Статья за политические преступления

Политические преступления

Статья за политические преступления

Один из классиков философской мысли – древнегреческий философ Аристотель, чьи воззрения на саму сущностную основу политической организации, пройдя сквозь толщу времени, дожили и до наших дней, проводил классификацию политических преступлений на две группы по основанию преследуемых политическими преступниками целей, полярных друг другу и определяемых как усиление или ослабление государства. Он утверждал, что основная цель государственного переворота заключается в усилении или же ослаблении государственного строя.

Тенденциозное проявление политической преступности прослеживается на протяжении довольно долгого периода существования Российского государства и затрагивает сразу несколько исторических периодов, беря своё начало ещё со времён царской России и проявляясь впоследствии уже в СССР.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Трансформация политической преступности в определённых формах и видах происходит и сегодня. Несмотря на широкую распространённость, криминологический аспект данного вида преступности действующим уголовным законодательством РФ не рассматривается.

Общественная опасность, исходящая от политических преступлений, должной оценке также не подвергается.

Вместе с тем, динамика развития политической преступности на протяжении нескольких исторических периодов свидетельствует о многократном превосходстве вреда от неё, по сравнению с общеуголовной и иной преступностью, в большей степени изученных с криминологической точки зрения.

Впервые попытки осмыслить особенности и характеристики политической преступности через призму криминологического видения преступного поведения предприниматься уже после распада Союза, с началом «лихих девяностых».

На современном этапе проблема ответственности за политические преступления продолжает оставаться весьма актуальной, несмотря на то, что общее количество подобных деяний может показаться незначительным.

В связи с большой общественной опасностью политических преступлений, меры, направленные на их противодействие, выступают одним из важнейших сфер деятельности правоохранительных органов.

Применяемое уголовное законодательство, которое устанавливает ответственность за указанные преступления, имеет огромное предупредительное и политическое значение.

Определение 1

Политическая преступность представляет собой злоупотребления со стороны представителей власти, которые оказывают влияние на политические настроения в обществе или расстановку политических сил в стране.

Это организация террористических актов, заказных убийств или иных насильственных посягательств против политических противников.

Наиболее опасным проявлением политической преступности для общества стоит обозначить сращивание государственного аппарата и организованной преступности.

Личность политического преступника

Политический преступник обладает следующими особенностями личности:

  • ему свойственно открыто выражать свои намерения относительно совершения политического преступления, он способен на публичные признания, в то время как преступник общеуголовный, чаще всего, скрыто готовит совершение преступления и как следствие отрицает свое участие в совершенном преступлении;
  • политическим преступником оспаривается легитимность норм, которые были им нарушены, тогда как обычным преступником это признается в принципе;
  • целью совершения политического преступления является изменение установленных в обществе и государстве правовых и моральных норм, что полностью отсутствует при совершении преступления обычным преступником;
  • действия политического преступника являются бескорыстными, чего нельзя сказать об обычном преступнике, преследующем эгоистические интересы.

Замечание 1

В качестве главного и обязательного признака политического преступника выступает политическая мотивация его преступной деятельности.

Виды политических преступлений

С позиции уголовного права к политическим преступлениям стоит относить, в первую очередь, насильственные преступления против общественного строя, такие как:

  • посягательство на жизнь общественного или государственного деятеля, совершенное с целью прекратить его государственную или иную политическую деятельность (ст. 277);
  • насильственное удержание или насильственный захват власти в нарушение Конституции РФ, направленное на насильственное изменение конституционного строя РФ (ст. 278);
  • вооруженный мятеж в целях свержения или насильственного изменения конституционного строя РФ (ст. 278);
  • публичные призывы к насильственному захвату власти, насильственному удержанию власти или насильственному изменению конституционного строя РФ (ст. 280).

Таким образом, политические преступления можно условно разделить на три вида:

  1. преступления, которые совершаются отдельными группировками или лицами по политическим мотивам, направленные против действий легального конституционного строя (государства) или его законных представителей;
  2. преступления, которые совершают отдельные лица или группы лиц, имея политические мотивы, против имеющихся политических конкурентов. В данном случае стоит говорить о насильственном захвате власти или ее удержании, насильственном изменении конституционного строя, публичном призыве к таким преступлениям, а также имеет место государственная измена и другие деяния, предусмотренные главой 29 УК РФ;
  3. преступления, которые совершает правящая группировка тоталитарного режима, преследуя собственные политические цели, направленные против народа, конкретных лиц и политических партий. Здесь речь идет о тоталитарном режиме, как разновидности политического режима.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/ponyatie_prestupleniya/politicheskie_prestupleniya/

Преступления против политических прав и свобод | Студент-Сервис

Статья за политические преступления

1. Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина (ст. 136 УК)

2. Воспрепятствование осуществлению избирательных прав либо работе избирательных комиссий (ст. 141 УК)

3. Нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, деятельности инициативной группы по проведению референдума, другой группы участников референдума (ст. 141.1 УК)

4. Фальсификация избирательных документов, документов референдума (ст. 142 УК)

5. Фальсификация итогов ания (ст. 142.1 УК)

6. Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов (ст. 144 УК)

7. Воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования либо участию в них (ст. 149 УК)

1. Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина (ст. 136 УК)

Конституция РФ (ч. 2 ст. 19) не разрешает «любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой либо религиозной принадлежности».Потерпевшими от правонарушения, определенного ст.

136, могут быть как граждане РФ, иностранные граждане, так и лица без гражданства.Объективная сторона противозаконного деяния имеет место в дискриминации, иными словами, в нарушении прав, свобод и легитимных интересов человека и гражданина.

Дискриминация действует в зависимости от:

  • пола;
  • расы;
  • национальности;
  • языка;
  • происхождения;
  • имущественного положения;
  • должностного положения;
  • места жительства;
  • отношения к религии;
  • убеждений;
  • принадлежности к объединениям общества;
  • принадлежности к каким-либо социальным группам.

Состав преступления – формальный.
Субъективная сторона понимается умышленной формой вины. Вид умысла – прямой.
Субъект – общий (адекватное лицо, достигшее 16 лет).

Совершение дискриминации лицом с применением своего служебного положения образует квалифицированную структуру правонарушения (ч. 2 ст. 136).
Субъект данного преступления – специальный.

2. Воспрепятствование осуществлению избирательных прав либо работе избирательных комиссий (ст. 141 УК).

Это имеет место в ч. 3 ст. 3 Конституции РФ, свободные выборы и референдум являются «высшим непосредственным выражением власти народа».
Объективная сторона основной структуры (ч. 1 ст. 141) делится на 2 формы, заключающиеся:

  • в нарушении тайны ания либо в воспрепятствовании:
  • свободному применению гражданином своих селективных прав либо права на участие в референдуме;
  • работе селективных комиссий, комиссий референдума;
  • действий участников селективной комиссии, комиссии референдума, связанной с выполнением им своих обязанностей.

Квалифицированная состав (ч. 2 ст.

141) образуют те же деяния:соединенные с подкупом, обманом, принуждением, применением наслибоя либо с угрозой его применения;совершенные лицом с использованием своего служебного положения;совершенные группой лиц по предварительному сговору либо организованной группой.

Объективную сторону особо квалифицированной структуры, предусмотренной ч. 3 ст. 141, составляют:

  • вмешательство с использованием служебного положения в осуществление избирательной комиссией, комиссией референдума ее полномочий с целью повлиять на ее решения, а именно требование либо указание должностного лица:
  • по вопросам регистрации кандидатов, списков кандидатов, селективных блоков, подсчета избирателей, участников референдума; по иным вопросам, относящимся к исключительной компетенции избирательной комиссии, комиссии референдума;
  • противоправное вмешательство в работу Государственной автоматизированной системы РФ «Выборы».

Состав преступления – формальный.
Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Это имеет место быть.

Так, при этом вмешательство в осуществление избирательной комиссией, комиссией референдума ее полномочий (ч. 3 ст. 141) осуществляется с целью повлиять на ее решения.

Субъект – общий, кроме случаев совершения преступления с использованием своего служебного либо должностного положения.

3. Нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, деятельности инициативной группы по проведению референдума, другой группы участников референдума (ст. 141.1 УК)

Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 141.1, имеет место:

  • в оказании в крупных размерах финансовой (материальной) поддержки:
  • в селективной кампании кандидата, избирательного объединения, избирательного блока помимо средств избирательного фонда для осуществления ими своей избирательной кампании;
  • деятельности инициативной группы по проведению референдума, другой группы участников референдума помимо средств фонда референдума для осуществления ими деятельности, направленной на выдвижение инициативы проведения референдума, получение определенного итога на референдуме;
  • во внесении в крупных размерах через подставных лиц пожертвований в избирательный фонд, фонд референдума.

Крупным размером, согласно примечанию к ст. 141.

1, считается размер суммы денег, стоимость имущества либо выгод имущественного характера, которые превышают 1/10 предельной суммы всех расходов средств избирательного фонда соответственно кандидата, избирательного объединения, главнейшего избирательного блока, фонда референдума, установленной законодательством о выборах и референдумах на момент совершения рассматриваемого деяния, но при этом составляют не менее 1 млн. руб.
Преступление имеет формальный состав.
Способами совершения данного преступления служат:

Не нашли что искали?

Преподаватели спешат на помощь

  • изготовление и (либо) распространение агитационных материалов, не оплаченных из избирательного фонда либо фонда референдума либонеоплаченных из этих фондов по неверно заниженным расценкам;
  • оплата изготовления и (либо) распространение таких агитационных материалов;
  • передача денежных средств, материальных ценностей на безвозмездной основе либо по необоснованно заниженным расценкам кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку либо члену, уполномоченному представителю инициативной группы по проведению референдума, другой группы участников референдума.

Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 141.1, заключается в:

  • использовании в крупных размерах помимо средств соответствующего избирательного фонда финансовой (материальной) поддержки;
  • расходовании в крупных размерах пожертвований, запрещенных законодательством о выборах и референдумах и перечисленных на специальный избирательный счет, специальный счет референдума.

Состав преступления – формальный.
Субъективная сторона характеризуется, главным образом, прямым умыслом.
Субъектом преступления, предусмотренного ч.

1 ст. 141.1, может быть любое адекватное лицо, достигшее 16 лет.
Субъектом предусмотренного ч. 2 ст. 141.

1 использования средств финансовой (материальной) поддержки государства являются:

  • кандидат;
  • уполномоченный представитель по финансовым вопросам кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, инициативной группы по проведению референдума либо другой группы участников референдума.

4. Фальсификация избирательных документов, документов референдума (ст. 142 УК)

Объективная сторона опасного преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 142, заключается в фальсификации селективных документов и документов референдума.
Состав преступления – формальный.
Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.
Субъект преступления – специальный. Им могут быть:

  • член избирательной комиссии, комиссии референдума;
  • уполномоченный представитель избирательного объединения, избирательного блока, группы избирателей, инициативной группы по проведению референдума, другой группы участников референдума;
  • кандидат либо уполномоченный кандидатом представитель.

Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 142, состоит в:

  • подделке подписей избирателей, участников референдума в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением, избирательного блока, инициативы проведения референдума;
  • заверении заведомо поддельных подписей (подписных листов).

Указанные действия наказуемы при условии, что они:

  • совершены группой лиц по предварительному сговору либо организованной группой;
  • соединены с подкупом, принуждением, применением насилия либо угрозой его применения, а также с уничтожением имущества либо угрозой его уничтожения;
  • повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан либо организаций либо охраняемых интересов общества либо государства.

Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 142, заключается в незаконном:

  • изготовлении;
  • хранении либо перевозке незаконно изготовленных избирательных бюллетеней, бюллетеней для ания на референдуме.

Состав преступления – формальный.
Субъективная сторона преступлений, предусмотренных ч. 2 и ч. 3 ст. 142, характеризуется прямым умыслом.
Субъект – адекватное лицо, достигшее 16 лет.

5. Фальсификация итогов ания (ст. 142.1 УК)

Объективная сторона состоит в совершении следующих деяний:

  • включение неучтенных бюллетеней в число бюллетеней, использованных при ании;
  • представление заведомо неверных сведений об избирателях, участниках референдума;
  • заведомо неправильное составление списков избирателей, участников референдума, выражающееся во включении в них лиц, не обладающих активным избирательным правом, правом на участие в референдуме, либо вымышленных лиц;
  • фальсификация подписей избирателей, участников референдума в списках избирателей, участников референдума;
  • замена действительных бюллетеней с отметками избирателей, участников референдума;
  • порча бюллетеней, приводящая к невозможности определить волеизъявление избирателей, участников референдума;
  • незаконное уничтожение бюллетеней;
  • заведомо неправильный подсчет избирателей, участников референдума;
  • подписание членами избирательной комиссии, комиссии референдума протокола об итогах ания до подсчета либо установления итогов ания;
  • заведомо неверное составление протокола об итогах ания;
  • незаконное внесение в протокол об итогах ания изменений после его заполнения;
  • заведомо неправильное установление итогов ания, определение результатов выборов, референдума.

Состав преступления – формальный.
Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.
Субъект преступления специальный – лицо, участвующее в подсчете , в подведении итогов ания.

6. Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов (ст. 144 УК)

Часть 5 ст. 29 Конституции РФ гарантирует свободу массовой информации и запрещает цензуру.Объективная сторона преступления, предусмотренного ст.

144, выражается в воспрепятствовании законной профессиональной деятельности журналистов. Способ воспрепятствования – принуждение журналистов к распространению либо к отказу от распространения информации.

Состав преступления – формальный.

Субъективная сторона – прямой умысел.
Субъект преступления – общий (адекватное лицо, достигшее 16 лет).Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, образует квалифицированный состав (ч. 2 ст. 144).

Субъект данного преступления – специальный.

7. Воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования либо участию в них (ст. 149 УК)

Согласно ст. 31 Конституции РФ, граждане РФ имеют право “собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование”.
Объективную сторону преступления, предусмотренного ст. 149, образуют следующие деяния:

  • незаконное воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования либо участию в них;
  • принуждение к участию в них.

Уголовная ответственность за указанные деяния наступает, если они совершены:

  • должностным лицом с использованием своего служебного положения;
  • с применением насилия либо с угрозой его применения.

Состав преступления – формальный.
Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.
Субъект преступления закон определяет альтернативно: либо общий (адекватное лицо, достигшее 16 лет), либо специальный (должностное лицо).

Источник: https://student-servis.ru/spravochnik/prestupleniya-protiv-politicheskih-prav-i-svobod/

Экстремизм: понятие, виды, ответственность

Статья за политические преступления

Экстремизм: понятие, виды, ответственность

Экстремистская деятельность создает реальную угрозу жизнедеятельности государства, посягает на конституционные права и свободы граждан России, общественную безопасность и общественный порядок.

(2)          Исходя из степени общественной опасности проявлений экстремизма, в 2002 году был принят Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» (№114-ФЗ от 25.07.

2002), а также внесены соответствующие изменения и дополнения в Уголовный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, предусматривающие ответственность за противоправные действия экстремистского характера.

Законом «О полиции» противодействие экстремистской деятельности отнесено к компетенции полиции.

С момента начала системной борьбы с экстремизмом, он в значительной степени эволюционировал от редких, по большей части хулиганских проявлений, к массовым противоправным акциям, взрывам, поджогам, убийствам, иным тяжким преступлениям, а единичные субъекты экстремистской деятельности сменились экстремистскими сообществами, вовлекающими в свою деятельность значительное количество лиц, в первую очередь из числа молодежи.

(3)          Экстремизм (от лат. «крайний») – приверженность крайним взглядам, мерам. Как правило, выражается в применении силы, агрессии, бандитизме, терроризме, разжигании розни и т.д.

В сущности, экстремизм является идеологически мотивированным деянием, направленным на достижение конкретной цели в виде посягательства на конституционные основы государственного строя, общественную безопасность или интересы общества, публично совершенное общеопасным способом.

(4)          За совершение экстремистских действий законодательством Российской Федерации предусмотрена юридическая ответственность.

                Кодекс об административных правонарушениях предусматривает следующие основные правонарушения:

Статья 20.3 КоАП РФ Пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами;

Статья 20.29 КоАП РФ Производство и распространение экстремистских материалов;

Статья 20.3.1 КоАП РФ Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства.

(5)          Ответственность за данные правонарушения экстремистского характера предусматривается в виде штрафов в размере до 20 000 рублей для граждан (для юридических лиц – до 1 млн), а также обязательных работ на срок до 100 часов и административного ареста до 15 суток.

(6)          Уголовный кодексРоссийской Федерации включает в себя следующие основные составы экстремистских преступлений:

Статья 280 УК РФ Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности;

Статья 282 УК РФ Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства;

Статья 282.1 УК РФ Организация экстремистского сообщества;

Статья 282.2 УК РФ Организация деятельности экстремистской организации;

Статья 282.3 УК РФ Финансирование экстремистской деятельности.

(7)          За данные преступления экстремистской направленности Уголовным кодексом Российской Федерации, предусмотрены наказания в виде штрафов до 800 тысяч рублей, обязательных работ до 480 часов, ограничение свободы до 2 лет, принудительные работы до 5 лет, лишение свободы до 15 лет.

(8)          Из-за отсутствия четкого определения явления «экстремизм» существу­ет большое количество видов экстремизма, которые выделяются в зависимости от различных критериев (направленность, мотив, цель и т.п.). Основные виды экстремизма, выделяемые по направленности – это религиозный и национальный экстремизм. В зависимости от цели (мотива) экстремистской деятельности выделяют такжеполитический экстремизм.

(9)          Религиозный экстремизм проявляется в нетерпимости к предста­вителям других конфессий или жестком противоборстве в рамках одной конфессии.

(10)        Национальный экстремизм проявляется в сфере межнациональных отношений – в разжигании ненависти между нациями и народностями, в региональных войнах, вооруженных конфликтах, акциях геноцида, выступает с позиции защиты «своей нации», ее прав и интересов, отвергая подобные права других национальных и этнических групп.

(11)        Политический экстремизм – использование радикальных форм и методов борьбы с действующей властью, достижение политических целей крайними методами, вплоть до террористических актов.

                Как уже было отмечено, экстремизм сегодня приобретает все более организованные формы, в частности выражаясь в деятельности экстремистских организаций.

(12)        Экстремистская организация – общественное или религиозное объединение либо иная организация, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности.

                Список организаций, деятельность которых запрещена на территории РФ в связи осуществлением экстремистской деятельности, постоянно обновляется и публикуется на официальном сайте Минюста РФ.

По направленности политической идеологии можно условно выделить «левый» и «правый» экстремизм.

(13)        «Левый» экстремизм заимствует идеи революционизма, анар­хизма, объявляет себя наиболее последовательным выразителем и защитником трудящихся масс, всех обездоленных, неимущих.

Объ­ектами их критики выступают социальное неравенство, подавление личности, эксплуатация, бюрократизация в обществе.

Устранить эти явления они готовы любыми средствами, вплоть до вооруженных восстаний и мятежей.

                Целью является – бескомпромиссная борьба за мировую революцию (подобные организации присутствуют практически во всех странах, например, «Фракция Красной армии» в Германии, «Красные бригады» в Ита­лии, «Революционная армия» в США, «Красная армия» в Японии). Часть «левых» экстремистских организаций находится на нелегальном положении, ведет партизан­скую войну, совершает террористические акты, захват заложников.

(14)        Близко к «левым» примыкают анархисты и антифашисты.

Современные антифашисты в России представлены как автономными группами, члены которых могут иметь разные политические взгляды, начиная от левых социал-демократов и заканчивая ультралевыми марксистами и анархистами, так и общественными движениями и организациями (Молодёжное правозащитное движение, Сеть против расизма и нетерпимости, Международное общество «Мемориал», «Комитет 19 января»), разделяющими антифашистские идеи.

 (15)       «Правые» экстремисты (фашистские, неофашистские, ультрапра­вые, националистические, расистские движения) критикуют современное общество за «отсутствие порядка», «господство плуто­кратии», «упадок нравов», эгоизм, потребительство и др. Ультраправые экстремисты часто используются для борьбы с прогрессивными общественными организациями и политическими деятелями. Мно­гие из них действуют под прикрытием государства («Лига защиты евреев» в США, «Правый сектор» в Украине и др.).

(16)        Вкачестве отдельного вида экстремизма можно выделить молодежный экстремизмвзгляды и тип поведения молодых людей, основанные на культивировании принципа силы, агрессии в отношении окружающих, вплоть до насилия и убийства.

                Молодежный экстремизм отличается от взрослого меньшей организованностью, стихийностью, отсутствием четкой идеологической основы.

Действия молодых экстремистов более жестоки, так как в силу своего возраста они не боятся смерти, тюрьмы, физических травм.

Молодежный экстремизм как массовое явление последнего десятилетия выражается в пренебрежении к действующим в обществе правилам и нормам поведения.

                Первым шагом на пути к членству в молодежной экстремистской организации зачастую становится вовлечение в асоциальные неформальные молодежные субкультуры (например, футбольные фанаты, сатанисты). Конечно, не все субкультуры оказывают негативное воздействие на личность подростка.

Также зачастую для молодежного экстремизма характерно совершение преступлений и правонарушений в сети Интернет.

(17)        Экстремистские материалы – предназначенные для обнародования документы, либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности, либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство, либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.

Информационные материалы признаются экстремистскими федеральным судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов, на основании представления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому или уголовному делу.

Копия вступившего в законную силу судебного решения о признании информационных материалов экстремистскими направляется Министерство юстиции России.

Федеральный список экстремистских материалов подлежит размещению в международной компьютерной сети “Интернет” на официальном сайте Минюста РФ.

Нужно проявлять внимание и критически относиться к тому, что вы хотите разместить на своей странице в социальной сети, это касается и текстов, и аудиозаписей, и видеоматериалов и даже комментариев. Нужно иметь в виду, что ваша деятельность в сети Интернет отслеживается сотрудниками правоохранительных органов.

Источник: https://45.xn--b1aew.xn--p1ai/document/19145617

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.