чтобы выполнить эту деятельность, человек и должен стать субъектом общественно необходимой деятельности, обеспечивающей изготовление продукта должного качества.

Выявленная двойственность жизни человека и человека как профессионального субъекта есть не вымысел, а сама действительность, которая была фиксирована еще в ХIХ веке. В «Немецкой идеологии»
К. Маркса и Ф.

Энгельса отмечено: «…В ходе исторического развития, – и как раз вследствие того, что при разделении труда общественные отношения неизбежно превращаются в нечто самостоятельное, – появляется различие между жизнью каждого индивида, поскольку она является личной, и его жизнью, поскольку она подчинена той или другой отрасли труда и связанным с ней условиям» [116, c. 61 – 62].

Совокупность социальных качеств составляет социальную функцию, выполнение которой образует вид конкретной профессиональной деятельности, которая, в свою очередь, является основной формой социального существования человека, отличной от его натуральной (биологической) формы.

Социально образованный человек обладает качеством, которое позволяет ему не только организовывать и выполнять самостоятельно деятельность, но и организовывать деятельность других людей, ставить цели, а также контролировать исполнение как своей, так и другой деятельности, становиться субъектом новых видов деятельности, в том числе и субъектом мысленно выполняемой деятельности.

Рис. 18. Субъект в структуре деятельности

Рис. 18. Субъект в структуре деятельности

Человек, как природное и социальное существо, обладающий способностью осознавать и понимать, оказывается способным быть субъектом других деятельностей, т. е.

являясь субъектом данной (одной) профессиональной деятельности, человек в то же время является субъектом контролирующей деятельности, отслеживающей правильность и успешность выполнения профессиональной деятельности, и субъектом, принимающим решения: продолжить или прервать, прекратить выполнение той или иной деятельности, субъектом (субъектами) которых он является. Человек подвергает анализу не только получаемые в деятельности результаты, но и результаты воздействия на него природного и социального мира. Человек постоянно осуществляет и рефлексирующую деятельность с собой, как множеством субъектов без четко поставленной цели или в целевом режиме. Таким образом, «человек, – как замечает К. Маркс, – всегда остается сущностью всех этих социальных образований…» [106, c. 264].

[1] «…Существенным признаком субъекта деятельности является наличие установки,
т. е. актуальной готовности человека к ее инициированию и продолжению. Как видим, «субъект деятельности» – более узкое понятие, чем «человек», последний потенциально заключает в себе множества различных деятельностей , каждый данный отрезок времени выступает носителем субъекта только одной из них» [32, c. 16].

[2]«Человек является непосредственным природным существом» [104, c. 631]. «…Человек есть часть природы» [117, c. 47].

[3] Корневым словом для слова «личность» является слово «лицо». Лицо – это передняя часть головы человека.

[4] «…Продукт его (рабочего. – В. П. и Т. П.) деятельности не составляет цели его деятельности. Для себя самого рабочий производит не шелк, который он ткет, не золото, которое он извлекает из шахты, не дворец, который он строит. Для себя самого он производит заработную плату, а шелк, золото, дворец превращаются для него в определенное количество жизненных средств» [111, c. 428].

[5] См. настоящий текст: Часть вторая. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ПЕДАГОГИКИ. Глава 6. Деятельность. § 4. Особенность системы деятельность.

Источник: http://teoria.ru/glava-8-subekty-pedagogicheskoj-deyatelnosti/2-subekt

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.