Статья за слежку за человеком

Содержание

Статьи 137 УК РФ, 152 ГК и Конституция о неприкосновенности частной жизни: охрана, наказание за вмешательство

Статья за слежку за человеком

18.07.2018

Законодатель предусмотрел понятие о частной жизни, которое включает в себя и определяет пределы возможного вмешательства в личные дела гражданина.
⇒ К незаконным действиям относится слежка, получение и использование личных фотографий и др. В исключительных случаях подобные действия могут образовывать состав преступления. Разберемся подробнее с этим вопросом.

Какие законы регламентируют защиту и неприкосновенность личной жизни

Основополагающим актом, регламентирующим данный вопрос, является Конституция РФ, а именно — статья № 23. В данной статье закреплено право, согласно которому каждый гражданин может защищать свою личную, частную и семейную жизнь. Нарушение такого закона о неприкосновенности влечет за собой наложение различных санкций, как административных, так и уголовных.

Регулированием данного вопроса занимается и гражданское законодательство. В ГК РФ указано, что собирание сведений о частной или личной жизни человека допустимо не иначе как по его согласию или же по судебному решению. В случае нарушения данной правовой нормы гражданин имеет право потребовать возмещения причиненных убытков или же компенсации морального вреда.

Самая суровая ответственность в этой сфере правоотношений содержится в уголовном кодексе РФ. Здесь речь идет о распространении данных о личной тайне гражданина без его согласия, в том числе и публичным образом.

Частная жизнь: определение

По поводу данного вопроса разные теоретики высказывают различные точки зрения.Так, например, Шершеневич утверждает, что частная жизнь, это такие стороны человеческого бытия, которые человек желает сделать недоступными для других.

Баглай же полагает, что частная жизнь — это внутренний мир человека.

В рамках правовых реалий под частной жизнью следует понимать совокупность следующих сведений:

  1. Переписка.
  2. Личное пространство.
  3. Семейная жизнь.
  4. Данные о работе, составе семьи и др.

В рамках различных правовых актов в понятие частной жизни вкладываются и другие элементы. В рамках гражданского законодательства, например, охраняется еще и честь, доброе имя и др.

Принцип неприкосновенности

Данный принцип означает, что сведения, входящие в данное понятие, не могут распространяться без разрешения гражданина.

Помимо разрешения гражданина, законным распространение будет и тогда, когда это прописано, например, в решении суда. То же самое касается и сбора информации о гражданине.

Что включает в себя право на неприкосновенность частной жизни

Право на невмешательство в семейную и иную частную жизнь личности в российской Федерации предполагает:

  1. Запрет на незаконные действия с личной информацией.
  2. Право на защиту личной и семейной тайны, доброго имени, персональных данных и др.
  3. Неприкосновенность жилого помещения, включая недопущение его незаконного изъятия и др.

Сюда относится также и врачебная тайна, тайна исповеди и др.

Защита личного пространства по закону

Личное пространство по закону защищается посредством применения санкций, предусмотренных гражданским, уголовным и административным законодательством.

Применение того или иного нормативного правового акта зависит от степени тяжести совершенного деяния. В качестве основных санкций применяются штрафы, взыскания убытков, лишение свободы, исправительные и принудительные работы.

Специфическим способом защиты личного пространства в рамках гражданского законодательства является еще и исполнение требований об устранении нарушений и опровержении порочащей информации.

Закон о праве переписки

Право на переписку, а в особенности, на сохранение ее тайны, закрепляется во многих нормативных правовых актах, среди которых можно выделить:

  1. Конституция РФ.
  2. Закон «о связи».
  3. УК РФ.
  4. ГК РФ.

Основополагающим нормативным правовым актом в данном вопросе является закон «О связи». Именно там содержится понятие, именуемое тайной связи.

Оно означает, что тайна обеспечивается как при переписке, так и при телефонных разговорах, в том числе и с использованием сети интернет. Защита и охрана граждан соблюдается операторами мобильной связи.

Нарушение такого права допускается не иначе как по решению суда.

За нарушение этого права грозит наложение крупных штрафов, размер которых определяется в зависимости от того, к административной или уголовной ответственности относится данное деяние.

Ответственность при использовании служебного положения

Нарушение права на тайну, вмешательство в личную жизнь или незаконное распространение информации о гражданах с использованием служебного положения рассматривается и наказывается в рамках уголовного кодекса.

Ответственность в данном случае может быть применена следующих видов:

  • штраф;
  • лишение свободы;
  • лишение права занимать определенные должности и др.

Размер штрафа в данной ситуации начинается от 100 тысяч рублей и до трехсот тысяч рублей.

Статья 152.2 Гражданского кодекса РФ

Посягательство или вторжение в личную жизнь лица регулируется, кроме прочего, и гражданским кодексом. В частности — данным его разделом.

Скачать статью 152.2 можно здесь. ⇐

23-я статья конституции российской федерации: наказание за нарушение

Ответственность за нарушение данной статьи конституции может быть трех видов: гражданская, уголовная или административная. Все зависит от тяжести совершенного деяния и от других обстоятельств, имеющих существенное значение. Так, например, в рамках административного кодекса налагаются штрафные санкции на граждан в размере, не превышающем трех тысяч.

В уголовном праве размер штрафа не может быть больше двухсот тысяч рублей, если не имело место использование служебного положения.

Скачать статью 23 Конституции РФ. ⇐

Статья 137 УК РФ «нарушение неприкосновенности частной жизни»

Скачать статью номер 137 можно, кликнув сюда. ⇐

Статья 137 УК РФ: комментарии к закону

Как и любое другое правонарушение, данное преступление имеет свой состав, куда входят субъекты, объекты, а также субъективные и объективные составляющие. Рассмотрим комментарии к статье.

Субъектом этого деяния может стать лицо, которому на момент преступления уже исполнилось 16 лет. Он должен быть дееспособным и полностью вменяемым. В качестве вины допускается использование лишь прямого умысла. Объектом в этом случае является конституционное право гражданина на неприкосновенность.

Что касается возможных мер наказания, то здесь все зависит от того, какой квалифицирующий признак присутствует. Допускается распространение публичным образом, с использованием служебного положения, в отношении несовершеннолетнего.

Таким образом, сбор информации или незаконная слежка означает нарушение правовой гарантии на неприкосновенность частной жизни. Такое право может быть ограничено не иначе как по постановлению суда, которое гласит, почему право подлежит ограничению и для чего это необходимо.

Статьи 137 УК РФ, 152 ГК и Конституция о неприкосновенности частной жизни: охрана, наказание за вмешательство Ссылка на основную публикацию

Источник: https://rusfz.ru/stati-137-uk-rf-152-gk-i-konstitutsiya-o-neprikosnovennosti-chastnoj-zhizni-ohrana-nakazanie-za-vmeshatelstvo

Про смартфон — цены, обзоры и реальные отзывы покупателей

Статья за слежку за человеком

1. Незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации —

наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

2. Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, —

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет.

3.

Незаконное распространение в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении, средствах массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетях информации, указывающей на личность несовершеннолетнего потерпевшего, не достигшего шестнадцатилетнего возраста, по уголовному делу, либо информации, содержащей описание полученных им в связи с преступлением физических или нравственных страданий, повлекшее причинение вреда здоровью несовершеннолетнего, или психическое расстройство несовершеннолетнего, или иные тяжкие последствия, —

наказывается штрафом в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от трех до пяти лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до шести лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до шести лет.

Мне рассказывали что за мной следили, есть ли за это статья? Это происходило больше месяца, они не только следили за мной, но и за моим поведением , отношениям к другим людям, мне страшно!

Ответы юристов ( 1 )

Варвара, добрый день!

Да, такая статья есть. Согласно ч. 1 ст. 137 Уголовного кодекса РФ:

Статья 137. Нарушение неприкосновенности частной жизни

1. Незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации —

наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

С уважением, юрист Дмитрий Иванович Челушкин

Статья 137 УК РФ. Нарушение неприкосновенности частной жизни

  • Описание
  • Раздел I. УГОЛОВНЫЙ ЗАКОН
  • Глава 1. ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  • Глава 2. ДЕЙСТВИЕ УГОЛОВНОГО ЗАКОНА ВО ВРЕМЕНИ И В ПРОСТРАНСТВЕ

Источник: https://pro-smartfon.ru/statja-za-slezhenie-za-chelovekom/

Ответственность за использование GPS трекеров и скрытых видеокамер

Статья за слежку за человеком

Наверное все уже слышали о ст. 138 УК РФ за незаконное использование шпионского оборудования. Вокруг этой статьи сейчас очень много шумихи, неразберихи и неприятия.

Целью существования данной статьи есть борьба со шпионажем и незаконное проникновение в личную жизнь. Наказанием является штраф до 200.000 рублей, или лишение свободы сроком до четырех лет. А именно статья наказывает за использование шпионских устройств.

Вы должны понимать, что законодательство не разделяет их на «любительские» или «профессиональные» так что даже за самый безобидный брелок с GPS датчиком вы можете попасть под следствие.

В этой статье мы разберемся по каким техническим характеристикам определяется шпионский гаджет или нет, какие именно устройства под запретом, и как застраховать себя от покупки такого устройства.

Технические устройства попадающие под статью 138.1 УКРФ

По ст.138.1 шпионскими можно назвать устройства которые имеют замаскированные функции видео, фотосъемки или аудиозаписи. Встроенный диктофон, с режимом слежки за объектом и прослушки.

Если GPS трекер имеет встроенный микрофон для прослушивания, то он относится к специальным техническим устройствам для негласного получения информации, и автоматически попадает под статью 138.1. Также шифровальные аппараты или ПО. Например телефон когда при прослушке звонка не слышно голос, так как он зашифрован, а слышит его только на второй линии.

Такая функция тоже считается шпионской. Устройства с функцией перехвата и регистрации информации с источников, контроля полученных и отправленных сообщений.

Отдельно стоит указать скрытые видеокамеры. Вообще под понятие “скрытое видеонаблюдение” можно отнести даже устройство изначально для этого не предназначенное. Технически разграничить скрытую видеокамеру и обычную, иногда бывает не просто.

Здесь мы имеем дело с явными признаками устройства предназначенного для скрытого монтажа. Другими словами, если видеокамеру можно легко спрятать, незаметно для окружающих, то такое устройство уже можно отнести к специальным скрытым тихническим средствам. Как раз здесь и наблюдается не совершенство статьи 138.1 УКРФ.

Понятие какой именно гаджет считать шпионским – размыто в отношении некоторых устройств.

Скрытая видеокамера

Исходя из всего вышеупомянутого, можно сказать, что шпионскими считаются предметы разработанные для негласного получения аудио или видео фото информации.

Специальные технические устройства попадающие под статью 138.1 УКРФ

  • Ручки с диктофоном или скрытой камерой, которая не видна глазу является запрещенной, так как камеру не видно и это считается вторжением в личную жизнь.
  • Брелки с мини камерой или gps маячком со встроенным микрофоном.
  • Наручные часы в том числе и детские, которые помимо GPS модуля имеют встроенную видеокамеру или микрофон.
  • GPS-трекеры автомобильные с функцией прослушивания.
  • Очки со встроенной видеокамерой.
  • Под запретом шифровальные аппараты, которые шифруют звонки, сообщения, телефоны с такой функцией шифруют звук и голос.
  • Все устройства, которые замаскированные под бытовые предметы, а на самом деле имеют скрытые функции записи, фотографии, слежки, сбора информации.

GPS трекер с микрофоном

Все эти устройства, как гласит закон являются специальными техническими средствами, с помощью которых можно получить информацию без ведома ее источника.

И как не странно, наш обычный смартфон, который есть у любого человека не является шпионским, так как смартфон большого размера и Камера у него явно видна, более того, если вы будете что-то втайне снимать на телефон, наказания вы не получите, но если эта съемка будет сниматься с помощью хотя бы ручки со встроенной камерой – наказания не избежать.

Также не стоит переживать за покупку радионянь и видеонянь, они тоже имеют большую всем заметную камеру и не считаются шпионскими.

Вы можете избежать наказания за покупку шпионских гаджетов если:

Покупая товар онлайн на сайте в технических характеристиках данного предмета и в технической документации по нему, не было написано, что объект содержит функции скрытой записи, съемки, перехватах информации, слежки, или прослушивания.

Шариковая ручка с видеокамерой

Особое внимание стоит обратить на покупки в китайских интернет-магазинах. В частности речь идет о популярном Алиэкспресс и подобных площадках. Покупая какую-либо технику в Китае, стоит обратить внимание, нет ли в технических характеристиках параметров по которым устройство подпадает под статью 138.1 УКРФ.

Если же вы хотите купить устройство которое относится к устройствам слежения и не имеет лицензии в России единственный вариант его купить – получить разрешение ФСБ.

Пожарный датчик со скрытой видеокамерой

Важно понимать, что наказание вы можете понести не только за покупку таких товаров, но и за продажу, или перепродажу. Были ситуации когда людей осуждали не только за покупку, но и за попытку продать устройство, одна девушка пыталась продать найденный на дороге gps-трекер за 2 тысячи рублей, в итоге заплатила штраф в размере 10.000 рублей.

Есть информация, что статью 138 будут дорабатывать. После случая, когда Владимир Путин узнал о курганском фермере, который купил GPS-трекер для слежки за своей коровой, сейчас это дело закрыто, а статью будут пересматривать.

Подводя итоги, могу сказать, пожалуйста, будьте бдительными при покупке таких товаров, обязательно проверяйте их на наличие в России, или получайте разрешение ФСБ.

Источник: https://bloganten.ru/ugolovnoe-nakazanie-za-ispolzovanie-gps-trekera/

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5cd03c8b7dea6f00b30de39b/otvetstvennost-za-ispolzovanie-gps-trekerov-i-skrytyh-videokamer-5f51b93c66cb31336a467224

Ольга Зайцева: Права на слежку, прослушку и их обжалование – ПОЛИТ.РУ

Статья за слежку за человеком

Россияне могут получить право обжаловать в суде разрешение на проведение в их отношении слежки и прослушивания телефонных переговоров, а также чтение их переписки и обследование жилищ до возбуждения уголовных дел. По данным газеты «Ведомости», такую поправку, в частности, предлагается включить в закон об оперативно-розыскной деятельности.

Предложение разработать поправки, адресованное Министерству внутренних дел, Министерству юстиции и Федеральной службе безопасности, содержится в докладе о мониторинге правоприменения, который правительство каждый год представляет президенту. В разработке поправок также должны участвовать Верховный суд РФ и Генеральная прокуратура.

Соответствующий документ опубликован на сайте Кремля.

Напомним, в настоящее время по закону подобные мероприятия, затрагивающие конституционные права граждан, проводятся с разрешения суда, если у правоохранителей есть сведения о готовящемся преступлении, о тех, кто его готовит, или о действиях, угрожающих безопасности страны.

Причем в определенных случаях сотрудники правоохранительных органов могут начать прослушку и слежку за гражданами, равно как и провести обыск, не дожидаясь решения суда – просто по решению собственного руководства.

Правда, при этом они обязаны получить разрешение суда на такие мероприятия в течение 48 часов с момента их проведения.

Как сообщает сайт радиостанции Bussiness FM, мысль о необходимости поправок в этом вопросе у властей появилась после решения Европейского суда по правам человека, который в 2014 году изучил российскую практику рассмотрения жалоб. Речь шла о жалобах делу Самвела Аванесяна, чей дом без объяснения причин осмотрела полиция.

Оперативно-розыскные мероприятия сотрудников полиции / mskagency.ru

ЕСПЧ признал, что тем самым были нарушены сразу две статьи Конвенции о правах человека: о праве на уважение частной жизни и о праве на эффективное средство правовой защиты внутри страны.

 Суд при этом согласился, что правоохранительные органы могут получать разрешения на негласные оперативные мероприятия без уведомления человека, в отношении которого они будут проводиться.

В то же время суд указал: если гражданин узнает о существовании такого разрешения, то должен иметь право его обжаловать.

По мнению юристов, опрошенных «Полит.

ру», если поправки такого рода будут приняты, то они не затруднят работу правоохранительных органов – фактически, они станут лишь попыткой придать действиям правоохранителей видимость большей законности.

С формальной же точки зрения правоохранительные органы до совершения определенных процессуальных действий вообще не должны иметь право прослушивать или вести слежку, равно как и читать переписку или обыскивать жилище.

Эксперты отмечают, что в правовом государстве все эти действия могут предприниматься только по решению прокурора.

Кроме того, они подчеркивают, что если факт слежки или обыска граждане, в отношении которых дела не возбуждались, еще могут заметить, то им фактически неоткуда узнать, не прослушивают ли их телефонные разговоры и не читают ли переписку.

Таким образом, заключают эксперты, получается, что воспользоваться своим правом на обжалование этих действий они на деле не могут.

«Сейчас узнать об оперативно-розыскных мероприятиях может один человек из миллиона, информация об их проведении засекречена», – подтвердил «Ведомостям» председатель Московского профсоюза полиции Михаил Пашкин.

Прокомментировать для «Полит.ру» подробнее идею с поправками в закон об оперативно-розыскной деятельности согласился председатель Межрегионального третейского суда Москвы и Московской области Олег Сухов. По его мнению, право на обжалование подобных действий гражданам России в самом деле нужно, однако налицо проблема, которая не может не возникнуть с реализацией этого права.

«С одной стороны, у граждан действительно должно быть право обжаловать оперативно-розыскные мероприятия, проведенные до возбуждения уголовного дела. С другой стороны, возникнет проблема с реализацией такого права – большинство оперативно-розыскных мероприятий носит негласный характер, поэтому подавляющее большинство лиц не узнают об осуществляемых в отношении них мероприятиях.

Игрушечная фигурка с биноклем / pixabay.com

Тем не менее, граждане, которые смогут воспользоваться этим правом, получат важную возможность избежать использования результатов оперативно-розыскных мероприятий в суде.

Пока неясно, смогут ли граждане запрашивать информацию о проведении в отношении них ОРМ – ведь в таком случае упадет эффективность оперативно-розыскной деятельности. Словом, в целом это изменения необходимые, но механизм обжалования в таком виде будет редко применяться на практике», – пояснил Олег Сухов.  

На разработку поправок в закон «Об оперативно-розыскной деятельности» отводится 12 месяцев: в октябре 2018 они должны быть представлены кабинету министров. Вносить новую инициативу в Госдуму предполагается не позднее декабря 2018 года.

Источник: https://polit.ru/article/2017/11/02/orm/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.