Структура и этапы

Структура и этапы (стадии) становления коллектива

Структура и этапы

Взаимосвязь личности и коллектива в воспитательном процессе

Вопросы:

Понятие социального процесса. Понятие воспитательного коллектива.

Роль коллектива в формировании личности.

Структура и этапы (стадии) становления коллектива.

1. Понятие социального пространства. Понятие воспитательного коллектива.

Любое явление жизни разворачивается в пространстве, и для каждого свершения существует свое соответствующее пространство.

Воспитательный процесс как социально-психологический феномен конструируется, реализуется и развивается во вполне определенном социуме, имеющем свои пространственные рамки.

В свою очередь, социум размещается в географическом пространстве, которое обладает большим влиянием на физическое, психическое самочувствие людей, а это значит, говоря о социальном пространстве, нельзя забывать и о пространстве вообще как некоторой протяженности предметов, отношений, явлений.

Социальное пространство — это совокупность социальных отношений, ежедневно разворачивающихся перед человеком или с его участием либо в образе слов, действий, поступков людей, либо в определенном образе вещей, интерьера, архитектурного ансамбля и прочего.

Разнообразие социальных отношений содержит в себе исторический опыт, зафиксированный в традициях, материальных ценностях, искусстве, морали, науке; включает достижения общечеловеческой культуры, отраженной в формах поведения, одеждах, достижениях цивилизации, произведениях индивидуального творчества, стиле жизни; хранит в себе реальный разворот складывающихся новых отношений. Все это создает социальную ситуацию развития человека.

Для каждого человека социальная ситуация развития имеет свой индивидуальный вариант, содержит в своем особом сочетании общечеловеческий, культурологический, исторический, национальный, семейный, групповой элементы и разворачивается как микросреда (ближайшее окружение человека).

В социуме как в предназначенном для жизни пространстве человек проявляет и утверждает свое «Я», функционируя как социальное существо и в этом обретая свою социальную сущность.

Социум оказывает формирующее и развивающее влияние на человека через слагаемые социального пространства, и, в первую очередь, через контактные повседневные группы, в которых протекает его реальная жизнь, Основной перечень слагаемых социального пространства — семья, детский сад, двор, школа, спортивная секция, клуб, студия, студенческая, производственная группа и пр. Очередность их влияния на личностное становление индивидуальна, столь же индивидуальна и сила влияния на характер становления личности человека. Для малыша решающим является семейное пространство, для старшего дошкольника — детский сад.

Школьная среда предоставляет ребенку большие возможности для личностного роста, так как в школе он выступает членом группы равных и в этой роли связан множеством нитей социальной зависимости.

Группа по творческим интересам (шахматы, танцы, спорт, краеведение и другое) обладает своим особым влиянием.

Во-первых, ребенка туда влечет интерес, и, значит, он очень дорожит правом состоять членом этой группы, что, в свою очередь, Означает полное и беспрекословное принятие ребенком законов этой группы.

Во-вторых, через данную групповую деятельность он утверждает свое индивидуальное «Я» в большей степени, чем в какой-либо другой социальной группе. И, наконец, в-третьих, творческая деятельность предоставляет ему возможность ощущать в высокой степени удовлетворенность жизнью.

Для ранней юности, когда завершается интенсивное познание своего «Я» и формируется жизненная позиция, воспитательные акценты перемещаются на группу свободного общения. Здесь, в свободном диалоге с другим «Я», человек глядится в себя, а в общении с противоположным полом, выявляя мужское и женское начало, формирует свою социально-половую роль.

Социальное пространство разворачивает перед подрастающим ребенком все более широкий спектр социальных отношений через присутствие его в различных социальных группах. При этом разнообразие микрогрупп вписано в общий контекст на улице, в транспорте, в общественных учреждениях, через радио, телевидение, кино, книги, фоно- и видеозаписи.

Современная культура, благодаря научно-техническим достижениям, значительно и стремительно расширяет социальное пространство ребенка, который довольно рано покидает свой первый узкий мир домашнего очага. Еще вчера зная только свой двор, район, город, село, сегодня он пересекает географические пояса, путешествуя по странам.

Все отчетливее обнаруживается стирание границы между миром взрослых и детей. Последние становятся равными участниками жизни, и разграничение социального пространства взрослых и социального пространства детей уходит в прошлое, неся с собой как положительное, так и отрицательное влияние на детство.

Термин «коллектив» произошёл от латинского collectives – собирательный. Он означает соц. группу, объединённую на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций и совместной деятельности. (По: Российская педагогическая энци­клопедия : в 2 т. — М., 1993. — Т. 1. — С. 450.)

Понятие коллектив указывает на объединение людей, на социальную значимость их деятельности, на существование между ними связующих отношений. Коллектив способствует духовно-нравственному развитию личности. Поиск ценностей и смысла жизни невозможен без проявления индивидуального своеобразия, отстаивания своих убеждений, своего нравственного выбора в общности людей.

Коллектив как психолого-пед. явление в научной и методич. литературе понимается по-разному. В одном случае под коллективом понимают любое организованное объединение людей, в другом – высокую степень развития группы.

Существует три взаимосвязанных показателя развития группы: интеллектуальная, эмоциональная и волевая коммуникативность.

Интеллектуальная коммуникативность это процесс межличностного восприятия и установления взаимопонимания, нахождения общего языка, способность членов группы понимать друг друга с «полуслова».

Эмоциональная коммуникативность – это межличностные связи эмоционального характера, которые в большей степени характеризует нар. мудрость: « Разделённая радость – две радости, разделённое горе – полгоря».

Волевая коммуникативность – это способность группы противостоять трудностям и препятствиям, её стрессоустойчивость, надёжность в экстремальных ситуациях.

В реальной жизни существуют разные коллективы: учебные, производственные, студенческие, спортивные и др.

Коллективу присущи следующие основные признаки:

· наличие общ. значимых целей, их последовательное развитие как условие и механизм постоянного движения вперёд;

· систематическое включение воспитанников в разнообразную соц. деятельность;

· соответствующая организация совместной деятельности;

· систематическая практическая связь детского коллектива с обществом;

· наличие положительных традиций и увлекательных перспектив;

· атмосфера взаимопомощи, доверия и требовательности;

· развитые критика и самокритика, сознательная дисциплина;

· общий выборный руководящий орган. В коллективе устанавливаются демократические отношения. Органы управления коллективами формируются при прямом и открытом избрании наиболее авторитетных членов коллектива.

Основные функции коллектива:

1. Организационная – коллектив становится субъектом управления своей жизнедеятельностью.

2. Воспитательная – члены коллектива становятся участниками определенных отношений, воздействующих на развитие личности.

3. Стимулирования – коллектив способствует регулированию поведения своих членов, определяет характер их отношений.

Классификации коллективов

· по характеру деятельности:

– организованные на основе разнообразной, в том числе учебной деятельности (классы);

– организованные на основе какого-то вида деятельности (кружки, секции, клубы);

– организованные на основе игровой и других видов деятельности по месту жительства.

· по возрастному составу (одновозрастные, разновозрастные);

· по временному признаку (временные, постоянные);

· по уровню развития (складывающиеся и сложившиеся).

Содержательно коллектив может быть охарактеризован в различных аспектах.

Экономический аспект. Через коллектив каждый человек включается в экономич. отношения, воспитывается коллективизм и творческое отношение к труду.

Политический аспект. Через коллектив каждый человек приобщается к общ.-полит. жизни народа, вовлекается в школьное самоуправление.

Социальный аспект. В коллективе закладывается стремление к соц. справедливости, согласию, гуманизм, инициативность, ответственность. Коллектив создаёт условия для развития способностей, развивает понимание важности сочетания интересов коллективных и личных.

Нравственный аспект. В воспитательном коллективе возникают условия для понимания ребёнком морали как общ. явления.

Культурно-эст. аспект. Организованное и свободное общение стимулирует ребёнка к накоплению впечатлений, знаний, к содержательному обмену духовными ценностями.

Юридический аспект. Ребёнок учится осознавать суть нравственного или безнравственного поступка, отличие моральных правил от правовых.

Психологический аспект. Ребёнок, добровольно участвующий в общих делах, испытывает потребность в коллективном общении, психологическую совместимость с другими детьми.

Индивидуально-личностный аспект. Периодически ребёнку необходимо уединение, обособление. Поэтому в воспит. коллективе дети должны иметь возможность временного обособления.

Педагогический аспект. Воспит. воздействие и взаимодействие в коллективе организуются с учётом возр. и индивид. особенностей детей.

Люди в обществе объединены друг с другом в многочисленные, разнообразные, более я менее устойчивые общности — группы.

Группа (социальная) — ограниченная в размерах общность людей, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков:

по размеру (большие, малые, микрогруппы),

по общественному статусу (формальные, неформальные),

по непосредственности взаимосвязей (реальные, условные),

по уровню развития (низкого, высокого уровня развития),

по значимости (референтные, группы членства).

По содержанию деятельности, объединяющей членов группы, они могут быть учебные, трудовые, научные, общественно-политические, художественно-творческие, клубные, спортивные и другие.

Большие группы (нации, народы, государства; политические, эконо­мические, профессиональные) воздействуют на психику и поведение личности опосредованно, через создаваемую культуру, политику, идеологию, средства массовой информации.

Непосредственно эти факторы оказывают влияние на личность в малых группах, в которых человек проводит большую часть своей жизни (семья, группы в детском саду, школе, группы неформального общения, трудовой коллектив, клубные объединения, группы во внешкольных образовательных учреждениях и другие).

Малая группа — относительно немногочисленное по составу объединение людей, члены которого имеют некоторые общие цели и находятся друг с другом в непосредственных личных или деловых контактах.

Примером малой группы является учебная группа (класс) — группа детей приблизительно одного возраста, живущих и обучающихся приблизительно в одинаковых социокультурных условиях. Для малой группы характерна определенная степень психологической и поведенческой общности ее членов, отличающей эту группу от всех остальных.

Мера этой общности определяет сплоченность группы, которая является одной из характеристик уровня ее социального и психологического развития.

Сплоченность группы — это мера ее единства, проявляющаяся в общности мнений, убеждений, традиций, характере межличностных отношений, а также практической деятельности.

Все реально существующие малые группы можно разделить на группы высокого и низ­кого уровней развития. Так, группа низкого уровня развития характеризуется отсутствием сплоченности, налаженных деловых связей и личных взаимоотношений, четкого разделе­ния обязанностей, признанных лидеров, эффективной совместной деятельности. Группа высокого уровня развития (коллектив) этими свойствами обладает.

Источник: https://studopedia.ru/10_42811_struktura-i-etapi-stadii-stanovleniya-kollektiva.html

Научная электронная библиотека Монографии, изданные в издательстве Российской Академии Естествознания

Структура и этапы

Управление организацией осуществляется на базе определенной структуры, которую самостоятельно разрабатывает администрация организации.

Структура организации – это элемент внутренней среды организации, в частности состав и соотношение ее внутренних звеньев (цехов, участков, отделов и других подразделений), составляющих единый хозяйственный объект. Различают общую, организационную и производственную структуру организации.

Под общей структурой организации понимается комплекс производственных подразделений и подразделений, обслуживающих работников, а так же аппарат управления организации [38].

Организационная структура управления – это часть общей структуры организации, в частности подразделения, осуществляющие управление. Предназначением организационной структуры организации является:

  • установление четких взаимосвязей между отдельными подразделениями;
  • распределение между ними прав, функций, обязанностей и ответственности;
  • построение единой организационной структуры, обеспечивающей согласованность между подразделениями.

Производственная структура – это часть общей структуры, в частности состав производственных подразделений организации, их взаимосвязь, порядок и формы кооперирования. Главными элементами производственной структуры организации являются рабочие места, участки и цеха.

На выбор и построение организационных структур оказывает влияние ряд факторов, различных по своей природе и виду воздействия на структуру. Основными из них являются функции управления, их состав, содержание и объем.

На структуру управления непосредственно также влияют: масштабы производства, сложность производства, характер выпускаемой продукции, применяемые технологии, характер научно-технического прогресса и методы его осуществления, степень концентрации, специализации и кооперирования производства, размеры и территориальное размещение производства. Наряду с факторами, влияющими на структуру непосредственно, существуют опосредованные факторы, которые оказываются под влиянием организационных структур управления: кадры, техника, технология управления, организация труда.

Рациональность построения организационной структуры определяется оптимальным сочетанием, содержанием и количеством внутренних и внешних связей объекта управления.

Целесообразно, чтобы внутренние связи объекта преобладали над внешними, иначе последние отрицательно повлияют на стабильность объекта.

Таким образом, при формировании структуры управления приходится учитывать много факторов одновременно: цели, функции, объем работ, норму управляемости, воздействие личности работника, применяемые средства техники управления.

Процесс формирования организационной структуры включает [5]:

1. Деление организации по горизонтали на крупные блоки, соответствующие важнейшим направлениям деятельности по реализации стратегии. Определение видов деятельности линейных и штабных подразделений.

2. Установление соотношения полномочий различных должностей. Руководство устанавливает цепь команд, производит дальнейшее деление на более мелкие подразделения, чтобы эффективно использовать специализацию.

3. Определение должностных обязанностей как совокупности определенных задач и функций и возложение их выполнения на конкретных лиц. Руководство может разрабатывать конкретные задачи и закрепляет их за исполнителями, которые несут ответственность за их удовлетворительное выполнение.

Успешно функционирующие организации регулярно оценивают степень адекватности своих организационных структур и изменяют их так, как этого требуют внешние условия.

Построение организационных структур управления осуществляется с учетом следующих принципов [18]:

  • Соответствие структуры управления целям бизнеса.
  • Единство структуры и функции управления.
  • Первичность функции и вторичность органа управления.
  • Рациональное сочетание в структуре управления централизации, специализации и интеграции функций управления.
  • Соотносимость структуры управления с производственной и организационной структурами предприятия.
  • Комплексная увязка в структуре управления всех видов деятельности.
  • Соответствие системы сбора и обработки информации организационной структуре управления.
  • Основное правило, которое необходимо соблюдать при проектировании структуры управления, – вовлекать наименьшее число уровней управления и создавать кратчайшую цепь команд.

Источник: https://monographies.ru/ru/book/section?id=6577

Планирование проекта: понятие, структура

Структура и этапы

Планирование – это процесс создания и принятия целевых установок качественного и количественного характера, а также выявления путей по наиболее эффективному их достижению.

Данные установки разрабатываются чаще всего в виде дерева целей и характеризуют будущее, а также по возможности выражаются численно набором показателей, являющихся ключевыми для определенного уровня управления.

Необходимость в составлении планов обуславливается рядом причин. Самыми значимыми из них являются: 

  • координирующая роль плана, 
  • неопределенность будущего, 
  • оптимизация экономических результатов.

Если бы будущее проекта было действительно абсолютно предопределенным, не было бы необходимости в постоянной разработке планов, совершенствовании методов их структурирования и составления.

Отсюда следует то, что главной целью составления каждого плана является не определение точных ориентиров и цифр, так как это невозможно сделать в принципе, а установление по каждому из наиболее важных направлений некоторого “отрезка”, в пределах которого может варьировать тот либо другой показатель.

Смысл координирующей роли плана заключается в том, что хорошо структурированные целевые установки дисциплинирует как текущую, так и перспективную деятельность, позволяет организации работать без существенных сбоев, приводит ее в определенную систему.

Последней причиной необходимости составления планов является то, что любое рассогласование в деятельности организации влечет за собой финансовые затраты (прямые или косвенные) на его преодоление. Если работа осуществляется по плану, то вероятность подобного рассогласования гораздо ниже; вместе с тем, и негативные финансовые затраты менее значительны.

Планирование дает возможность обеспечивать высокую вероятность и высокий уровень достижения целей, основываясь на систематической подготовке решений. Тем самым оно выступает предпосылкой эффективной реализации проекта.

Основным инструментом интеграции участников проекта является план проекта. Составление и согласование плана проекта всеми участниками обеспечивает лучшее понимание ответственности и своих задач.

В плане проекта проводится подробный анализ методов обеспечения сбалансированности затрат проекта, качества, расписания и сроков реализации.

Задачи планирования проекта

На этапе планирования проекта решается ряд задач:

  • утверждение плана проекта;
  • согласование плана основными участниками проекта;
  • создание и уточнение процедур управления проектом;
  • уточнение и детализация целей и задач проекта;
  • уточнение объема работ и состава проекта;
  • уточнение порядка взаимодействия в проектной команде, а также между внешней средой и проектной командой;
  • оценка рисков и формирование плана реагирования на них;
  • уточнение потребности в ресурсах, план ресурсного обеспечения проекта (или отдельных этапов проекта);
  • разработка бюджета проекта и реального расписания (или отдельных его этапов).

Опиши задание

Структура и этапы составления плана управления проектом

В общем виде структура плана управления проектом отражена на рис.1.

 
Рис.1. Укрупненная структура плана управления проектом

Основные этапы процесса планирования согласно стандартной модели консалтинговой компании Booz, Allen&Hamilton представлены на рис. 2.

 
Рис. 2. Основные этапы планирования

1.    Формирование целей. 

В планировании разрабатываются две группы целей. 

Формальные цели являются критериями оценки состояния проекта и полезности деятельности, который формируется из мотивации деятельности тех лиц, которые принимают решения.

Реальные цели являются путями достижения формальных целей (продукция, которую необходимо произвести, ее количество и качество, необходимое количество ресурсов, их количество и качество).

2. Анализ проблем включает в себя следующие этапы:

  • анализ фактического состояния;
  • прогноз состояния;
  • определение проблем при помощи сопоставления системы целей и результатов анализа и прогноза состояния;
  • структурирование имеющихся проблем.

В ходе структурирования проблем их необходимо сначала разбить на два вида.

  1. Проблемы внешнего характера, на решение которых на протяжении всего планового периода нельзя повлиять со стороны команды проекта.
  2. Проблемы внутренние, решение которых зависит от эффективности управления проектом.

После нужно проблемы, которые были отнесены ко второй категории, разбить на два подвида.

  1. Проблемы, решение которых не требует большого количества временных и финансовых затрат. Данный вид проблем решается при текущем или оперативном планировании.
  2. Проблемы, для решения которых необходим значительный объем финансирования и длительное время. Данные проблемы рассматриваются при составлении перспективных планов и прогнозов.

3. Поиск альтернатив. Под альтернативами понимаются взаимоисключающие варианты решений.

Прогнозирование занимает важное место при осуществлении долгосрочных проектов. При этом необходимо различать два вида прогнозов.

Прогнозы развития ситуации отражаются на показателях внешней среды, на которые те, кто принимает решения, повлиять в рассматриваемом периоде не может.

Прогнозы влияния формируют представление о том, к получению каких именно результатов приведет принятие каждого из существующих решений, т.е. как это решение повлияет на показатели реализации проекта.

4. Оценка альтернатив с точки зрения их риска, эффективности и приемлемости является основой для принятия решений.

Оптимальной является практически реализуемая и законная альтернатива, которая в максимальной степени позволяет приблизиться к выполнению поставленных реальных целей при имеющихся ограничениях – трудовых, временных, ресурсных и т.д.

В процессе реализации проекта необходимо выполнять актуализацию плана с учетом вносимых изменений и текущего состояния. Таким образом, план проекта является основой для оценки прогресса, полученного в ходе реализации данного проекта.

В целях обеспечения точности плана и реализуемости проекта менеджеру необходимо решить следующие задачи:
Согласование ответственности основных участников проекта за результаты.

Планирование организационной структуры реализации проекта и обеспечение привлечения необходимых ресурсов.

Достижение согласованного понимания объема и структуры работ проекта, а также потребностей в ресурсах с основными участниками проекта и заказчиком.

Вовлечение основных участников в процесс планирования, обеспечение ответственности за планируемые показатели.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/menedzhment/planirovanie-proekta/

Этапы и структура научного исследования

Структура и этапы

Структура научного исследования – то, без чего не может обойтись ни одна творческая работа, тесно связанная с той или иной отраслью соответствующего знания. Сформировать ее не так уж и сложно, как может показаться на первый взгляд, самое главное – придерживаться логики изложения, в противном случае работа получится, как будто разорванной на несколько частей.

При написании любого диплома, диссертации, доклада и прочих творческих работ структура просто необходима.

Начать следует с выделения объекта исследования, которому ученый посвятит несколько месяцев своей жизни, а затем – средств исследования, которые будут использоваться для исследования изучаемой гипотезы.

Всегда важно понимать, что именно вы изучаете, иначе есть риск запутаться и проделать кучу полезной, но совершенно не нужной работы.

Зачем нужны такие работы?

Подавляющее большинство существующих ныне и привычных человеку вещей не могли бы появиться без предварительных изысканий.

Это касается абсолютно всего, начиная от изобретения лампочки и заканчивая математическими расчетами орбит планет.

Четкая структура научного исследования – 50 % его успешности, ведь когда ученый ясно понимает результат, к которому он должен прийти, все более мелкие цели словно сами выстраиваются в удобный и понятный маршрут.

Современные ученые ежедневно занимаются созданием подобных работ, и стоит отметить, что они далеко не всегда существуют в виде привычных дипломов и диссертаций.

Например, с помощью одних математических расчетов удалось доказать существование большого количества объектов, расположенных за орбитой Плутона, которые позже при формировании соответствующего обоснования получили свое название – облако Оорта.

C чего начинается любое изыскание?

Начальным этапом в структуре научного исследования следует рассматривать постановку проблемы. Именно здесь создатель работы ищет наиболее интересную проблему, а также четко формулирует задачи своей работы. Если у автора данного исследования есть научный руководитель, он может помочь с определением темы работы, а также с правильной постановкой целого ряда задач, связанных с ней.

Следует отметить, что постановка научной проблемы должна обязательно включать работу с исходной информацией.

Речь преимущественно идет о сборе и последующей обработке информации обо всех методиках решения схожих задач, а также результатах исследований, которые производились в данной или смежной областях.

Следует отметить, что дополнительную обработку данных и их анализ нужно проводить постоянно – от начала и до конца вашей работы.

Гипотеза

Структура и содержание научного исследования на следующем его этапе предполагают выдвижение первичной гипотезы, которая будет изучаться.

Это происходит только в том случае, если задача работы сформулирована достаточно конкретно, а все исходные данные подвергнуты критическому анализу.

Последний предполагает подробное изучение информации с точки зрения общеприкладных и строго профессиональных научных догм.

Наука – прекрасная площадка для творчества, именно поэтому рабочая гипотеза чаще представлена в нескольких вариантах. задача автора работы – выбрать самый целесообразный из них, при этом все остальные забрасывать нельзя. В некоторых случаях требуется проведение дополнительного эксперимента, именно с его помощью можно намного лучше изучить объект научной работы.

Третий этап предполагает проведение целого ряда изысканий. Структура теоретического уровня научного исследования состоит преимущественно из синтеза большого количества закономерностей, которые актуальны для его объекта.

На основе изученного материала автор должен попытаться отыскать совершенно новые закономерности, которые ранее не были известны. Это можно осуществить с помощью большого количества фундаментальных наук (лингвистики, математики и т. д.).

Например, необычное поведение планеты и ее спутников может говорить о наличии рядом еще одного небесного тела, оказывающего соответствующее влияние.

На данном этапе автор должен найти все возможные связи между явлениями, которые выявил в ходе анализа гипотезы, а также обобщить полученную информацию.

В идеале рабочая гипотеза должна быть частично подтверждена с помощью всех данных, подвергнутых анализу.

В том случае если предположение оказывается ошибочным, можно говорить о том, что теория была сформулирована некорректно или недостаточно полно.

Если логика и структура научного исследования соблюдены его автором, то оно должно с помощью аналитических средств как минимум подтвердить взятую в работу гипотезу. Полученные данные автор легко сможет использовать для разработки теории, способной объяснить те явления, которые относятся к исследуемой ситуации, а также предсказать появление совершенно новых.

Что делать, если проанализированный материал не смог помочь подтвердить выбранную гипотезу? Решение здесь каждый ученый принимает самостоятельно, некоторые предпочитают доработать исходное предположение и скорректировать его, после чего заняться сбором дополнительных данных о предмете исследования. Некоторые ученые после признания своей гипотезы несостоятельной отказываются от проведения научной работы, поскольку считают ее бесперспективной.

Самый сложный этап

Логическая структура научного исследования предполагает, что его автор должен будет провести определенный эксперимент или даже целый ряд аналогичных мероприятий, результаты которого смогут подтвердить или же опровергнуть выбранную гипотезу. Цель его будет напрямую зависеть от того, какой характер будет носить работа, а также от последовательности проведения всех опытов.

Эксперименты, которые проводятся после выполнения теоретических изысканий, обязаны опровергнуть или подтвердить предположение исследователя.

Если же теории недостаточно, то практический этап с выполнением опытов проводится заранее для того, чтобы набрать необходимый для анализа материал.

Тогда у теоретической работы появится совершенно новый смысл – она должна будет объяснить результаты проведенных экспериментов и обобщить их для дальнейшей работы.

Аналитика

Пятый этап в структуре научного исследования потребует проведения анализа тех результатов, которые были получены в результате проведенных опытов и теоретических поисков.

Именно здесь гипотеза должна найти окончательное подтверждение, после чего удастся сформировать ряд предположений о том, какое значение она может иметь в жизни человека.

При этом она может быть и опровергнута на основании проделанной аналитической работы, и это вполне может соответствовать цели научного труда.

Далее следует подвести итоги научной работы, а именно сформулировать их таким образом, чтобы стало понятно, соответствуют ли они тем задачам, которые были поставлены автором изначально. Это один из конечных этапов структуры научно-педагогического исследования. Если оно имело только теоретический характер, то здесь работа его автора завершается.

При наличии практической части, а также в том случае, если научный труд был связан с техникой, в него включают еще один этап – освоение результатов. Автор должен объяснить, как результаты его изысканий могут быть реализованы на практике, и предложить технологические разработки данного процесса.

Методология

При написании любой работы необходимо соблюдать структуру методологии научного исследования. Речь идет о реализации в ней целого ряда способов познания.

В первую очередь важно учесть все факты, которые позволяют получить информацию об объекте изучения, их актуальность и правдивость.

История предмета, теоретические знания о нем, перспективы его развития в будущем – все это должно быть отражено в научном труде.

При его написании важно учитывать тот факт, что исследуемые элементы могут постоянно меняться, причем как в лучшую, так и в худшую сторону.

За счет этой составляющей структуры методологии научного исследования удается выделить только те из них, которые оказывают наибольшее влияние на изучение того или иного объекта.

Сам процесс работы над исследованием должен быть системным, автор обязан точно понимать, к какому результату он должен прийти и как именно он это может сделать.

Структура и логика научно-педагогического исследования, как вы уже знаете, состоит из семи этапов. Каждый из них является самодостаточной единицей в общем механизме научной работы, и отказаться от какого-либо невозможно. Если труд планируется представить комиссии, состоящей из профессионалов в той области, к которой относится, формулировки должны быть максимально понятными и прозрачными.

Педагогика имеет целый ряд особенностей, которые необходимо учитывать при составлении научного труда. В частности, нельзя обойтись без указания методик преподавания, которые можно использовать для реализации предложенной гипотезы. Именно поэтому автор подобной работы должен иметь определенный опыт в данной области, который позволит ему разговаривать с профессионалами на равных.

Организация работы

Структура организации научного исследования достаточно проста. Сначала определяется тема работы, она может быть сформулирована самостоятельно или же с помощью научного руководителя.

Чаще всего используется второй вариант, первый больше подходит для тех ученых, которые уже сделали себе имя и могут своими силами создавать труды.

Как правило, научрук старается давать своим соискателям только темы, с которыми те могут справиться на основе имеющегося у них опыта.

На установочной встрече руководитель и автор работы совместными усилиями формируют тему и определяют состав частей исследования, список литературы для него. После этого назначается контрольная точка, к которой нужно будет подготовить определенный объем работы, с которым должен будет ознакомиться научный руководитель, чтобы предоставить обратную связь автору.

Тема научного исследования, его принципы и структура должны найти свое отражение в работе, в противном случае она не будет иметь к науке никакого отношения. Как правило, с первого раза у студентов не получается их сформулировать, именно поэтому работы направляются на переделку, назначается следующая контрольная точка.

На протяжении всего года студенты должны встречаться со своими руководителями для того, чтобы их научные труды получились действительно интересными и объемными. Защита работы в вузе происходит в присутствии комиссии, в которую входит заведующий кафедрой, научный руководитель, преподаватели кафедры, а также представители другого вуза, в котором исследуют схожие теоретические вопросы.

Научный метод

При написании любой теоретической работы необходимо подходить к процессу с точки зрения науки. Структура научного метода исследования состоит из трех компонентов, которые обязательно должны в нем присутствовать. Первый из них – концептуальный, под ним понимают имеющееся представление о возможных формах объекта изучения.

Второй – операционный, он включает в себя все нормативы, правила и методы работы, которые оговаривают познавательную деятельность, осуществляемую исследователем.

Третий – логический, с его помощью удается зафиксировать все результаты, которые были получены в процессе активной работы автора научной работы с объектом и средствами познания.

Помимо этого, в работе обычно реализовывают методы теоретического и эмпирического познания.

Первый из них представляет собой процесс отражения всех происходящих процессов, связанных с исследованием проблемы.

К нему относятся теории, гипотезы, законы, идеализации, формализации, рефлексии, индукции, абстрагирования, классификации и дедукции.

Второй предполагает наличие специализированной практики, которая будет иметь непосредственное отношение к проблеме. К нему следует относить эксперименты, наблюдения, научные исследования, измерения.

Что происходит потом?

Как только исследование на интересную вам тему завершено, защита прошла успешно, встает вопрос о том, что делать с ним дальше.

Вариантов масса, самый простой – забыть о нем и переключиться на другую деятельность, и следует ему, к сожалению, большинство.

Меньшинство же выбирает продолжение работы по данному исследованию, на основе полученной информации создается новая гипотеза по той же самой теме, и процесс запускается заново.

Работа может также использоваться другими учеными, которые могут на основе ее анализа вывести совершенно новую теорию, связанную с объектом изучения, а затем дополнить ее и совершить важное открытие.

Например, на основе научного труда с большим количеством математических данных астрономы с помощью телескопа осматривают фрагмент звездного неба для того, чтобы открыть новую звезду или планету, и если расчеты выполнены правильно, то шанс успешного поиска увеличивается в разы.

Заключение

Логика и структура научного исследования должны четко прослеживаться на всем его протяжении, особенно это важно при работе над теми вопросами, которые имеют отношение к точным наукам – математике, физике, химии и т. д.

Если вы чувствуете, что эти два компонента у вас изрядно «хромают», можно попросить о помощи своего научного руководителя или же более опытных коллег, которые неоднократно имели дело с созданием похожих трудов и прекрасно понимают, какие именно составляющие должны в них входить.

Помните о том, что обязательно необходимо завершить свое исследование, даже если вам кажется, что оно не совсем соответствует вашим интересам.

Во-первых, вы получите опыт, необходимый для написания научных трудов в дальнейшем, во-вторых, даже если вы сомневаетесь в своих действиях, вам всегда придут на помощь более опытные коллеги.

И потом, если вы доведете дело до конца, вас будут воспринимать как человека, который держит слово, а это дорого стоит, особенно в научном мире.

Источник: https://FB.ru/article/370820/etapyi-i-struktura-nauchnogo-issledovaniya

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.