Структура закона и его элементы

Вопрос 64. Структура закона

Структура закона и его элементы

  1. Закон как нормативно-правовой акт высшей юридической силы имеет особую структуру, которую составляют следующие элементы (которые иногда называются реквизитами):

наименованиеоргана, принявшего закон;

  • название закона;
  • номер и Дата принятия;
  • преамбула;
  • нормативно – правовое содержание закона;
  • последствия несоблюдения закона;
  • отмена законом иных нормативно-правовых актов (правовых норм);
  • опубликование закона и вступление его в силу;
  • подписание закона.

2.Закон (Как и любой нормативно-правовойакт) должен содержать наи­менованиепринявшего его органа.От уровня государственного органа, вкомпетенцию которого входило принятиесоответствующего закона, зависит егоюридическая сила.

Названиезаконадолжно указывать на круг общественныхотношений, для урегулирования которыхон принят (то есть на предмет правовогорегулирования). Необходимо стремитьсяк тому, чтобы название закона (позволяющееиндивидуализировать его из массы другихзаконов) отражало его содержание, звучалократко и понятно.

Номерзакона и дата его принятиятакже помогают индивидуализироватьего и занять определенное место виерархии нормативно-проавовых актов.При принятии федеральных законовФедеральным Образованием (ГосударственнойДумай, Советом Федерации) соответствующей; датой считается день окончательногопринятия данного акта Государ­ственнойДумой.

Нормативно-правовоесодержание являетсяглавным элементом закона. закона обычно делится на статьи, вкоторых содержатся нормы права. Статьидолжны иметь номер. В объемных законахмогут выделяться разделы и главы.

Преамбулаобычно содержит мотивы принятия закона,его цели и задачи.

Какправило, в самом законе содержитсясанкция,применяемая к нару­шителям его норм.

Обязательнымэлементом закона должно быть указаниеоб отмене дей­ствия иных нормативно-правовыхактов данным законом.Обычно дан­ное указание содержитсяв конце принятого закона (указываютсярек­визиты отмененных актов или ихотдельные статьи).

Послепринятия законподлежит опубликованию и вступает взаконную

силунепосредственно после опубликованиялибо со дня, указанного в законе.

Последнимэлементом структуры закона обязательнодолжна являться подписьсоответствующего должностного лица(дляфедеральных зако­нов – ПрезидентаРФ).

Вопрос 65. Систематизация законодательства

1.Общее понятие систематизациизаконодательства,ее формы и значение.

2.Учет нормативных актов.

3.Инкорпорация.

4.Консолидация.

5.Кодификация.

I,Систематизациязаконодательства– это деятельность по приведениюнормативных актов в единую упорядоченнуюсистему.

Благодарясистематизации правовая системаупорядочивается, развива­ется, неотстает от развития общества.

Самостоятельнымиформами систематизацииявляются:

  • учет;
  • инкорпорация;
  • консолидация;
  • кодификация.
  1. Учетом нормативных актов называются сбор действующих нормативных ; актов, их обработка, расположение по определенной системе, хранение государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями, а также выдача справок по запросам заинтересованных органов, учреждений, предприятий и граждан.

ВРоссии учету подлежат:

  • федеральные конституционные законы;
  • федеральные законы;
  • нормативные указы Президента РФ;
  • нормативные акты Правительства РФ;
  • акты федеральных органов исполнительной власти;
  • законы субъектов РФ;
  • акты соответствующих органов местного самоуправления;
  • нормативные разъяснения пленума Верховного Суда РФ; 1
  • постановления Конституционного Суда РФ.

Основнымипринципами учета нормативных актовявляются его полно­та, достоверность,удобство. Наиболее распространеннымиразновидностями учета бывают:

  • журнальный учет;
  • картотечный учет;
  • поддержание текстов нормативных актов в контрольном состоянии;
  • автоматизированный учет.

Журнальныйучет ведется по хронологическому иалфавитно-предметному принципам.

Наиболееудобная форма журнального учета -тематико-предметная (акты систематизируютсяпо отраслям права).

Прикартотечном учете его главной формойведения является созда­ние системыкарточек, на которых фиксируются основныереквизиты нормативно-правовых актов.

Карточкиобычно располагаются по хронологическому,алфавитно-предметному и предметно-отраслевомупринципам. При отмене нормативно-правовыхактов, их изменении и дополнении всоответствующие карточки вносятсяизменения.

Поддержание нормативно-правовыхактов в контрольном состоянии подразумеваетвнесение изменений и дополнений (обычнометодом вклейки нового текста) и иныхпометок непосредственно в текстысоответствующих нормативно-правовыхактов.

Наиболееудобным и распространенным в настоящеевремя является автоматизированный учетзаконодательства (с помощью компьютера).В России пользуются популярностью такиекомпьютерные информаци­онно-поисковыесистемы законодательства, как”Консультант-плюс”, “Гарант”,”Кодекс”.

3.Инкорпорациейназывается объединение нормативно-правовыхактов определенного уровня в сборникиили собрания законодательства. Наиболеезначительными примерами инкорпорациив России и СССР было создание Сводазаконов; Российской Империи 1832 г. иСобрания законодательства СССР 1960 -1970 гг. Инкорпорация может быть:

  • официальной (своды законов государства и т. д.);
  • полуофициальной (инкорпорация по поручению министерств, ведомств);
  • неофициальной (создание сборников и т. д. по инициативе частных лиц, предприятий, учреждений, фирм и др.). Инкорпорация всего законодательства страны называется генеральной.

4.Консолидациейназывается объединение сходных попредмету регулиро­вания нормативныхактов.

Консолидацияосуществляется компетентными органамигосударства и является разновидностьюправотворчества.

5.Кодификация– коренная переработка однородныхнормативных актов и создание на их базенового сводного нормативного актастабильного ВЁ содержания (как правило,ключевого) для соответствующей отрасли права (например, кодекса).

Акт,возникший в результате кодификации:

  • охватывает обширную сферу, однородных отношений;
  • имеет важное значение для всего общества;
  • стабилен и действует длительное время;
  • значителен по объему;
  • имеет сложную структуру;
  • является единым и внутренне логичным документом.

Формамикодифицированных актовявляются основы законодательства,кодексы, уставы, положения, правила.

Основызаконодательства – акт федеральногоуровня, который содер­жит наиболееважные общие нормы по предмету совместноговедения федерации и субъектов, которыеразвиваются в актах субъектов феде­рации.

ВСССР насчитывалось 16 основ законодательства,содержавших в основном базовые отраслевыенормы, которые развивались в республиканскихкодексах.

Кодекс- сводныйакт, подробно регулирующий определеннуюсферу общественных отношений иподлежащий непосредственному применению.

Кодекс,как правило, стоит “во главе”нормативного материала соответствующейотрасли права (например, Гражданскийкодекс РФ, Уголовный кодекс РФ и т. д.).По структуре кодекс обычно состоит изобщей части, которая устанавливаетбазовые принципы данной отрасли, иособенной части, которая детальнорегламентирует институты, пединститутырегулиру­емой отрасли права.

Уставыопределяют правовое положение органов,организаций (например, Центральногобанка РФ) либо регламентируют некоторыев деятельности (воинскую службу и др.).Устав – сложный комплексный акт, имеющийвнутреннюю структуру, однако регулируетне столь важные для всего общества сферыотношений (по сравнению с кодексом).

Положенияобычно определяют правовой статусотдельного органа, учреждения, предприятия,организации; правила регулируютопреде­ленный род деятельности.

Источник: https://studfile.net/preview/7071558/page:38/

Структурные элементы нормативных правовых актов

Структура закона и его элементы

Структура нормативного-правового акта (нпа) отражает внутреннее строение его текста, представленного различными пунктами, разделами, положениями. Нет общего шаблона для существующих на сегодняшний день нпа, однако, в юриспруденции присутствует ряд определенных принципов и требований, предъявляемых к форме и виду таких документов.

Большие по текстовому материалу нормативные акты, дающие описание соответствующих видов права, включают в себя множество разделов и подразделов. Меньшие по содержанию текстового материала и не такие сложные нпа требуют соответственно и меньшей степени выделения в документах разделов и подразделов.

Условная схема элементов структуры нормативно-правовых актов приведена на рисунке 1. Далее ознакомимся с ними более подробно.

Рисунок 1. Структура нормативного правового акта

Реквизиты и заголовок нормативно-правовых актов

Внешние официальные реквизиты закона выступают разделом нормативных документов, характеризующих их законодательные признаки, а также установление и распознавание актов, их статус, принадлежность и становление со стороны юридического воззрения.

Законодательные структуры среди главных официальных реквизитов нпа выделяют следующие:

  • типовое название документа;
  • ФИО и занимаемый должностной пост сотрудника, имеющего право визировать и утверждать нормативный правовой документ, также указывается число и место проведения этой процедуры;
  • название страны или государственной единицы (РФ, область, край и прочие административно-территориальные единицы государства) с указанием герба;
  • число по последовательности выпуска (в большинстве случаев, каждый год обновляется с единицы, применительно к федеральным законам вносят сокращения «ФЗ», «ФКЗ»);
  • законодательный заголовок (означает предмет, регламентируемый рассматриваемым нпа).

Главными распознавательными свойствами нормативно-правовых документов являются: заголовок, число утверждения и номер акта.

Пример 1

К примеру, степень воздействия нормативного акта с юридической стороны характеризуется его видовой принадлежностью; число вступления правового документа в силу законного действия определяет его преимущество перед подобным одновидовым актом.

Заголовок является названием законодательного документа. Он относится к внешней и внутренней структурной составляющей документа, а также характеризует суть определенной отрасли юридических положений.

История законодательства выделяет множество форм создания заголовков.

К примеру, по издавшим законы государственным структурам (магистраты Рима), по именам лиц, придумавших нормы права (законы Хаммурани, Драконта и прочее), по именам лиц, инспирировавших вынесение законопроекта на обсуждение (закон Шермана, Робинсона—Патмана, Тафта—Хартли и прочее), последнее характерно для Соединенных Штатов Америки. В России тоже давали названия законом по именам создавших их лиц (Правда Ярославичей, Уложение царя Алексея Михайловича, судебник Ивана III и прочее).

Замечание 1

В настоящее время, особенно в Российской Федерации, заголовки, как правило, характеризуют предмет, регламентирования правового акта, изложенную в нем суть. Это значительно облегчает применение нормативных документов и ссылок на них, а также поиск таких документов.

Заголовок обязан строго соответствовать предмету регулирования акта, выражая регламентируемые актом социальные взаимоотношения. Текст заголовка в наименовании нормативного документа должен облегчить сотрудникам правовой системы и всем иным лицам его поиск и мгновенное понимание сущности документа. Заголовок должен быть коротким и максимально выражать суть нпа.

Пример 2

В основном современное законодательство соответствует этому требованию. К примеру, законы: «О несостоятельности (банкротстве)», «О ветеранах», «Об акционерных обществах», «О погребении и похоронном деле».

А в качестве примера, не отвечающего данному требованию можно привести закон: «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности».

Бытует общественное мнение о введении коротких подзаголовков в тех случаях, когда невозможно избежать длинного названия документа в основном заголовке.

Главные правила, по которым заголовок нпа должен:

  • быть точным и передавать содержание правового документа (к примеру, «О политических партиях»);
  • быть коротким и емко выражать сущность правового документа. В качестве несоответствия этому правилу можно привести пример Указа Банка России от 31.03.2014 № 3220-У «О порядке представления банком ходатайства о прекращении права на работу с вкладами на основании требования Банка России, направляемого в соответствии с частью 3 статьи 48 Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», и порядке признания утратившей силу лицензии Банка России на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях, или лицензии Банка России на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте, или генеральной лицензии». Подобные наименования сложно употребимы в практическом и словесном обращении;
  • содержать приемлемую обобщенность материала, передающую смысловое значение документа, чтобы оно не было нарушено короткой длиной заголовка. К примеру, заголовок Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» дает только обобщенное понятие о том, что регламентирует данный закон. Однокомпонентные заголовки не раскрывают содержание и не передают нужной информации нпа для удобного использования сотрудниками системы права или иными лицами;
  • быть емким, данное обстоятельство особенно касается разносторонних правовых документов, любая составляющая часть которых может рассматриваться в качестве независимого нормативно-правового акта, но для удобства применения в ходе практической работы такие части объединены в целостный нормативный документ под одним заголовком. К примеру, заголовок Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», который регламентирует обеспечение и предоставление услуг связи на территории РФ, удовлетворение необходимостей в использовании услугами связи государственных органов, подразделений обороны, структур, обеспечивающих безопасность и отсутствие правонарушений на территории государства, поддержка подающих надежды нововведений в технологической сфере, охрану и соблюдение интересов потребителей услуг связи, обеспечение и поддержку качественной связи различных хозяйствующих организаций РФ, создание законной конкуренции в сфере предоставления услуг связи, обеспечение расширения отечественных предприятий и учреждений по предоставлению услуг связи, расширения их взаимодействия с международным рынком с сохранением центрального регулирования отечественными радиочастотными ресурсами, в частности орбитально-частотным и ресурсом нумерации. В рассмотренном федеральном законе отражен совокупный подход к управлению и предоставлению услуг связи, чему соответствует емкий заголовок;
  • быть формально официальным, без эмоциональных штрихов.

Наименование и введение нормативно-правовых актов

Наименование нормативного акта может быть полным, либо сокращенной аббревиатурой.

Полное наименование является формализованным, оно в кратком виде характеризует внутреннюю суть нпа, указывает предмет управления, обеспечивая возможность безошибочно распознавать законодательный документ среди других и формировать на него сноски с полным наименованием.

Замечание 2

В полное наименование нормативных актов не стоит добавлять разъяснительные комментарии по предмету управления, в частности ведущие элементы текста, берущиеся в скобки, так как они затрудняют формирование сносок.

Короткое наименование нормативно-правовых актов применяется для упрощения его употребления в различных юридическо-правовых отношениях. Данное наименование обычно складывается из ведущих частей полного заголовка. К примеру, Федеральный закон от 14.06.

2012 № 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном» в сокращенном виде будет употребляться как Закон об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика пассажиров метрополитеном.

Пример 3

Главные элементы сокращенного наименования формируются из элементов полного наименования. К примеру, Федеральный закон от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» коротко именуется Законом об охоте.

Основной целью образования сокращенных наименований нпа является облегчение и упрощение использования правовых документов в практической деятельности, поэтому короткое наименование должно быть четким и емким для большей информативности о внутреннем содержании документа и удобства работы с ним.

В некоторых законодательных документах зарубежных государств присутствует оглавление, отражающее все разделы и пункты нормативного акта. Преимущественно оглавление содержится в законах. Оно выступает официальным признаком нпа. Данную технику можно применять и в отечественной законодательной практике относительно актов с весомым объемом разделов.

Преамбула, или введение, является независимой единицей структуры правовых документов, дополняющей его базисную составляющую. Преамбула не содержит статьи. Введение нпа, задавая цели и назначение создания правового документа, целостно связывает каждую его часть одной идеей, политическим базисом права и направлением.

Замечание 3

Большой значимостью наделяются преамбулы в нормативных документах, устремленных к гражданскому населению, социальным объединениям, различным организациям и учреждениям.

В преамбулах не должны содержаться автономные правовые постановления, обобщенные требования по развитию и улучшению производственной и трудовой деятельности, ужесточение притязательности к исполнителям, усиление требований по несению обязанностей предусмотренных актом санкций, иные законодательные документы, отмененные или измененные из-за выпуска нового нпа.

Принципы введения нпа выступают ориентиром правоприменения законодательных документов и их конкретных постановлений, что является отражением нормо-управительного свойства преамбул. Важность преамбулы представляют в разрешении вопросов на основе аналогии прав.

Основные принципы

В процессе создания правовых документов законодательные органы стремятся разместить в начале нормативного акта материалы, касающиеся единых принципов управления и единых положений, которые затрагивают каждый момент и грань предусмотренных задач. Таким образом, складывается первая часть нпа, именуемая «общие положения», «основные принципы», «общие предписания» и иное. В различных отечественных правовых документах данная часть может именоваться «общей частью».

Замечание 4

Во многокомпонентных структурированных документах права общие предписания могут входить в любой большой раздел.

Общие предписания нпа включают себя ведущую терминологию и определенные положения, регламентирующие:

  • область законодательного влияния и предмет управления;
  • цели и область законного правоприменения;
  • принципы или базисные пункты;
  • законы РФ в регулируемых задачах;
  • компетенцию федеральных органов государства (и других подразделений и лиц);
  • деяния по исчислению временных промежутков, по участвующим лицам, по месту положения и прочее.

Опиши задание

Рубрикация нормативно-правовых актов

Структура нпа, как правило, включает в себя части, разделы, главы, подразделы и различные меньшие по объему элементы.

Внутренняя рубрикация правовых документов основывается на материальных началах, что подразумевает под собой разделение отношений общества, регламентируемых законодательно, на конкретные области согласно их направленности и смыслу. Данная рубрикация обязательно должна отражать строй выбранного вида (подвида, института) права.

Пример 4

К примеру, Гражданский кодекс Российской Федерации в качестве подвида права трактует договорное право, предписания из причинения вреда, наследственное право, международное частное право, право интеллектуальной собственности.

Законодательство других стран в структуре рубрик нпа рассматривает разделы, главы, параграфы, титулы, книги. Документы с большим количеством страниц и текстового материала имеют двух- или трехуровневое деление, к примеру части (титулы, книги) подразделяются на разделы, которые содержат главы (параграфы).

Замечание 5

Отечественное законодательство мало внимания отводит рубрикации нормативных актов, и практика ее применения складывается сложно и мало стандартизирована, в ней нет единообразия, но присутствует ряд коллизий.

В случае одноуровневой рубрикации документов в основном встречаются главы, однако, есть акты, содержащие в себе разделы (Федеральный закон от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»).

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/juridicheskaja-tehnika/struktura-normativnyh-pravovyh-aktov/

Структура закона и его свойства

Структура закона и его элементы

Властно-официальное выражение государственной воли в законе, документальность, требование ясности и точности формулировки предписаний обуславливают необходимость использовать в нем строго определенные, унифицированные формы, формальные реквизиты и конкретные структурные части. Формальные реквизиты являются обязательными элементами любого нормативного акта. Они указывают на его официальный характер, юридическую силу. По реквизитам можно узнать, какой орган и когда издал данный закон, в какую форму воплотил его.

Структура закона: понятие

Существует определенный набор элементов, которые должны присутствовать в любом нормативном акте. Этот набор и формирует структуру закона.

В РФ принятие нормативных актов входит в полномочия представительных органов власти. Важнейшим законодательным органом считается Госдума. Представительные институты власти действуют в каждом субъекте и муниципалитете. При издании законов эти органы используют обязательные реквизиты:

  1. Наименование вида нормативного акта. Это может быть федеральный закон, федеральный конституционный закон, закон субъекта и пр.
  2. Заголовок. Это не только обязательный формальный реквизит, но и элемент поискового образа нормативного акта. В заголовке обозначается предмет регулирования, отражается сфера действия закона, выбор нормативного материала. Заголовок – важнейший инструмент систематизации.
  3. Официальный текст. В нем указывается название государства (государственного образования), от имени которого издан закон.
  4. Дата принятия.

Преамбула

Ее именуют также ведением. Это самостоятельный элемент структуры закона. Преамбула является важнейшим дополнением к нормативной части документа. Введение не разделено на отдельные статьи и части. В нем, как правило, отражены задачи, цели принятия закона.

Преамбула позволяет глубже, яснее понять значение, суть, целесообразность нормативного акта. Особенно большое значение имеет введение в структуре социальных законов. Преамбула в таких нормативных актах характеризует общественно-политические условия, побудившие принять их.

Рубрикация

Если принимается сложный, объемный закон, в структуру вводят части, разделы, главы, подразделы и пр.

Внутренняя рубрикация нормативных актов базируется на материальных основаниях.

Разделение общественных отношений, регулируемых нормами права, на те или иные сферы в соответствии с содержанием и характером отражает внутреннюю структуру отрасли или подотрасли законодательства либо правового института.

Соответственно, чем ближе будет структура закона (федерального, регионального или местного) к системе законодательства в целом, тем более эффективно она будет служить делу систематизации и упорядочения правоотношений в государстве.

Стоит сказать, что практика применения рубрикации в России еще окончательно не устоялась. Как правило, при одноступенчатой структуре законы разделены лишь на главы. Есть в системе, безусловно, и многоуровневые нормативные акты: ГК, СК и пр. Они разделяются на разделы, главы.

Некоторые конституции республик, входящих в состав РФ, состоят лишь из глав. Но в большинстве республик в структуру основного закона включена двойная система рубрик – их разделяют на разделы, а их – на главы. По такому принципу составлены конституции Башкортостана, Карелии, Татарстана и ряда других республик.

Статья

Она считается ключевым элементом структуры закона.

В отечественной нормотворческой практике правовые акты не оформляются сплошным текстом. В нем всегда выделяются определенные части.

Структурно нормативный акт разделяется на статьи – своего рода ячейки документа. Это значительно облегчает как толкование, так и применение положений. Кроме того, постатейное разделение позволяет использовать ссылки на отдельные части правового документа, способствует систематизации.

Статья содержит правовую норму – государственно-властное повеление, предписание, обязательное для выполнения. Она выражает мысль во всем ее объеме. Представляется нецелесообразным и неоправданным включение в одну статью норм, не имеющих непосредственной связи друг с другом.

Х вполне можно разместить в разных частях акта без ущерба для их содержания. Искусственное уменьшение количества статей в правовых документах за счет совмещения разнородных норм приводит к их нагромождению, порождает проблемы при толковании и применении.

Кроме этого, нарушается ключевое условие формирования структуры статьи – разрушается связь и единство положений, закрепленных в ней. Определенные неудобства возникают и при систематизации.

Дело в том, что статью, которая содержит разнородные положения, необходимо размещать в различных частях сборников (сводов) в соответствии с их содержанием и характером.

Если несколько норм имеют тесную связь друг с другом, взаимно обуславливают и дополняют друг друга и только в совокупности отвечают на определенный вопрос, если одно положение нельзя понять без другого, возможно их размещение в одной статье.

Примечания

Они достаточно часто используются в структуре статей. Между тем нередко примечания только загромождают, запутывают законы. Чрезмерное их количество негативно отражается на структуре нормативного акта. По мнению экспертов, большую часть примечаний вполне можно было бы сделать самостоятельными статьями. Их также можно включить непосредственно в текст нормы, к которой они даны.

В отечественной системе законодательства есть примеры, когда в качестве примечаний изложены правовые предписания.

Нумерация

Во всех законах все статьи имеют свой номер. Для удобства используется сквозная система. Она прекрасно подходит для всех, в том числе объемных и многоступенчатых законов. В отечественной практике используются арабские цифры, поскольку они более удобны для распознавания, чем римские (особенно если статей в законе много).

Нумеруются также главы, разделы и прочие структурные подразделения нормативного акта. Такая нумерация значительно облегчает поиск нужного положения, позволяет указывать ссылки на те или иные предписания.

“Общие положения”

При разработке и последующем принятии любого нормативного акта законодатели всегда стремятся размещать в его начале, в числе первых положений наиболее принципиальные, общие моменты правового регулирования, нормы, распространяющие действие на все стороны и аспекты рассматриваемого в законе вопроса. Таким образом, создаются “Общие положения”. Во многих кодификационных актах (кодексах) они объединены в “Общую часть”.

Создание этого блока обеспечивает краткость, компактность изложения материала, взаимосвязь размещенных в документе положений, позволяет избежать неоправданных повторений.

Источник: https://FB.ru/article/457124/struktura-zakona-i-ego-svoystva

Закон: понятие, особенности издания, классификация

Структура закона и его элементы

В любом социуме и государстве принимается и существует определенный жизненный порядок, устанавливаются правила поведения, определяемые, как нормы права. Поскольку правовых отраслей существует много (уголовное, гражданское, административное, корпоративное, налоговое, семейное, трудовое и т.д.

), то, используя опыт прошлых поколений, в виде сохраненных и используемых документов, организующих повседневную человеческую жизнь в государстве, уполномоченные органы приняли решение о признании писаного права, которое объединяет установленные правила в свод положений, называемый законом.

Данный документ обладает высшей юридической силой, а его пункты являются источниками правовых норм, которые характеризуют конкретную сферу жизнедеятельности общества.

Понятие закона и его назначение

Чтобы упорядочить нормы права, их объединяют в акт, который регулирует социальные отношения в конкретной сфере.

Закон является документом высшей юридической силы, которому обязаны подчиняться все граждане государства.

Научное определение закона заключается в том, что данный документ считают главным нормативно-правовым актом, который принимается в строгом порядке, и регулирует самые важные социальные отношения.

Принимают закон уполномоченные государством органы. В РФ – это Государственная Дума, которая наделена высшей законодательной властью, а также федеральные органы, имеющие право заниматься законотворческой деятельностью в пределах своего региона.

Закон – это нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принятый в строго определенном, особом порядке, устанавливающий основные нормы всех отраслей права и регулирующий самые важные отношения между гражданскими лицами. Законы могут принимать также жители государства в результате народного референдума, который проводится по инициативе уполномоченных органов и Президента.

Все нормативные документы, которые существуют в стране, всегда подчиняются законам, и действуют только на их основе. К таким подзаконным актам относят ведомственные указы, распоряжения, приказы, уставы, инструкции, правила и т.д. Все виды подзаконных актов, во главе с законами, составляют действующее государственное законодательство.

Главной юридической силой, которая определяет, регламентирует и регулирует всю систему права в Российской Федерации, является Основной Закон – Конституция, принятая страной – правопреемником СССР в 1993 г., 12 декабря. Главное назначение документа – закрепить основы государственного устройства, обозначить ветви власти, пояснить права и обязанности человека, и гражданина.

Юридическая система представлена в России таким образом: Основной Закон – Конституционные акты – закон – Кодексы – федеральные законы– подзаконные акты. Закрепление основ социальных норм, обязанностей и прав, является главным назначением юридического документа, который называется законом.

Стоит также отметить, что РФ в систему права ввела подчинение международному законодательству, по документам, которые подписала и официально регламентировала.

Поэтому Конституция и международные законы обладают в государстве высшей правовой силой, которой подчиняется вся, принятая в стране документация.

>>  Понятие и виды правовых институтов

Характеристика закона, и его особенности в системе права

Прежде чем вступить в силу, нормативно-правовой документ разрабатывается, обсуждается, дорабатывается и принимается. Оформленный готовый документ подается на рассмотрение Президенту РФ, который, после ознакомления, визирует его или отправляет на доработку, с указанием замечаний.

Закон всегда начинает действовать с момента его официального опубликования в СМИ. Сначала его представляют официальные источники, а потом – все остальные. Поэтому, когда нормативно-правовой акт становится доступным, для его изучения гражданами, на нем всегда указываются 2 даты – принятие (число, месяц, год), и время вступления в силу.

Каждый акт имеет свое официальное название и номер. Федеральные законы обозначаются, как ФЗ. Процесс принятия нормативно-правовых документов всегда определяется регламентом уполномоченных органов.

Закон в отношении социального взаимодействия характеризуется:

  • желанием граждан отразить свои потребности и упорядочить социум;
  • значимостью и устойчивостью в соблюдении правил, регулирующих повседневную жизнь;
  • потребностью отразить суверенные пожелания народа.

Все виды нормативно-правовых актов регламентируют:

  1. Государственное территориальное устройство.
  2. Провозглашают гражданские права и обязанности.
  3. Определяют форму правления и ветви действующей власти.
  4. Методы осуществления государственной защиты и управления.
  5. Фиксируют принципы работы уполномоченных органов.
  6. Указывают на виды правонарушений и наступление юридической ответственности.
  7. Систематизируют порядок в определенной социальной сфере.
  8. Регламентируют и провозглашают основы местного управления.

Закон позволяет решить конкретную задачу, указывает на меры доступного и дозволенного, определяет запреты. К примеру, «Закон об образовании» рассказывает о том, кто имеет право на обучение в РФ, как оно происходит, уделяет внимание устройству системы образования, определяет, кому подчиняется, каковы условия его получения и т.д.

Любой закон имеет собственную структуру и состоит из глав, параграфов, статей и страниц. Для удобства указанные документом положения обозначаются пунктами. Поэтому, когда в своей деятельности гражданину приходится обращаться к определенному документу, можно обратить внимание на то, что при регламентации акта, указывается пункт и номер статьи закона (например, п. 3, ст. 2).

Отменить нормативно-правовой акт имеет право только тот орган, который его принял, в соответствии с определенным порядком, обозначенным Конституцией. Президент имеет право наложить «Вето» (запрет) на принятый или действующий закон, если он признает его не соответствующим Основному Закону, увидит в нем нарушения, которые будут касаться прав и свобод гражданских лиц в государстве.

>>  Сущность и принципы предпринимательства

Кроме того, отменить закон, в том числе, внесенные поправки в Конституцию, имеет право Конституционный Суд РФ. Данный орган является высшим органом государственной судебной власти, который наделен полномочиями по рассмотрению любых вопросов, связанных с действующими нормативными актами и положениями, если они противоречат действующему российскому законодательству.

Классификация и признаки законов

Любой нормативно-правовой акт, помимо юридической силы в отношении всех сфер общественной жизни, обладает первичностью, особой формой содержания и формы, и призван к повсеместной реализации. Принятая классификация в законодательстве применяется для точного понимания назначения документа и его места в общей правовой системе.

Законы различаются друг от друга. Можно выделить несколько видов по различным критериям.

По правовой силе:

  • Основной Закон;
  • конституционные;
  • федеральные.

По действию во времени:

По принадлежности к отрасли:

  • гражданские;
  • административные;
  • семейные;
  • конституционные;
  • уголовные;
  • трудовые;
  • земельные;
  • корпоративные и т.д.

По внешней форме:

  • Конституция;
  • кодекс;
  • устав;
  • ФЗ;
  • любой нормативно-правовой акт.

По области применения:

  • субъектов федерации;
  • федеральные.

По систематизации:

  • кодификационные;
  • обычные.

По субъектам создания (правового творчества) и принятию:

  • референдум;
  • депутатский корпус;
  • уполномоченные органы власти.

По кругу лиц, которых он касается:

  • собственно, граждане;
  • иностранцы;
  • лица без гражданства.

По характерности:

По регуляции:

Юридическая наука относит к признакам закона такие особенности:

  1. Выражает интересы, волю и желания социума, для которого он разрабатывается.
  2. Регулирует важные отношения между индивидами и государственными органами.
  3. Регламентирует неукоснительное соблюдение установленных предписаний.
  4. Подчиняется Основному Закону – политико-правовому акту высшей правовой силы.
  5. Принимается референдумом или органом власти.
  6. Готовится и издается на основе действующей Конституции, и не может ей противоречить.
  7. На местах определяется Регламентам Федеральных собраний депутатов РФ.

Типология законов с указанными признаками, призвана разграничить их, создав некую последовательность в распределении функций между ними. Но такая классификация один и тот же документ может одновременно определить в несколько пунктов. Поэтому институты права в настоящее время занимаются доработкой данного понятия, уделяя большое значение содержанию нормативного акта.

Проблематика российского законотворчества

Практическое применение российских законов в юридической системе имеет множество недоработок и проблем. Согласно Конституции, все нормативно-правовые акты в структуре действующего законодательства построены по горизонтали (распределение по отраслям права), вертикали (иерархия от Основного до подзаконных), а также по федеративной устроенности (ФЗ – подзаконные акты).

>>  Какие особенности имеет правовая культура?

Горизонтальные отношения регулируют фактические социальные процессы во всех отраслях (образование, транспорт, здравоохранение, связь, правонарушения, формы хозяйствования и т.д.). Вертикальные распределяют законы по значимости и подчинению (от высшему – к низшему) – конституционные, Указы Президента, Постановления Правительства, подзаконные акты.

Федеральные законы, как документы, принимаются депутатским корпусом на местах – в регионах РФ. Они всегда подчинены вышестоящим актам, и разрабатываются на их основе. Соотносятся они с действиями субъектов местных администраций и уполномоченными государственными органами.

Законы требуют современного инновационного подхода и следующих действий от аппарата чиновников:

  1. Пересмотр старых нормативных актов и их отмены.
  2. Системный подход к кодификации, с упрощением данных понятий.
  3. Улучшение текста документа – конкретика, формирование правового слога и качественная редакция, сохранение логического смысла, единство терминологии, завершенность подачи, упрощение восприятия.
  4. Точное определение задач документа, которые он должен решить.
  5. Борьба с децентрализацией действия положений акта, и искоренение неразберихи при его применении.
  6. Обновление законов и внесение своевременных поправок, в связи с тем, что федеральные акты не успевают за меняющимися реалиями в законодательстве.
  7. Борьба с пробелами (нерешенные вопросы, которые требуют правового регулирования).
  8. Четкое распределение полномочий между органами центральной и федеральной государственной власти, их координация по всем возникающим вопросам, установление ответственности за несоблюдение законов.
  9. Разработка цифрового законодательства, с упрощением работы органов юридической сферы.
  10. Урегулирование споров по предметам регулирования отношений в социуме, основанных на конституционных принципах, между основными и федеральными актами.

Распределение законов по регионам не всегда выгодно для системы права в РФ, и требует пересмотра. Задачи юридической отрасли усложнены, и до конца не могут решить все нюансы, которые связаны с регулированием жизненно важных вопросов, возникающих в социуме. Вместо того, чтобы разбирать местные вопросы, они «блокируют» действие вышестоящего закона, и в системе права получается «ералаш».

Не всем гражданам понятны значения общего законодательства и федеративного. А прецедентов для решения конкретных правовых вопросов существует немного.

Стоит прекратить погоню за количеством издаваемых законов, делая их самоцелью. Лучше всего до конца доработать и отредактировать имеющиеся акты. Идея подачи законодательного материала по Конституции четко регламентирована, поэтому необходима сбалансированность в работе органов, которые разрабатывают, принимают и используют законы.

Повышение значимости и роли нормативного документа, для повседневной жизни индивида, поможет упорядочить все вопросы, которые происходят в социуме.

Источник: http://rrepetitor.ru/law/zakon-ponyatie-osobennosti-izdaniya-klassifikacziya/

Закон: понятие, структура и виды

Структура закона и его элементы

Этимологически слово «закон» происходит от древнерусского слова «кон», которое означает границу, предел чего-либо.

В современной юридической науке и практике термин «закон» употребляют двояко- как юридический нормативный акт высшего органа власти, принятой в особом порядке парламентом) или с помощью плебисцита) и как нормативный акт(юридический документ) любого органа государства, который содержит юридические нормы, обязательные правила поведения.

ЗАКОН – это обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый в особом порядке, высшим представительным органом государственной власти или непосредственно народом и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

ПРИЗНАКИ ЗАКОНА:

1. Закон – юридический документ, содержащий нормы права.

2. Закон является результатом правотворческой деятельности высшего органа государственной власти (парламента, монарха и др.) или всего народа.

3. Закон регулирует наиболее значимые, типичные, устойчивые отношения в обществе.

4. Закон обладает высшей юридической силой, что проявляется в невозможности его отмены другим органом, кроме принявшего, а также в том, что содержанию закона не должны противоречить все иные юридические документы

5. Закон является фундаментальным юридическим документом. Он служит базой, основой, ориентиром нормотворческой деятельности иных государственных органов и судов.

Понятие и виды правотворчества

ПРАВОТВОРЧЕСТВО – одно из важных направлений работы любого государства.

Это специфическая, требующая особых знаний и умений интеллектуальная деятельность, связанная с созданием или изменением существующих в государстве правовых норм.

По результатам правотворческой работы – законам и иным нормативным актам – судят о государстве в целом, степени его демократичности, цивилизованности, культурности.

ПРАВОТВОРЧЕСТВО – это деятельность специально уполномоченных субъектов по изданию, переработке и отмене НПА.

ПРИНЦИПЫ:

1. Законность (является конституционным). Этот принцип означает, что правотворческая деятельность осуществляется по определенной соответствующей нормам права процедуре.

2. Демократизм (созданные проекты выносятся на обсуждение). Предполагает выявление и выражение в нормах права воли народа. А это означает, что нормы права должны создаваться в результате учета общественного мнения, предварительного обсуждения соответствующих проектов правовых актов

3. Плановость (своевременно достигать определенной цели). процесс творчества осуществляется на плановой основе. Например, в Государственной Думе на каждую сессию утверждается график рассмотрения законопроектов.

4. Профессионализм. Процесс правотворчества осуществляют, в подавляющем большинстве случаев, профессионалы.

5. Своевременность — правильное определение времени подготовки и принятия актов.

6. Исполнимость — учет финансовых, кадровых, юридических и прочих условий, наличие которых позволит актам реально действовать.

7. Научность и т.д.

В зависимости от субъектов правотворчество подразделяется на такиевиды, как:

· непосредственное правотворчествонарода в процессе проведения референдума (всенародного ания по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни);

· правотворчествогосударственных органов (например, Государственной Думы, Правительства РФ);

· правотворчествоотдельных должностных лиц (например, Президента, министра);

· правотворчество органов местного самоуправления;

· локальное правотворчество (например, на предприятии, в учреждении и организации);

· правотворчествообщественных организации (например, профсоюзов).

50. Законотворческий этап и его процессы.

СТАДИИ ЗАКОНОТВОРЧЕСТВА.

1. Законодательная инициатива – это закрепленное в Конституции РФ права определенных субъектов. Внести предложение об издании законов и соответствующий законопроект в законодательный орган.

2. Подготовка проекта закона.

3. Обсуждение и принятии закона гос. Думой (проходит в 3-х чтениях)

4. одобрение закона Советом Федерации.

5. Подписание и обнародование (опубликование) закона президентом РФ.

ПРОЦЕДУРА ПРИНЯТИЯ, ОДОБРЕНИЯ, ПОДПИСАНИЯ И ОБНАРОДОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА.

(ГД) Гос. Дума (Нижняя палата Федерального Собрания)

Федеральный закон принимается большинством от общего числа депутатов ГД и в течении 5 – ти дней передается на рассмотрение (СФ) Совету Федерации (верхняя палата)

Закон одобрен Закон отклонен
Если за него проало более ½ от общего числа СФ В этом случае он подлежит повторному рассмотрению ГД.
Если в течении 14 дней он не будет рассмотрен СФ В случае несогласия ГД с решением СФ закон считается принятым. Если при повторном ании за него проало более 2/3 от общего числа депутатов ГД
Принятый Федеральный закон в течении 5-ти дней поступает Президенту РФ. Он в течении 14 дней с момента поступления:
Подписывает закон и обнародует его Отклоняет закон т.е. не подписывает и не обнародует его. В этом случае ГД иСФ в установленном порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении закон будет одобре в ранее принятой редакции большинством 2/3 от общего числа депутатов ГД И СФ, он подлежит подписанию Президентом РФ в течении 7 дней и обнародованию. Закон вступает в силу

ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ, ОДОБРЕНИЯ , ПОДПИСАНИЯ И ОБНАРОДОВАНИЯ ФКЗ (ФЕДЕРАЛЬНЫХ КОНСТИТУЦИОННЫХ ЗАКОНОВ)

ФКЗ – считается принятым, если он одобрен большинством, не менее 3/4 , от общего числа членов СФ и не менее 2/3 , от общего числа депутатов ГД. Принятый ФКЗ в течении 14 дней подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию.

Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

ДЕЙСТВИЕ ВО ВРЕМЕНИ:

Начинают действовать с момента вступления их в законную силу:

1. может быть указано в самом нормативно акте:

а) с момента подписания;

б) с момента принятия;

в) с момента опубликования;

г) с точно указанной даты;

2. Если таких указаний нет, то по истечению определенного срока после опубликования :

А) законы РФ по истечении 10 дней;

Б) нормативные акты президента и правительства по истечению 7 дней;

3) С момента фактического получения акта исполнителями(для актов не подлежащих опубликованию)

4) Ведомственные нормативные акты вступают в силу со дня присвоения им порядкового номера гос. Регистрации в Министерстве Юстиции РФ.

5) С возникновением определенных обстоятельств(черезвычайное положение)

Неопубликованные законы не применяются (п.3 ст.15 Конст РФ)

УТРАЧИВАЮТ ЮРИДИЧЕСКУЮ СИЛУ

1. по истечению срока действия акта.

2. в связи с изданием нового акта заменившего ранее действующий

3. на основании прямого указания коптентного органа о его отмене.

4. изменение обстоятельств.

ОБРАТНАЯ (ВО ВРЕМЕНИ) СИЛА ЗАКОНА ИЛИ РЕТРОАКТИВНОСТЬ.

Закон обратной силы не имеет (общее правило)

ИСКЛЮЧЕНИЯ:

1) В само акте не указано об боратной силе закона.

2) Если закон смягчает или устраняет ответственность.

ПЕРЕЖИВАНИЕ ЗАКОНА – закон (либо его часть), утративший силу, по социальному указанию может продолжать регулировать отдельные общественные отношения.

ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ В ПРОСТРАНСТВЕ (ПО ТЕРРИТОРИИ):

Территориальное действие – НПА действует в пределах территории государства

– акты федеральных органов действуют на всей территории государств.

– акты объектов федерации действуют на территории этих субъектов.

– акты местных органов(муниципальных негосударственных) действуют на подведанственной им территории.

ЭКСТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ.

– возможность их применения в отношении российских граждан, находящихся за пределами РФ.

ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ ПО КРУГУ ЛИЦ:

Общее действие в отношении всех индивидов (граждане, иностранцы, лица без гражданства) и иных субъектов права.

Специальное действие – в отношении отдельных категорий граждан (закон «о статусе судей» и др)

Систематизация НПА

Это деятельность направленная на совершенствование , упорядочение действующего законодательства в целях поддержания его системности и обеспечения субъектов права необходимой информации.

ЗНАЧЕНИЕ СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА:

– необходимое условие эффективности правотворческой деятельности, которе способствует ликвидации пробелов в праве и противоречий в действующем законодательстве;

– является действенным способом обеспечения субъектов реализации права необходимой правовой информацией.

ВИДЫ СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА:

КОДИФИКАЦИЯ, ИНКОРПОРАЦИЯ, КОСОЛИДАЦИЯ. УЧЕТ.

Кодификация – форма систематизации, при которой происходит существенная внутренняя переработка нормативного материала, в результате чего, создается принципиально новый акт.

ВИДЫ КОДИФИКАЦИОННЫХ АКТОВ:

– основные законодательства

– кодексы

– уставы

– положения

– регламенты и др.

ИНКОРПОРАЦИЯ – форма систематизации, при которой нормативные акты, обработанные лишь внешне без изменения их содержания и формы, объединяются в разного рода сборники или собрания.

ВИДЫ ИНКОРПАРАЦИОННЫХ АКТОВ:

– сборник

– собрания

– свод законов.

ВИДЫ ИНКОРПОРАЦИЙ:

По субъекту:

Официальная инкорпорация – издание, компетентным органом сборников, собраний законодательства с учетом внесенных нормотворческим органом изменении и дополнений.

Неофициальная инкорпорация – это внешняя обработка законодательства, которая проводится организациями или отдельными гражданами.

По способу упорядочения:

– хронологическая(упорядочение происходит во время опубликования и вступления в законную силу НПА.

– систематическая (предметная) (упорядочение по предметному признаку.

КОСОЛИДАЦИЯ – форма систематизации при который осуществляется объединение совокупности мелких актов изданных по одному или нескольким взаимосвязанным вопросам в один укрупненный акт)

УЧЕТ – сбор, хранение и поддержание в контрольном состоянии необходимых нормативных актов, информации о них, создания информационно поисковых систем, обеспечивающих нахождение необходимой информации в массиве активов, взятых на учет.



Источник: https://infopedia.su/2x2bb3.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.