Структурный элемент закона это

Система и структура уголовного закона. Уголовно-правовая норма

Структурный элемент закона это

Действующее уголовное законодательство как совокупность правовых норм представляет собой своеобразное системное образование.

Система норм и институтов уголовного права характеризуется наличием присущих уголовному законодательству определенных связей и отношений, внутренним единством норм и отдельных институтов, собственных механизмов взаимодействия структурных подразделений уголовного права в процессе применения его норм.

Учет системности уголовного закона позволяет выделить для последующего анализа его структурные элементы, установить формы их взаимосвязи, способствует правильному решению вопросов дифференциации уголовной ответственности, индивидуализации степени вины, вида и размера наказания.

Внутренние закономерности формирования и системные условия функционирования уголовного закона должны приниматься во внимание законодателем при решении вопросов криминализации общественно опасных деяний, декриминализации, пенализации. Это необходимо, чтобы избежать рассогласования норм УК, нарушения его внутренних связей.

Логическая последовательность построения системы разделов УК придает этому законодательному акту информационную насыщенность, облегчает усвоение его содержания и применение его норм.

Нормы и иные предписания уголовного законодательства кодифицированы в едином законе – Уголовном кодексе РФ.

История развития российского уголовного законодательства свидетельствует о его повышенном динамизме, когда законодатель дополняет или изменяет нормы кодекса по политическим, социально-экономическим и иным мотивам.

На изменение и дополнение содержания уголовного кодекса влияет также выполнение Российской Федерацией международных обязательств.

В структурном отношении действующий уголовный закон подразделяется на Общую и Особенную части.

  • Общая часть УК устанавливает принципы и общие положения уголовно-правовой борьбы с преступлениями в целом без выделения их конкретных видов.
  • Особенная – определяет ответственность за отдельные преступления и указывает признаки их составов.

Общая и Особенная части подразделяются на разделы, построенные по признакам сфер общественных отношений, подлежащих уголовно-правовой защите.

Разделы, как правило, включают главы, состоящие из конкретных статей, содержащих уголовно-правовые нормы.

В пределах соответствующей главы нормы группируются с учетом различных признаков (объективной стороны деяния, формы вины, характеристики субъекта посягательства и др.).

Общая часть состоит из 6 разделов:

  1. уголовный закон,
  2. преступление,
  3. наказание,
  4. освобождение от уголовной ответственности и от наказания,
  5. уголовная ответственность несовершеннолетних,
  6. принудительные меры медицинского характера.

Названные разделы включают 15 глав и 104 статьи.

Особенная часть УК состоит из 6 разделов, 19 глав и 249 статей. В этих разделах определяется, какие общественно опасные деяния являются преступлениями, и устанавливаются наказания, подлежащие применению к лицам, совершившим перечисленные преступления.

Разделы и главы систематизированы, порядок их расположения отражает оценку законодателем степени общественной значимости уго-ловно-правовой охраны тех или иных общественных отношений и строится с учетом признаков родового и видового объектов посягательства, т. е.

по определенным группам близких общественных отношений, охраняемых уголовным законом.

Родовые объекты указываются в Особенной части в наименованиях соответствующих разделов:

  1. преступления против личности;
  2. преступления в сфере экономики;
  3. преступления против общественной безопасности и общественного порядка;
  4. преступления против государственной власти;
  5. преступления против военной службы;
  6. преступления против мира и безопасности человечества.

В Особенную часть УК РФ включены ранее отсутствовавшие главы об ответственности за преступления против семьи и несовершеннолетних (гл. 20), компьютерные преступления (гл. 28), преступления против мира и безопасности человечества.

Общая и Особенная части взаимосвязаны и представляют единство.

Взаимосвязь проявляется прежде всего при применении уголовного закона: невозможно применить норму, содержащуюся в Особенной части, не прибегнув к положениям Общей части.

Действие установлений Общей части распространяется на все составы преступлений, содержащиеся в Особенной части. Каждый раздел Общей и Особенной части имеет свое наименование и цифровое обозначение (римскими цифрами).

Статьи нередко делятся на части, предусматривающие простой и квалифицированный составы. Статья уголовного закона, ее часть или пункт являются формой фиксации уголовно-правовой нормы.

Статьи нумерованы арабскими цифрами и снабжены заголовками, кратко выражающими суть заключенного в статье предписания. Как правило, в статье выражается лишь одна уголовно-правовая норма, но имеются и исключения (ст. 157 УК).

При включении в УК новых статей они помещаются в соответствующую по родовому объекту посягательства главу и обозначаются номерами статей, наиболее близких к ним по содержанию.

В структуре уголовно-правовых норм выделяются следующие элементы:

  • гипотеза,
  • диспозиция,
  • санкция.

При этом структура норм Общей и Особенной частей различается. В нормах Общей части, раскрывающих общие понятия и принципы уголовного права, не выделяются гипотеза, диспозиция и санкция, которые встречаются в других отраслях российского законодательства. Статьи Особенной части содержат описания конкретных составов преступлений и определяют меры наказания, применяемые в случае их совершения.

Гипотеза уголовно-правовой нормы – предписание, касающееся условий, с наличием которых закон связывает признание того или иного общественно опасного деяния преступным и наказуемым.

Диспозиция – структурная часть уголовно-правовой нормы, в которой характеризуются объективные и субъективные признаки деяния, признаваемого преступлением. Совершением этого деяния нарушается установленный законом запрет.

Санкция – структурный элемент уголовно-правовой нормы, содержащий указание на вид и размер наказания (или на иную меру воздействия) за совершение деяния, признаки которого описаны в диспозиции правовой нормы. Все эти части нормы взаимообусловлены и связаны.

Однако в большинстве статей Особенной части содержатся лишь диспозиция и санкция, т. е. изложение самого запрещенного деяния и меры наказания за него. Гипотеза является общим положением для всех норм Особенной части и заключена в ст.

8 УК РФ, определяющей основание уголовной ответственности.

В уголовном праве различаются четыре вида диспозиций:

  • простые,
  • описательные,
  • бланкетные,
  • ссылочные.

Простая диспозиция не содержит описания признаков состава преступления или указывает на самые общие из них. Например, ч. 1 ст. 126 УК – «похищение человека». В этих случаях законодатель не раскрывает признаков преступления ввиду их очевидности.

Описательная диспозиция включает ряд наиболее существенных признаков, совокупность которых определяет содеянное как преступление. Так, в ч. 1 ст. 161 УК грабеж определяется «как открытое хищение чужого имущества». Точным определением признаков преступления характеризуется преимущество описательной диспозиции перед простой. Большинство диспозиций в УК РФ описательные.

Бланкетной диспозиция называется, когда она не содержит конкретных признаков преступления, а отсылает к другим нормативным актам, относящимся к иным отраслям права, например, в ч. 1 ст. 143 УК.

Ссылочная диспозиция для уяснения содержания нормы отсылает к другой статье УК или к ее части (ст. ст. 112, 114, 115, 119 УК).

Санкции как законодательная оценка характера и степени опасности запрещенного законом деяния предусматриваются УК в двух видах:

  1. относительно определенные
  2. альтернативные.

Относительно определенные санкции указывают пределы возможного наказания определенного вида (ч. 1 ст. 111 УК предусматривает низший и высший пределы лишения свободы на срок от 2 до 8 лет).

Когда в норме указывается только высший предел наказания, тогда низшим является минимальный срок наказания, указанный в Общей части (для лишения свободы – 6 месяцев, для исправительных работ – 2 месяца).

В альтернативных санкциях указывается на возможность выбора для применения одного из нескольких видов наказания. Например, ст. 136 УК РФ за нарушение равноправия граждан предусматривает штраф или лишение свободы.

Уголовный закон

Источник: http://ugolovnyj-zakon.ru/pravo/03-uz/3-ugolovno-pravovaja-norma.html

Статья 28. Структурные элементы (единицы) нормативного правового акта

Структурный элемент закона это

⇐ Предыдущая9101112131415161718Следующая ⇒

Структурными элементами нормативного правового акта являются преамбула, разделы, главы, статьи, пункты, подпункты, части, абзацы.

Нормативный правовой акт может иметь преамбулу – вступительную часть, содержащую информацию о причинах, условиях и целях его принятия, предмете и методе его правового регулирования. Включение нормативных предписаний в преамбулу не допускается.

Текст нормативного правового акта в зависимости от его вида может подразделяться на статьи или пункты, которые могут объединяться в главы и разделы. Законы, кодексы, как правило, подразделяются на статьи, иные нормативные правовые акты – на пункты. Кодексы должны содержать оглавление. Оглавление может содержаться и в иных значительных по объему нормативных правовых актах.

Статьи и пункты нормативного правового акта – основные структурные элементы (единицы) нормативного правового акта, содержащие законченные нормативные положения. Статьи, как правило, должны иметь название, отражающее их содержание.

Статьи нормативного правового акта обозначаются арабскими цифрами, после которых ставится точка. Название пишется строчными буквами в той же строке. Пункты обозначаются арабскими цифрами с точкой и названия не имеют.

Статьи нормативного правового акта могут подразделяться на части (абзацы) или пункты. В свою очередь части могут подразделяться на пункты или абзацы; пункты – на подпункты, части или абзацы; подпункты – на части или абзацы.

Главы нормативного правового акта – структурные элементы (единицы) нормативного правового акта, объединяющие в себе статьи (пункты) этого акта. Главы обозначаются арабскими цифрами и должны иметь название, которое пишется прописными буквами и размещается в центре строки.

Разделы нормативного правового акта – структурные элементы (единицы) нормативного правового акта, объединяющие главы этого акта. Разделы обозначаются римскими цифрами и должны иметь название, которое пишется прописными буквами и размещается в центре строки.

Абзац нормативного правового акта – часть текста, выделяемая отступом в первой строке и начинающаяся со строчной буквы, кроме первого абзаца части, который начинается с прописной буквы. Абзацы, как правило, заканчиваются точкой с запятой, кроме первого абзаца соответствующего структурного элемента, который заканчивается двоеточием, и последнего абзаца, который заканчивается точкой.

Подпункты нормативного правового акта – абзацы, являющиеся составной частью пункта и обозначаемые несколькими арабскими цифрами с точками после каждой из них, первая из которых обозначает номер пункта.

Часть нормативного правового акта – структурный элемент нормативного правового акта, состоящий из абзаца (нескольких абзацев) и представляющий собой смысловое единство. Часть начинается с прописной буквы и заканчивается точкой.

В случае, если часть состоит из нескольких абзацев, абзацы начинаются со строчной буквы, кроме первого абзаца части, который начинается с прописной буквы.

При этом первый абзац части заканчивается двоеточием, все последующие – точкой с запятой, кроме последнего абзаца, который заканчивается точкой.

Если часть является структурным элементом пункта или подпункта, то первая часть пункта, подпункта, как правило, начинается с арабской цифры с точкой, после которой следует прописная буква, или с нескольких арабских цифр с точками после каждой из них, после которых следует строчная буква.

Нумерация разделов, глав, статей, пунктов (кроме пунктов в статьях) должна быть сквозной для всего нормативного правового акта.

Нумерация структурных элементов должна быть единообразной для всего нормативного правового акта.

Использование в нормативных правовых актах указанных в настоящей статье структурных элементов (единиц) с несвойственными им цифровыми или иными обозначениями допускается в исключительных случаях и при наличии в нормативных правовых актах специальных оговорок.

1. Нормативные правовые акты состоят из структурных элементов. В комментируемой статье дана их характеристика.

2. Следует обратить внимание на то, что согласно ст. 28 закона “включение нормативных предписаний в преамбулу не допускается”.

В общем-то с этим можно согласиться, однако законодателю, на наш взгляд, можно было бы сделать оговорку относительно того, что положения преамбулы (например, преамбулы Конституции Республики Беларусь), определяя цель правового регулирования, тем самым устанавливают направления законодательной и иной правотворческой деятельности.

Преамбула Конституции содержит нормы-принципы, нормы-цели, хотя и не обладают непосредственной юридической силой. преамбулы должно учитываться при толковании Конституции и актов текущего законодательства под призмой их соответствия конституционному тексту.

Мы также полагаем, что в преамбуле актов за исключением, возможно, законов, следовало бы указывать нормы Конституции, подконституционных актов, на основе которых принят (издан) соответствующий нормативный правовой акт.

⇐ Предыдущая9101112131415161718Следующая ⇒

Дата добавления: 2016-10-06; просмотров: 2214 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Источник: https://lektsii.org/7-8981.html

Глава 5. Деление законопроекта на структурные единицы

Структурный элемент закона это

24. Деление законопроекта на структурные единицы упрощает пользование им, совершенствует его построение и систематизацию, осуществление ссылок, помогает быстро ориентироваться в нормативном материале.

Употребляются следующие структурные единицы законов по нисходящей:

раздел;

глава;

статья.

Вводить структурную единицу «раздел», если в законопроекте нет глав, не следует.

25. Раздел законопроекта:

имеет порядковый номер, обозначаемый римскими цифрами;

имеет наименование.

Обозначение и наименование раздела печатаются прописными буквами по центру страницы одно под другим.

Раздел и наименование раздела печатаются полужирным шрифтом.

Пример:

РАЗДЕЛ III

УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ

26. Глава законопроекта:

нумеруется арабскими цифрами;

имеет наименование.

Обозначение главы печатается с прописной буквы и абзацного отступа полужирным шрифтом и отделяется от наименования раздела одним межстрочным интервалом.

Наименование главы печатается с прописной буквы полужирным шрифтом в одну строку с обозначением номера главы, после которого ставится точка.

Пример:

РАЗДЕЛ III

УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ

Глава 2. Государственное и муниципальное управление жилищно-коммунальным хозяйством

27. Статья законопроекта:

является его основной структурной единицей;

имеет порядковый номер, обозначаемый арабскими цифрами.

Обозначение статьи печатается с прописной буквы и абзацного отступа полужирным шрифтом и отделяется от наименования главы, как правило, одним межстрочным интервалом.

Статья, как правило, имеет наименование.

Наименование статьи печатается с прописной буквы полужирным шрифтом в одну строку с обозначением номера статьи, после которого ставится точка.

Текст статьи, как правило, отделяется от ее наименования (обозначения) одним межстрочным интервалом.

Если статья не имеет наименования, то точка после номера статьи не ставится и обозначение статьи печатается с прописной буквы и абзацного отступа полужирным шрифтом, при этом текст статьи располагается на следующей строке с абзацным отступом.

Статьи отделяются друг от друга одним межстрочным интервалом.

Статья подразделяется на пункты.

Статья может не подразделяться на пункты, если ее содержание умещается в один абзац или все абзацы статьи могут быть объединены в одно взаимосвязанное предложение. При этом если количество абзацев, которые могут быть объединены в одно взаимосвязанное предложение, более десяти, то такие абзацы излагаются в виде подпунктов с соответствующей нумерацией.

Пункты статьи обозначаются арабской цифрой с точкой.

Пункты статей подразделяются на подпункты, обозначаемые арабскими цифрами со скобкой справа без точки.

Примеры:

Статья 23. Фонд муниципального развития

1. ____________.       (пункт 1 статьи 23)

2. ____________:       (пункт 2 статьи 23)

1) ____________;       (подпункт 1 пункта 2 статьи 23)

2) ____________.          (подпункт 2 пункта 2 статьи 23)

или

Статья 9

1. ____________.       (пункт 1 статьи 9)

2. ____________:       (пункт 2 статьи 9)

1) ____________;       (подпункт 1 пункта 2 статьи 9)

2) ____________.       (подпункт 2 пункта 2 статьи 9)

В исключительных случаях пункты и подпункты статьи могут подразделяться на абзацы (не более пяти). Ограничение количества возможных абзацев не распространяется на статьи, содержащие перечни основных понятий, используемых в законопроекте.

Деление статьи одного законопроекта и на подпункты, и на абзацы, которые в тексте пунктов будут следовать после двоеточия, не допускается.

Деление пунктов одной статьи либо разных статей одного законопроекта и на подпункты, и на абзацы, которые в тексте пункта будут следовать после двоеточия, не допускается.

Примеры возможных вариантов структуры частей статьи:

Статья 3. Порядок составления и представления проекта областного бюджета

1. Коллегия Администрации Кемеровской области осуществляет координацию работы по составлению проекта областного бюджета, которая начинается не позднее чем за 8 месяцев до начала очередного финансового года. (пункт 1)

2. Составление проекта областного бюджета осуществляет главное финансовое управление Кемеровской области в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, федеральным и областным законодательством и настоящим Законом. (пункт 2)

3. В целях составления проекта областного бюджета должны быть подготовлены следующие документы и материалы: (абзац первый пункта 3)

1) прогноз социально-экономического развития Кемеровской области на очередной финансовый год; (подпункт 1 пункта 3)

2) основные направления бюджетной и налоговой политики Кемеровской области на очередной финансовый год; (подпункт 2 пункта 3)

3) прогноз сводного финансового баланса Кемеровской области.                           (подпункт 3 пункта 3)

или

Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 242;

Источник: https://studopedia.net/11_25733_glava--delenie-zakonoproekta-na-strukturnie-edinitsi.html

Основные структурные элементы законодательных актов

Структурный элемент закона это

Наиболее устойчивыми структурными элементами являются реквизиты нормативных правовых актов, характеризирующие следующее: вид акта (закон, декрет, указ, постановление и др.

); орган (должностное лицо), принявший (издавшее) акт; название, обозначающее предмет регулирования; дата, место принятия (издания) акта и его регистрационный номер; подписи лиц, официально уполномоченных подписывать соответствующие нормативные правовые акты и другие элементы.

В правилах юридической техники под реквизитами правового акта понимаются элементы правового акта, не входящие в его содержательную часть и не содержащие регулятивных положений, предназначенные для отражения юридических свойств и идентификации правового акта.

Каждый нормативный документ должен иметь такие внешние реквизиты, которые свидетельствовали бы о его официальном характере, отражали его содержание, юридическую силу, место и дату издания. К внешним реквизитам относятся, в частности, наименование акта, его заголовок, обозначение даты. Все эти реквизиты подчиняются требованиям юридической техники, обеспечивающим надлежащее осуществление свойственных нормативному документу функций.

Делопроизводственные правила и правила юридической техники имеют общий перечень структурных единиц, содержащихся в правовых актах. Порядок деления текстов документов освещается в инструкциях, правилах и других разработках в области делопроизводства.

Так, порядок деления текстов проектов федеральных законов, правовых актов Президента, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти подробно описан в Типовой инструкции по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти.

Установление и описание структурных единиц правового акта занимает заметное место в системе предписаний юридической техники. Структурные элементы законодательных актов описаны в Методических рекомендациях по юридико-техническому оформлению законопроектов, в соответствии с которыми используются следующие элементы (по нисходящей): раздел, глава, статья.

Возможно деление крупных систематизированных актов на части, разделов на подразделы, глав на параграфы.
В Правилах подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации установлено, что нормативные предписания в правовом акте оформляются в виде пунктов, которые могут подразделяться на подпункты.

Значительные по объему правовые акты могут делиться на главы. Пункты нумеруются арабскими цифрами с точкой и заголовков не имеют. Подпункты могут иметь буквенную или цифровую нумерацию. Главы нумеруются римскими цифрами и имеют заголовки.

Структура правового акта и необходимость включения в него тех или иных с элементов определяются исходя из объема и содержания акта.

По общему правилу нормативно-правовые акты обладают определенной структурой, в теории права в том или ином виде в структуру нормативно-правового акта могут входить следующие элементы:

Заголовок.

Основные требования к заголовку нормативного документа – это точность, краткость информационная насыщенность. Слишком длинные, громоздкие заголовки создают трудности при применении актов и их систематизации, а также при их толковании.

Преамбула.

Преа́мбула в праве — вводная или вступительная часть правового акта. К правовым актам, имеющим преабмулу, относятся декларации, международные договоры, законы, нормативные акты, договоры гражданско-правового характера.

Преамбула – самостоятельная часть правового акта, но она не является обязательной. В преамбуле также может указываться сфера распространения нормативного акта.

В преамбулах международных актов, как правило, перечисляются государства – стороны данного договора, участники соглашения и т.д.

Общая часть.

Общая часть кодифицированного нормативного правового акта может содержать:

1) фундаментальные положения (принципы, определения понятий, основные институты);

2) специализированные нормативные положения: презумпции, преюдиции. Презу́мпция — предположение, которое считается истинным до тех пор, пока не доказана его ложность. Среди наиболее важных юридических презумпций выделяются:

Особенная часть.

Особенная часть нормативного правового акта может содержать нормы, которые обозначают:

1) вид и меру (правила) возможного и должного поведения (юридические права и обязанности);

2) вид и меру негативных (отрицательных) последствий возможных нарушений правовых норм (юридическую ответственность).

Указания о принятии акта, о его отмене, о внесении изменений.

Рубрикация основной части НПА. Критерии формирования части как структурного элемента НПА.

Вспомогательные структурные элементы нормативного правового акта.

Структура правового документа — это его строение.

Любой правовой документ содержит, по крайней мере, три

части:

1) вступительную;

2) основную;

3) заключительную.

Примечания

Примечания вызывают к себе неоднозначное отношение. Они часто встречаются в договорах, гораздо реже в нормативных актах

и практически не встречаются в актах правоприменительных. Примечания используются, когда необходимую информацию не

представляется возможным изложить «по ходу дела», т. е. без отвлечения или без ущерба для смысла излагаемого положения в основной части правового документа.

Примечания позволяют:

1) расширить либо сузить объем информации;

2) предусмотреть исключения из общего правила или индивидуального решения;

3) пояснить или уточнить какое-либо положение;

4) определить условия применимости положения;

5) указать орган, который ответствен за решение того или иного вопроса, и т. д.

Приложение

Приложение — это часть правового документа, которая встречается не так часто. Приложения располагаются после заключительной части документа. Если их несколько, им присваивается соответствующий порядковый номер. Иногда в приложении со-

держатся:

— таблицы;

— графики;

— различного рода перечни (лиц, органов, работ и т. д.);

— образцы документов;

— карты;

— бланки;

— схемы.

Ссылки

Ссылки наглядно показывают, насколько взаимосвязаны правовые документы. Ссылки на другие правовые акты (в большей

мере на нормативные акты) — одна из характерных черт правовых документов.

Главное предназначение ссылок — недопущение повторений правовой информации в юридических документах. По своей сути юридические акты довольно сложны как по содержанию, так и по форме.

Ссылки позволяют их упростить, сделать компактными и доступными для обозрения и применения. Однако иногда по ходу изложения необходимо воспроизведение отдельных положений нормативных документов.

В любом случае обязательным является указание на официальный источник опубликования акта. При

этом орган, воспроизводящий в правовом документе норму права, не выходит за пределы своей компетенции. Воспроизводя ее и

включая в общую ткань составляемого им документа, он придает ему лишь дополнительную обоснованность и убедительность.

Сноски

Сноски в правовых документах встречаются крайне редко. Их используют для объяснения тех или иных особенностей, которые не могут быть отражены в основной части. Сноска помещается внизу страницы, отдельно от текста.

Источник: https://megaobuchalka.ru/10/14967.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.