Структура законов

Что такое федеральный закон?

Структура законов
Что такое федеральный закон?

Российская Федерация — государство, призванное обеспечивать и охранять интересы, права и свободы людей. Подобное обеспечение возможно лишь с грамотным составлением и применением норм законодательства. Особое место в правовой системе страны занимает — Федеральный закон (ФЗ).

Что такое ФЗ ?

Известно, что Россия относится к числу стран с романо-германским типом правовой семьи. Это означает, что ведущую роль в стране занимают постановления законодательной и исполнительной власти — законы и подзаконные акты.

Судебные прецеденты в России не являются юридическими источниками. Наивысшей юридической силой обладает основной закон страны — Конституция. Она состоит из девяти глав, восемь из которых регламентируют основные общественные и политические сферы. Каждая глава Конституции формируется на основе норм Федеральных конституционных законов.

Второе по значимости место занимают федеральные законы. Это нормативные акты, издаваемые представительными органами власти, проверяемые судами и подписываемые главой государства.

Законы федерального типа регулируют основные общественные сферы деятельности — например, образование (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»), медицину, отдельные гражданские правоотношения и т.д.

ФКЗ и ФЗ: основные отличия

Чем Федеральный закон отличается от законов конституционного характера?

Как уже было сказано, ФКЗ закрепляют лишь самые общие положения о государственном устройстве страны.

Все главы основного закона страны были сформированы после принятия соответствующих ФКЗ, в которых содержатся положения о правах и свободах человека, государственном устройстве, политическом режиме и т.д.

Помимо этого, конституционные законы закрепляют государственную атрибутику: гимн, флаг и герб.

Федеральные законы основываются на конституционных нормах. Ни одно их положение не должно противоречить правилам, закрепленным в основном законе страны и соответствующим ему актам. Различия между законами видится и в порядке их принятия. Так, для принятия ФКЗ существует куда более сложная и многогранная процедура регистрации.

Признаки Федеральных законов

На вопрос о том, что такое Федеральный закон, поможет ответить характеристика основных особенностей нормативных актов. Для законов характерна особая юридическая сила, в особенности, для федеральных.

Нормативные акты оказывают непосредственное влияние на общественные отношения через методы координирования. Нормативно-правовой акт является продуктом нормотворческой деятельности, а потому обладает особой структурой.

У каждого закона должно быть наименование, а также общая часть, содержащая в себе строго систематизированные нормы.

Каждый отдельный закон должен касаться только одной общественной сферы, или же какой-то ее части.

Так, в нормативном акте не должны сочетаться положения из различных юридических сфер — например, из гражданской и уголовной.

Наконец, последней и основной особенностью федеральных законов как актов Российской Федерации является приоритет прав и свобод человека. Подобный признак свидетельствует о гуманности и законности принимаемых норм. —

Функции законов Служба Федеральных законов Российской Федерации необходима для достижения сразу нескольких целей. Во-первых, регулируется сама природа права, которая состоит из норм нравственности и морали.

Иначе говоря, законы качественно определяют надлежащее поведение людей. Во-вторых, законы охраняют наиболее значимые отношения социального характера. Детально это проявляется в конкретных юридических отраслях — уголовных, гражданских, трудовых и т.д.

Наконец, в-третьих, закон формируется по нормам идеологии. Более того, он развивает и дополняет ее за счет появления новых норм и правил. Таким образом, любой федеральный закон имеет своей целью защиту интересов, прав и свобод человека.

Достигается эта цель самыми разными способами в любых общественных сферах. Порядок принятия Федеральных законов

Что такое законотворческий процесс?

Ответ на этот вопрос дает основной нормативный акт страны — Конституция. В ней зафиксировано, что издателем федеральных законов может быть только представительный орган — Парламент. В России Парламент является двухпалатным, и даже носит оригинальное название — Федеральное собрание.

Идеи о формировании тех или иных законов выдвигаются в нижней палате Парламента — Государственной Думе. Если идея одобряется, то формируется проект закона. Его рассматривают на трех чтениях. Первая процедура чтения предполагает выявление основных ошибок и проблемных мест в проекте.

То же происходит и в ходе второго чтения. На последнем заседании по проекту законодатели голосуют за принятие или непринятие закона.

Если две трети голосующих выступают за принятие закона, то проект, составленный и проверенный в нижней палате, отправляется на рассмотрение в Совет Федерации — верховную парламентскую палату.

Роль Совета Федерации в законотворческом процессе В верхней парламентской палате сенаторы решают дальнейшую судьбу закона. Если по результатам ания проект примут, то он отправится в Верховный и Конституционный суды, где будет проверен на соответствие конституционным нормам. В самом конце процесса закон подписывается главой государства.

Он имеет право наложить на закон вето — то есть отклонить его. Вето возможно преодолеть повторными чтениями и аниями, но уже с большим числом парламентариев, выступающих за принятие акта. Кодексы Большинству россиян известно о существовании так называемых кодексов — крупных нормативных актов, регулирующих ту или иную общественную сферу.

Так, существует Уголовный кодекс, а также Гражданский, Трудовой, Семейный, Бюджетный, Налоговый и т.д. Каждый подобный закон сформирован на основе множества отдельных федеральных законов. Российская Федерация входит в число стран с романо-германской правовой системой. Подобное, в свою очередь, означает разнообразие законодательной сферы. Для примера можно взять Гражданский кодекс.

Это громадный юридический труд, состоящий из четырех частей. Каждая часть принималась по отдельным федеральным законам. Например, четвертая часть, регламентирующая нормы интеллектуального права, была принята в 2006 году. 18 декабря был рассмотрен и подписан ФЗ № 230 от 18.12.2006, который и послужил правовым началом для существования и реализации четвертой части ГК РФ.

Каждое изменение, вносимое в Кодекс, также регламентируется соответствующими федеральными актами.

Источник: https://souzconsalt.com/news/federal-law/

37.Понятие о законе. Его свойства. Структура закона

Структура законов

закон – это принятый в особом порядкепервичный нормативно-правовой актвысшего представительного органагосударственной власти, обладающийвысшей юридической силой и регулирующийважнейшие общественные отношения.Законыобладают всеми признаками нормативныхактов и правовых актов.

Помимо этого,законы обладают рядом специфическихпризнаков, обусловливающих их особуююридическую природу.Признаки закона.1)Закон является разновидностьюнормативно-правовых актов, следовательно,обладает всеми признаками нормативныхактов, равно как и правовых актов вцелом.

2) Первичный характер законаозначает, что он исходит от представительногоправотворческого органа, следовательно,в той или иной мере выражает волю народа.Поэтому закон является первичным поотношению ко всем иным нормативнымактам, равно как и ко всем прочим правовымактам; все прочие акты производны отзакона, издаются на его основе.

Первичныйхарактер закона означает его”самодостаточность”, ему не нужныиные основания для функционирования,наоборот, он сам является основаниемдля всех иных актов и всей юридическойдеятельности в государстве.3) Высшаяюридическая сила – важнейший признакзакона.

Высшая юридическая сила законаозначает, что все иные правовые актыиздаются, во-первых, на основе закона;во-вторых, во исполнение закона; в-третьих,не могут противоречить закону.4) Законыпринимаются в особом порядке, подробнорегламентированном конституцией изаконодательными актами.

Соблюдениепроцедуры принятия закона – необходимоеусловие их юридической силы, малейшеенарушение этой процедуры ведет кюридической ничтожности принятогоакта. Порядок принятия закона отличаетсяусложненностью, чем законотворчествоотличается от иных видов правотворчества.

 5)Законы принимаются высшими представительными(законодательными) органами государства,только эти органы обладают правомпринимать законы. Этот порядок долженподчеркнуть значимость закона, егоособую роль и место в системе правовыхактов.6) Закон должен регулироватьважнейшие общественные отношения.

Всеизменчивое, преходящее, не имеющееконституирующего значения должноотражаться не в законе, а в подзаконныхактах. К важнейшим общественным отношениямотносятся прежде всего взаимодействиеграждан и органов государства, полномочиягосударственных органов, их классификацияи т.д.Закон призван быть ведущимисточником права в правовом государстве.

Особые свойства закона позволяют емубыть демократичным источником права,выражающим волю и интересы народа.Именно эти свойства и обусловливаютособую роль закона в системе нормативныхактов. Закон должен выражать принципыправа, идею приоритета прав и свободчеловека, демократические началаобщественного и государственногоустройства. Правовые законы составляютоснову правового государства. Поэтомустоль важно добиться реальноговерховенства закона в системе правовыхактов государства, сделать закондействительно ведущим, основнымисточником права.

Закон как нормативно-правовой актвысшей юридической силы имеет

особую структуру, которую составляютследующие элементы (которые иногданазываются реквизитами): •наименованиеоргана, принявшего закон;

•        названиезакона;

•        номер и датапринятия;

•        преамбула;

•        нормативно-правовое содержание закона;

•        последствиянесоблюдения закона;

•        отмена закономиных нормативно-правовых актов (правовыхнорм);

•        опубликованиезакона и вступление его в силу;

•        подписаниезакона.

2. Закон (как и любой нормативно-правовойакт) должен содержать наименованиепринявшего его органа. От уровнягосударственного органа,в компетенциюкоторого входило принятие соответствующегозакона,зависит его юридическая сила.

Название закона должно указывать накруг общественных отношений, дляурегулирования которых он принят (тоесть на предмет правового регулирования).Необходимостремиться к тому, чтобы название закона(позволяющее индивидуализировать егоиз массы других законов) отражало егосодержание, звучало кратко и понятно.

 Номерзакона и дата его принятия такжепомогают индивидуализировать его изанять определенное место в иерархиинормативно-правовых актов.

При принятиифедеральных законов ФедеральнымСобранием (Государственной Думой,Советом Федерации) соответствующейдатой считается день окончательногопринятия данного акта ГосударственнойДумой.

Нормативно-правовое содержание являетсяглавным элементом закона. закона обычно делится на статьи, вкоторых содержатся нормы права. Статьидолжны иметь номер. В объемных законахмогут выделяться разделы и главы.

Преамбула обычно содержит мотивыпринятия закона, его цели и задачи.

Как правило, в самом законе содержится санкция,применяемая к нарушителям его норм.

Обязательным элементом закона должнобыть указание об отмене действияиных нормативно-правовых актов даннымзаконом. Обычно данное указаниесодержится в конце принятого закона(указываются реквизиты отмененных актовили их отдельные статьи).

После принятия закон подлежитопубликованию и вступает в законную

силу непосредственно после опубликованиялибо со дня, указанного в законе.

Последним элементом структуры законаобязательно должна являться подписьсоответствующего должностного лица (дляфедеральных законов Президента РФ.

Источник: https://studfile.net/preview/5899117/page:24/

Законы: понятие, признаки и виды

Структура законов

Определение 1

Закон является нормативным актом, который принимается в особом порядке в лице органа законодательной власти или по результатам референдума, выражающего волю народа. Также он обладает высшей юридической силой и регулирует самые важные общественные отношения.

Закон и его признаки можно классифицировать следующим способом:

  • прием в лице органа законодательной власти или на основании референдума;
  • подготовка и издание определяются в соответствии с Конституцией Российской Федерации и регламентом палат Федерального Собрания Российской Федерации;
  • выражение воли и интересов народа;
  • обладание высшей юридической силой, включая соответствие и непротиворечие всех подзаконных актов;
  • регулировка самых важных, ключевых общественных отношений.

Замечание 1

На основании данных признаков закон выделяется в системе других нормативных актов и ему придается качество верховенства. Изменение или отмену закона, его понятия и видов, имеет право вносить исключительно тот орган, которым он был принят, в ограниченном порядке.

Виды законов

На основании юридической силы, можно классифицировать следующие виды законов.

Наибольшую силу имеет Конституция (закон законов), которая также является основополагающим учредительным политико-правовым актом, закрепляющим конституционный строй, права и свободы граждан.

Помимо этого, ею определяется форма правления и государственного устройства, а также учреждаются федеральные органы государственной власти.

Следующим видом закона является Федеральный конституционный закон, который принимается относительно вопросов, предусмотренных и органически связанных с Конституцией (к примеру, федеральные конституционные законы о Конституционном Суде Российской Федерации, о судебной системе, о референдумах, о Правительстве Российской Федерации и т.д.)

Федеральные законы являются актами текущего законодательства, которые посвящены отдельным сторонам в социально-экономической, политической и духовной жизни общественности (к примеру, Гражданский кодекс, Уголовный кодекс и Семейный кодекс Российской Федерации и другие).

Законы субъектов Федерации издаются в лице представительных органов и распространяются исключительно на соответствующей территории (к примеру, закон Саратовской области о муниципальной службе Саратовской области, о социальных гарантиях и др.).

Опиши задание

Закон и его виды можно классифицировать на основании различных отличительных черт:

  • субъекты законотворчества (которые были приняты народов на референдуме или в лице законодательного органа);
  • предмет правового регулирования (конституционный, административный, гражданский, уголовный и другие);
  • срок действия (постоянный или временный закон);
  • характер (текущий и чрезвычайный);
  • сфера действия (общефедеральный и региональный);
  • содержание (экономический, бюджетный, социальный, политический и другие);
  • степень систематизации (обычный и кодификационный, или органический – Гражданский или Уголовный кодекс РФ и другие);
  • значимость норм, которые в нем содержатся (конституционный и обыкновенный);
  • объем регулирования (общий и специальный).

Подзаконные нормативные акты

Определение 2

Подзаконные акты являются актами, которые издаются на основе и для исполнения законов. У них меньшая юридическая сила, чем у законов, но они базируются именно на них.

В нормативно-правовом регулировании общественных отношений основное и определяющее место принадлежит законам, но у подзаконных актов также довольно важная роль в жизни общества, они играют вспомогательную и детализирующую функцию.

Виды подзаконных актов

Существуют различные виды подзаконных актов.

  1. Основными из них являются Указы Президента Российской Федерации, которые обязательно должны быть исполнены на территории России, но не должны противоречить Конституции Российской Федерации и ее федеральным законам (на основании 90 статьи Конституции Российской Федерации); Они должны быть подготовлены в пределах полномочий президента и быть предусмотрены на основании конституционных и законодательных норм. Президентом в качестве главы государства принимаются акты, занимающие место сразу после законов.Важная роль отдается указам, и в подавляющем большинстве с их помощью главой государства реализуются его полномочия и элементы правового статуса. На сегодняшний день сфера регулирования, которую охватывают указы, достаточно широка. Издание нормативных указов обусловлено пробелами в праве. Определенные, немногочисленные указы, к примеру о введении военного или чрезвычайного положения, должны быть утверждены в лице Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Акты Президента РФ можно найти в качестве публикаций в официальных изданиях. Конституционный Суд Российской Федерации может проверить конституционность актов Президента. Ежегодные полсания Президента Российской Федерации Федеральном Собранию являются официальным документом и имеют большую политическую значимость, при этом в них не содержатся нормы права, на основании чего они не носят нормативный характер.
  2. На втором месте по значимости среди подзаконных актов находятся постановления Правительства Российской Федерации, которые обязательны к исполнению на территории РФ. Особенность актов Правительства заключается в том, что их могут принять исключительно на основании и во исполнение законов Российской Федерации. Данные постановления должны быть подписаны в лице Председателя Правительства Российской Федерации и опубликованы не позже, чем спустя 15 дней после того, как были приняты.
  3. Приказы, инструкции, положения министерств, государственных комитетов и других федеральных органов исполнительной власти являются актам, которые принимаются на основании законов Российской Федерации, указов Президента, постановлений Правительства и регулируют общественные отношения, которые находятся в пределах компетенции данных исполнительных структур. Среди них можно обнаружить те, которые имеют общее значение и могут выходить за рамки определенных министерств и ведомств, распространяясь на широкий перечень субъектов. К примеру, акты, принятые Министерством финансов Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Центральным банком, Государственным таможенным комитетом, Федеральным надзором РФ оп ядерной и радиационной безопасности, Федеральной службой лесного хозяйства РФ и другими.
  4. Решения и постановления, принятые местными органами государственной власти, например областными представительными законодательными структурами – Саратовской областной Думой, Астраханским областным Представительным Собранием и другими.
  5. Решения, распоряжения, постановления местных органов гос. управления (областные главы администраций, губернаторы и т.д.).
  6. Нормативные акты, принятые муниципальными (негосударственными) органами. Данные акты могут приниматься в пределах компетенции данных структур и действовать на территории определенных районов, городов, сел и т.д.
  7. Локальные нормативные акты, которые являются нормативными предписаниями, принятыми на уровне конкретных предприятий, учреждений и организаций. Данные акты регулируют внутреннюю жизнь, например правила внутреннего трудового распорядка.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Не получается написать работу самому?

Доверь это кандидату наук!

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/teorija-gosudarstva-i-prava/vidy-zakonov/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.