Структура уис россии

Понятие уголовно-исполнительной системы, ее составные элементы и задачи | Уголовно-исполнительное право

Структура уис россии

Чтобы понять, что такое уголовно исполнительная система (УИС), вначале нужно узнать, что именно в неё входит. А также необходимо рассмотреть, что относится к функциям уголовно-исполнительной системы.

Системой (УИС) принято называть комплекс взаимосвязанных между собой ведомств, обязательство которых осуществление уголовных наказаний.

Это понятие получило огласку благодаря Закону РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», где определяется порядок работы всех ведомств, которые вправе исполнять уголовные мероприятия.

Многоканальная бесплатная горячая линия Юридические консультации по уголовному праву. Ежедневно с 9.00 до 21.00

Москва и область: +7 (499) 391-80-35

Санкт-Петербург: +7 (812) 909-50-35

Состав УИС

Состав:

  • в первую очередь, это Федеральная служба Министерства Юстиций РФ, в ведении которой и существует система (минюст ФСИН);
  • окружное или территориальное управление УИС;
  • учреждения, правомерные на применение надлежащих мер, например, дома арестов, исправительные центры, центр, связанные с уголовным исполнением;
  • следственные изоляторы (СИЗО).

Исполнение наказания – это неотъемлемая часть и один из главных элементов борьбы с преступным миром. Оно реализовывается определёнными методами воздействия с помощью средств, обозначенных российским законодательством и возлагающимся на вышеуказанные полномочные органы, созданные как раз для данной цели.

Суды применяют следующие виды применяемых мер:

  1. Наложение денежных штрафов.
  2. Проведение конфискации имущества.
  3. Лишение разного рода званий и чинов, государственных наград.

Например, лишение свободы возлагается на исправительные объекты. В добавление к этому на них возлагаются обязанности, такие как осуществление ограничения свободы, проведение арестов и реализация смертных казней (в настоящее время в России наложен мораторий на смертную казнь).

Исключениями служат военнослужащие, так как к ним применимы санкции особых воинских частей МВД, командирами гарнизонов и воинских частей и других мест, где служат военнослужащие. Некоторые обязанности возлагаются на суды.

Суды могут привлекать к ответственности:

  • администрацию мест, где работают граждане, приговоренные к снятию с должностей;
  • орган, законно правомочный к аннулированию разрешений на занятия какой-либо деятельностью;
  • должностных лиц, которые присваивали звания, чины или награждавшие наградами от государства.

Как мы видим, комплекс системы УИС обширен и многообразен.

Уполномоченные учреждения, которые вправе исполнять наказания делятся:

  1. Учреждения открытого типа. Инспекции, исправительные центры, дома ареста.
  2. Учреждения закрытого типа. Колонии поселения разных форм, детские колонии для подростков, которым не исполнилось 18 лет, тюрьмы.
  3. Объекты, созданные не только для исправления, но и лечения. Исправительные колонии разнообразного режима и для пожизненно лишенных свободы.

Организация, привлекающаяся к осуществлению правомерных действий, носит имя – юридическое лицо. Постановление о её создании либо ликвидации принимают Правительство и органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации совместно. Всё функционирование заведений вместе со структурами, штатами и положениями может быть утверждена центральным органом управления.

Помимо них, существуют ещё и территориальные органы. Допустим, орган управления, создаваемый в краях, областях и республиках. Они подчиняются как центральным, так и местным учреждениям.

Для успешного развития социальной сферы с целью приобщения к труду создаются организации любых форм, которые УИН может создавать и управлять ими.Кней УИ относят заведения следственных изоляторов, объекты по обеспечению деятельности УИС, научные центры и лаборатории исследования, затрагивающие проектную и учебную сферу.

Таким образом, уголовно-исполнительная система России является объединением структур под одним руководством с одинаковыми целями, задачами и функциями, направленными на перевоспитание осуждённого.

Финансирование уголовно-исполнительной системы

Финансирование УИС — исключительно целевое; указывается отдельной строкой в бюджете РФ и осуществляется на базе нормативов, утверждённых Правительством РФ.

Доходы от производственной деятельности входящих в состав УИС учреждений и прибыль предприятий, на которых трудятся осуждённые после совершения обязательных выплат в бюджет, используются для совершенствования условий содержания осуждённых, а также для развития социальной сферы исполняющих наказания учреждений.

Центральные и локальные органы управления УИС вправе создавать специальные внебюджетные фонды для оказания материальной помощи отдельным учреждениям и предприятиям исполняющих наказания учреждений.

Выделение финансовых средств на развитие и укрепление УИС производится на основе федеральных программ, однако могут быть увеличены за счёт территориальных органов самоуправления и внебюджетных организаций.

В настоящее время в РФ предпринимаются меры, направленные на дальнейшее развитие и совершенствование УИС, с целью доведения её до уровня, соответствующего единым правилам европейских пенитенциарных учреждений.

Основные задачи и функции

К функциям системы относятся:

  • применять меры средства, опираясь на законодательный базис страны;
  • содержать под стражей людей, которых подозревают или обвиняют в разных преступлениях против общества;
  • контролировать поведение и действия лиц, приговоренных к условному сроку и людей, получивших от суда отсрочку;
  • отстаивать права и интересы заключенных лиц;
  • обеспечивать правопорядок и соблюдение законности;
  • обеспечивать безопасную среду заключенным и людям под стражей, а также рабочимгражданам и другим людям, перемещающимся в районе территории УИС;
  • создавать условия, соответствующие всем нормам отечественного и международного права;
  • привлекать подчиненных к труду – на территориях заключения всегда будут промышленные, лесозаготовительные или сельскохозяйственные предприятия, где люди могут получить дополнительные денежные средства;
  • осуществлять с осужденными социальную работу, направленную на социальную адаптацию и реабилитацию.
  • предоставлять помощь в получении среднего и средне специального образования, а также проводить профориентационную подготовку.

Любые организации, выполняя свою работу, основываются на различного рода функциях и задачах. Лишь выполняя все вышеуказанные функции, можно говорить о законности всей пенитенциарной сферы.

Взаимодействие социума с деятельностью УИС

Общественность не должна полностью передавать управленческие полномочия местам УИС, она должна принимать активное участие в функционировании пенитенциарной системы, так как именно общество может защитить и отстоять социальные интересы заключённых.

Участие социума в деятельности пенитенциарных учреждений по следующим ветвям:

  • помощь лицам, осуществляющим уголовные наказания;
  • контролирование объектов и их функционирование;
  • осуществление воспитательной деятельности с преступниками;
  • организация их трудоустройства, оказание бытовых, социальных, гуманитарных услуг;
  • спонсорская и благотворительная деятельность, попечительство;
  • защита прав и гражданских интересов;
  • помощь в приобретении общего и специального образования;
  • привлечение к культуре и экономике страны;
  • привлечение к труду, предоставление рабочих мест лицам, вышедшим на свободу;
  • предоставление медицинской помощи.

Участие общественных деятелей многогранно. Например, они могут входить в состав наблюдательной комиссии, воспитательного движения либо выступать в роли общественного надзирателя в исправительных работах.

В последнее время пенитенциарные заведения находятся под особым контролем СМИ, отечественных и европейских сообществ. Эти организации имеют большую историю надзора за функционированием заведений. Не только выявляют проблемы в нарушении прав заключённых и сотрудников, но и оказывают посильную помощь уполномоченным лицам.

Отметим, что при всём вмешательстве общества в систему, оно не имеет право ей противодействовать. Недопустимо никакое самопроизвольное вмешательство к оперативной или хозяйственной службе.

Обязанности пенитенциарных учреждений

Многие люди считают, что данные заведения существуют лишь для того, чтобы обвинить преступника. Но его задачи значительно обширнее.

Рассмотрим подробнее обязанности пенитенциарных субъектов:

  1. Поддерживать порядок и условия исполнений и отбываний наказания на должном уровне.
  2. Определять необходимые методы для наилучшего исправления заключенных.
  3. Охранять права и гражданские интересы подопечных.
  4. Оказывать помощь в социализации.

Современная законодательная база России и международное право подвергаются постоянному реформированию и всё больше требуют гуманного обращения с подопечными.

Принципы работы сотрудников:

  1. Законности. Любое взаимодействие должно определяться исключительно законом. Основанием для осуждения человека должно выступать только решение суда, ориентированное на закон и вступившее в силу.
  2. Гуманизма. Основа принципа – недопущение никаких пыток и других насильственных действий, унижающих достоинство человека.
  3. Демократизма (равенства). Во-первых, это равенство всех людей перед законом. Во-вторых, это относится к органам, применяющим воздействие, деятельность которых должна осуществляться гласно, совместно с другими структурами, под их контролем.
  4. Индивидуализации применяемых мер. Предусматривается индивидуально продуманные меры воздействия в соответствии с темпераментом осужденного, масштаба его правонарушения, поведенческих особенностей и т. д. Только рассмотрев полностью личность преступника, можно определять в каких условиях и как именно он будет содержаться.
  5. Отраслевой принцип. Означает то, что наказание всегда идет в ногу с исправлением. Для воспитательной работы с преступниками существует широкий спектр различных мероприятий: трудотерапия, учение, профессиональная переподготовка по множеству отраслям.

Все вышеуказанные принципы взаимосвязаны и служат одной общей цели – защитить права человека, попавшего в уголовно-исправительное место.

Примечания[ | ]

  1. Минимальные стандартные правила обращения с заключёнными // Приняты на первом Конгрессе Организации Объединённых Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, состоявшемся в Женеве в 1955 году, и одобрены Экономическим и Социальным Советом в его резолюциях 663 С (XXIV) от 31 июля 1957 года и 2076 (LXII) от 13 мая 1977 года.

  2. Закон РФ от 21 июля 1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» // Ведомости СНД и ВС РФ. — № 33. — 19 августа 1993 года. — ст. 1316. (с послед. изм. и доп.)
  3. См.

    : Постановление Правительства РФ от 1 февраля 2000 года № 89 «Об утверждении перечня видов предприятий, учреждений и организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему» // Собрание законодательства РФ. — № 6. — 7 февраля 2000 года. — ст. 769.

  4. Указ Президента РФ от 13 октября 2004 года № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний» // Российская газета.

    — № 230. — 19 октября 2004 года.

  5. «Уголовно-исполнительный екс Российской Федерации» от 8 января 1997 года № 1-ФЗ // Российская газета. — № 9. — 16 января 1997 года.
  6. Антон Олейник
    . Час икс: Больше, чем тюрьма // Ведомости. — № 168 (2866). — 8 сентября 2010 года.

  7. RUSSIAN FEDERATION
  8. Entire world — Prison Population Rates per 100 000 of the national population
  9. Чайка: за 2012 год в СИЗО умерли четыре тысячи человек. Дата обращения 17 апреля 2013.
  10. Избиения в ярославской колонии расследуют в Москве // Газета «Коммерсантъ». — 2018-07-25. — С. 5.
  11. «Палачи и садисты среди нас».

    Адвокату, которая выложила видео с пытками в колонии в Ярославле, пришлось покинуть Россию (18+) | Daily (рус.). gubdaily.ru. Дата обращения 26 июля 2020.

  12. Ведомости
    . Комитет ООН заинтересовался событиями в ярославской колонии (25 июля 2018). Дата обращения 26 июля 2020.

Учреждения УИС и их контингент

Существует довольно большое количество субъектов для заключения и исправления преступного мира. Выделим основные.
Колонии поселения. В данный момент существует две формы таких заведений.

Первая форма предназначена для лиц, совершивших преступление по неосторожности либо это лица, приговорённые на срок не более 5 лет. Чаще всего к ним относятся граждане, осуждённые за автотранспортное преступное деяние.

Источник: https://system-bryansk.ru/praktika/ugolovno-ispolnitelnaya-deyatelnost.html

Понятие, задачи, структура и основы деятельности уголовно-исполнительной системы

Структура уис россии

См. также Распоряжение Правительства РФ от 23.12.2016 N 2808-р “Об утверждении Концепции федеральной целевой программы “Развитие уголовно-исполнительной системы (2017 – 2025 годы)”

Понятие и структура уголовно-исполнительной системы

Впервые в нормативный оборот термин «уголовно-исполнительная система» был введен Законом РФ “Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы”.

Ст. 5 Закона устанавливает, что уголовно-исполнительная система включает:

    1. учреждения, исполняющие наказания;
    2. территориальные органы уголовно-исполнительной системы;
    3. федеральный орган уголовно-исполнительной системы (федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных – ФСИН РФ).

В уголовно-исполнительную систему по решению Правительства Российской Федерации могут входить:

    • следственные изоляторы,
    • предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы,
    • научно-исследовательские, проектные, медицинские, образовательные и иные организации.

См. Перечень видов предприятий, учреждений и организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему, утвержденный постановлением Правительства РФ от 1 февраля 2000 г. N 89

Ст. 6 Закона устанавливает, что виды учреждений, исполняющих наказания, определяются Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации.

Учреждения, исполняющие наказания, являются юридическими лицами.

Решения о создании и ликвидации учреждений, исполняющих наказания, принимаются Правительством Российской Федерации по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Территориальные органы уголовно-исполнительной системы создаются федеральным органом уголовно-исполнительной системы на территориях субъектов Российской Федерации. Территориальные органы уголовно-исполнительной системы осуществляют руководство

    1. подведомственными учреждениями, исполняющими наказания, а также
    2. специальными подразделениями уголовно-исполнительной системы по конвоированию.

Они являются юридическими лицами и в порядке, предусмотренном статьей 11 настоящего Закона, владеют, распоряжаются и пользуются закрепленным за ними имуществом.

Положение о федеральном органе уголовно-исполнительной системы, его структура и предельная численность утверждаются Президентом Российской Федерации.

Задачи уголовно-исполнительной системы

Согласно Положению основными задачами ФСИН России являются:

    • исполнение в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовных наказаний, содержание под стражей лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых (далее – лица, содержащиеся под стражей);
    • контроль за нахождением лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, в местах исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений;
    • контроль за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания;
    • обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей;
    • обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания, и в следственных изоляторах, обеспечение безопасности содержащихся в них осужденных, лиц, содержащихся под стражей, а также работников уголовно-исполнительной системы, должностных лиц и граждан, находящихся на территориях этих учреждений и следственных изоляторов;
    • охрана и конвоирование осужденных и лиц, содержащихся под стражей, по установленным маршрутам конвоирования;
    • охрана психиатрических больниц (стационаров) специализированного типа с интенсивным наблюдением, обеспечение безопасности находящихся на их территориях лиц, сопровождение и охрана лиц, которым назначено принудительное лечение в указанных больницах (стационарах), при переводе их в другие аналогичные больницы (стационары), а также в случае направления их в иные учреждения здравоохранения для оказания медицинской помощи;
    • создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов;
    • организация деятельности по оказанию осужденным помощи в социальной адаптации;
    • управление территориальными органами ФСИН России и непосредственно подчиненными учреждениями и организациями.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 “О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами”

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 “О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора”

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 “О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан”

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 “О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)”

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 “О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов”

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/ponyatie-zadachi-struktura-i-osnovi-deyatelnosti-ugolovno-ispolnitelnoy-sistemi

Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН): структура, функции, история

Структура уис россии

  1. Общая информация
  2. Структура ведомства
  3. Основные задачи ведомства
  4. Форма, звания и награды
  5. История пенитенциарный службы в России
  6. За что критикуют ФСИН

Россия входит в число мировых лидеров по количеству заключенных и граждан, находящихся под стражей

«От тюрьмы и от сумы не зарекайся», – так учит народная мудрость. И если с «сумой» все обстроит сложно и неоднозначно, то попасть в места лишения свободы в нашей стране можно запросто.

По состоянию на начало марта 2020 года общее число заключенных в России составило 518 тыс. человек, из которых более 400 тыс. сидит в исправительных колониях, еще 97 тыс. – в следственных изоляторах.

Всем этим огромным «хозяйством» заведует ФСИН – Федеральная служба исполнения наказаний.

Чтобы лучше понять, что такое ФСИН и оценить его масштабы, нужно привести несколько цифр.

В структуру данной организации входит 707 колоний, 212 СИЗО, 8 тюрем и 23 колонии, где содержаться несовершеннолетние.

В 2019 году Россия занимала четвертое место в мире по общему количеству заключенных. Также в подчинении ведомства находятся десятки государственных предприятий с многомиллиардными оборотами.

Общая информация

ФСИН РФ – орган центральной исполнительной власти, который осуществляет проведение государственной политики в сфере исполнения уголовных наказаний. Данное ведомство находится в прямом подчинении Минюста РФ. Оно было создано в 2004 году, 12 марта сотрудники ФСИН отмечают свой профессиональный праздник.

Эмблема Федеральной службы исполнения наказаний

В 2018 году общее число сотрудников ФСИН России превышает 295 тыс. человек. Нынешним начальником ведомства является Александр Калашников, получивший эту должность в октябре 2019 года. Центральный офис организации находится в Москве, по адресу: ул. Житная, д. 14. Официальный сайт ФСИН – fsin.su.

Эмблема ФСИН представляет собой золотого державного двуглавого орла с фигурным щитом крапового цвета на груди. На нем изображен так называемый столб закона. В лапах орел держит меч и ликторский пучок. Флаг службы – синее полотнище, в крыже которого размещен российский государственный флаг, а в нижнем углу – эмблема ФСИН.

Структура ведомства

В структуру службы входит Центральный аппарат, территориальные управления и специальная инспекция. Во главе ведомства находится директор, которого назначает на должность и отправляет в отставку президент страны. В подчинении директора ФСИН находится шесть заместителей, которые также назначаются главой державы.

В состав Центрального аппарата входит 18 управлений (ГУФСИН и УФСИН РФ), каждое из которых занимается своим направлением работы. Например, есть управление по следственным изоляторам, тылового обеспечения и организации производственной деятельности.

Кроме того, в составе службы есть несколько учебных заведений, три подведомственных санатория, НИИ, базы снабжения и редакция, которая занимается выпуском нескольких печатных изданий. Самым известным из них является журнал «Преступление и наказание».

У ФСИН есть собственный спецназ, главной задача которого является пресечение беспорядков в колониях и тюрьмах

Территориальным управлениям (УФСИН) подчиняются учебные центры, отделы охраны, подразделения технического и инженерного обеспечения, строительства, медицинские части.

В состав всех местных управлений входят подразделения спецназа. Например, отряд ГУФСИН России по Ростовской области называется «Мангуст», а отряд УФСИН России по Владимирской области – «Мономах». Их задачи – задержание особо преступников, пресечение беспорядков в колониях и тюрьмах, освобождение заложников, борьба с террористами.

Основные задачи ведомства

На службу возложено выполнение следующих функций:

  1. граждан, осужденных за уголовные преступления, в местах лишения свободы;
  2. в заключении лиц, которые подозреваются в совершении преступлений или находятся под судом;
  3. Контроль над поведением граждан, осуждённых к наказаниям, которые не сопровождаются изоляцией от общества;
  4. Обеспечение интересов, свобод и прав граждан, которые находятся под стражей или в заключении;
  5. Обеспечение надлежащего порядка в колониях, тюрьмах и СИЗО, а также на других объектах, входящих в систему ФСИН;
  6. Охрана и конвоирование российских граждан, находящихся под стражей, и осужденных, а также иностранцев при их экстрадиции;
  7. Обеспечение осужденным, обвиняемым и подсудимым надлежащих условий содержания, соответствующим положениям российских законов и нормам международного права;
  8. Работа по адаптации осужденных после их выхода на волю;
  9. Управление подчиненными учреждениями и подразделениями.

Для выполнения вышеперечисленных задач ФСИН располагает серьезными ресурсами и полномочиями. В 2019 на финансирование ведомства в государственном бюджете было заложено 281,5 млрд рублей. Сотрудники службы имеют в своем распоряжении огнестрельное оружие и специальные средства, могут заниматься оперативно-розыскной деятельностью.

Форма, звания и награды

Сотрудникам службы присваивают специальные звания, которые в целом совпадают со званиями, принятыми в вооруженных силах. К каждому из них добавляется специальная приставка: «внутренней службы». Например, «капитан внутренней службы».

У уголовно-исполнительной службы есть собственные ведомственные награды. К ним относятся: «За доблесть в службе», «За отличия в службе», «Ветеран уголовно-исполнительной системы России».

История пенитенциарный службы в России

Первые своды уголовного законодательства появились на русских землях практически сразу после образования на них государственности.

«Русская правда», которая действовала здесь на в период с X по XV столетие, содержала целый перечень наказаний со совершения тех или иных преступлений.

Главным образом это были денежные штрафы или телесные экзекуции, но за многие проступки предполагалась смертная казнь. Лишения воли тогда еще не было, так как тюрем в современном понимании этого слова не существовало.

Лишение свободы начали использовать в Московском государстве примерно в начале XVI века. В это же время система наказаний начала приобретать более суровый вид – денежные штрафы заменяют суровыми экзекуциями и жестокими казнями.

Любопытно, что в тюрьму и на каторгу отправляли до особого распоряжения. Понятно, что подобные формулировки способствовали развитию судебного произвола.

В XVII веке получил распространение новый вид наказания – ссылка в отдаленные местности государства, монастыри, остроги, дальние поселения.

Российские заключенные зачастую содержатся в очень тяжелых условиях

Навести порядок в нормах уголовного права попытался первый российский император Петр I – в 1715 году появился так называемый Артикул воинский. В этом документе перечень наказаний был расширен, а их жесткость возросла еще больше. Появилась и быстро получила широкое распространение ссылка на галеры. Она могла быть временной или бессрочной.

Несколько смягчить строгость российской карательной системы попыталась Екатерина II. Во время ее правления государство впервые обратило внимание обитателей тюрем и озаботилось условиями их содержания.

Императрица внесла проект по переустройству мест лишения свободы, в котором предписывалось отдельно держать осужденных и обвиняемых, мужчин и женщин, содержать в камерах не боле двух-трех человек.

Данный документ значительно опередил свое время и, к сожалению, так и не был реализован.

В 1802 году в Российской империи появилось Министерство внутренних дел, на которое были возложены функции управление тюрьмами и другими пенитенциарными заведениями.

В 1819 году в столице было создано общество, которое занималось содействием исправлению заключенных и улучшением условий их содержания.

Так впервые в России появилась идея о том, что тюрьма – это не только способ наказания преступников, но и место их возможного исправления.

В 1831 году Кабинет министров принял Инструкцию, регламентирующую режим, размещение и труд заключенных, а через год появился Свод, который уточнял и дополнял положения данной инструкции.

Вторая половина XIX века ознаменовалась значительным смягчением жестокости наказаний. Сначала были отменены экзекуции для женщин, затем они попали под запрет в российской армии. В 1879 году появилось Главное тюремное управление, которому передали функции по надзору над всеми пенитенциарными заведениями.

В состав этого ведомства входила особая инспекция, занимавшаяся проверкой состояния тюрем и других мест лишения свободы – уникальное учреждение для своего времени. Помимо этого, был создан специальный Совет, занимавшийся тюрьмами – в его в состав вошли высшие руководители различных государственных ведомств.

В 1895 году ГТУ вошло в состав Министерства юстиции и находилось в нем вплоть до 1922 года.

На рубеже столетий в России появились первые исправительные учреждения для несовершеннолетних, что было очень прогрессивно для этого времени.

В структуру ФСИН входит более семисот колоний

Большевики сразу после прихода к власти взяли курс на ужесточение системы наказаний – перевоспитание заключенных интересовало их в последнюю очередь.

Уже в 1918 году в стране появились концлагеря, часть из них предназначалась для особо опасных противников новой власти – режим содержания в них был особенно жесток. В 1920 году был открыт знаменитый лагерь на Соловках.

В 1922 году все лагеря перешли в подчинение недавно созданного органа – НКВД.

В 1924 году был принят новый Кодекс для пенитенциарных учреждений СССР. Большое внимание в нем было уделено перевоспитанию и исправлению заключенных. В 1930 году увидело свет распоряжение об исправительно-трудовых лагерях (ИТЛ) – этот момент можно назвать рождением знаменитого ГУЛАГа.

В 1935 году для борьбы с беспризорными появились специальные приемники-распределители. В 1939 году было отменено досрочное освобождение и издана новая инструкция по содержанию арестантов в ИТЛ.

В 1948 году для арестантов, отбывающих срок по политическим статьям, были образованы особые лагеря с более строгим режим содержания.

«Гайки закручивались» вплоть до самой смерти Сталина, после чего началась постепенная оттепель. Лагеря и тюрьмы перешли в состав Минюста, началась широкая амнистия.

В 1960 году все объекты пенитенциарной системы перешли в состав нового ведомства – Главного управления исполнения наказаний. После распада СССР его российская составляющая стала ГУИН МВД РФ. В 1998 году ведомство вошло в состав Министерства юстиции. В 1999 и 2000 годах было проведено две массовые амнистии, в ходе которых свободу получили более 200 тыс. осужденных.

В 2004 году ГУИН в ходе административной реформы преобразовали в ФСИН. В 2010 году была принята концепция развития пенитенциарной системы до 2020 года.

За что критикуют ФСИН

Российская пенитенциарная система – одно из самых критикуемых ведомств в стране.

Сотрудников ФСИН, как и МВД, чаще всего обвиняют в избиениях подследственных и осужденных, а также в применениях к ним пыток.

Правозащитники называют современную российскую УИС наследницей сталинского ГУЛАГа, заявляя о систематических нарушениях прав заключенных и регулярно требуют провести кардинальную реорганизацию ФСИН.

Судя по рассказам бывших «сидельцев» и видеоматериалам, периодически попадающим в Сеть, жестокое обращение с арестантами – это, действительно, распространенная практика в российской пенитенциарной системе. Так, например, в 2018 году в электронных СМИ появилось видео о массовом избиении заключенного в ярославской колонии. После громкого скандала ее руководство было отстранено от должности.

Несовершеннолетние граждане содержатся в отдельных колониях

Еще одной проблемой ФСИН являются неудовлетворительные условия, в которых содержатся заключенные. В 2015 году на одного осужденного выделялось примерно 400 тыс. рублей в год. Проблема в том, что значительная часть этой суммы не доходит до своего адресата, и решать вопросы содержания заключенного приходится его родственникам.

Главным поводом для критики отечественной пенитенциарной системы является высокий уровень коррупции. Коррупционные схемы используются не только при проведении госзакупок, но и в деятельности многочисленных предприятий, находящихся в структуре ФСИН. Работа УИС традиционно является закрытой сферой, что очень удобно для сокрытия казнокрадства и воровства.

Источник: https://news.myseldon.com/ru/news/index/230939809

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.