Статья превышение должностных полномочий ук рф наказание

Содержание

Ответственность за превышение должностных полномочий: состав и квалифицирующие признаки, мера наказания по УК РФ и применение штрафных санкций

Статья превышение должностных полномочий ук рф наказание

Превышение должностных полномочий, результатом которого стало значительное ущемление прав и интересов физических или юрлиц, государства или общества, входит в группу преступлений, представляющих особую опасность. В Уголовном кодексе действует специальная статья, предусматривающая ответственность за него. Приговоры по ст. 286 УК РФ различаются в зависимости от наличия отягчающих обстоятельств. Рассмотрим норму подробно.

Основной состав

Превышение должностных полномочий – осуществление действий, выходящих за пределы компетенции субъекта. Если их результатом стало значительное нарушение интересов государства, организаций или граждан, виновному грозит наказание. Его устанавливает ст. 286 ч. 1 УК РФ. Виновному может вменяться денежное взыскание. Его размер – до 80 тыс. р.

или сумма доходов (зарплаты в том числе) виновного за полгода. Осужденному может быть запрещено вести какую-либо деятельность на протяжении 5 лет (конкретный вид устанавливает суд). На такой же срок может вменяться запрет занимать какой-либо пост. В качестве наказания ст. 286, ч. 1 УК РФ устанавливает также до 4-х лет принудительных работ, арест на 4-6 мес., тюремное заключение до 4-х лет.

Отягчающие обстоятельства

Указанные выше деяния могут совершаться лицом, которое находится на госслужбе федерального или регионального уровня, а также главой территориального (муниципального) органа управления. В этом случае ответственность вменяется по части второй ст. 286 УК РФ. Она может быть в виде:

  1. Штрафа в 100-300 тыс. р. или равного доходу лица за 1-2 г.
  2. Принудительных работ до 5 л.
  3. Тюремного заключения до 7 л.

Последние два наказания могут сопровождаться запретом суда на ведение какой-либо деятельности либо замещение должностей в течение трех лет.

Особо квалифицирующий состав

Приведенные выше деяния могут также совершаться с:

  1. Применением насилия или при выражении такой угрозы.
  2. Использованием оружия, спецсредств.
  3. Причинением последствий тяжкого типа.

В этих случаях субъект будет привлечен к ответственности по ст. 286, ч. 3 УК РФ. Она предусматривает тюремное заключение на 3-10 лет. Дополнительно может вменяться запрет на осуществление конкретной деятельности или пребывание на определенном посту в течение 3-х лет. Их виды устанавливает суд.

Ст. 286 УК РФ с ми

Рассматриваемая норма, в отличие от статьи 285, предусматривающей наказание за бездействия/действия лица в рамках компетенции вопреки служебным интересам, охватывает активные поведенческие акты, выходящие за ее пределы. Ответственность по положениям ст. 286 УК РФ наступает, если они вызвали существенное ущемление интересов и прав организаций, государства, граждан. При этом виновный понимал, что действует за рамками компетенции.

Объективная часть

Ст. 286 УК РФ (в новой редакции) устанавливает ответственность за действия:

  1. Совершение которых относится к компетенции иного служащего. При этом последний может быть как вышестоящим, так и равным по статусу лицом.
  2. Совершенные при наличии определенных обстоятельств, предусмотренных в законе или ином нормативном документе. К примеру, виновный применил оружие против несовершеннолетнего, притом что поведение подростка не представляло угрозы для жизни окружающих.
  3. Совершенные гражданином единолично. При этом существовала необходимость коллегиального их выполнения или согласования их осуществления с другими лицами или органами.
  4. Которые никто не вправе совершать ни при каких условиях. К примеру, преступление может выражаться в нанесении задержанному или находящемуся под стражей лицу побоев, причинение ущерба здоровью.

Определение пределов компетенции

При квалификации деяния по ст. 286 УК РФ необходимо выяснить, были ли осуществлены лицом действия, выходящие за пределы его обязанностей и прав. Соответственно, следует определить их объем. Служебная компетенция закрепляется в разных нормативных актах. Это может быть закон, распоряжение, должностная инструкция, постановление, трудовой договор, приказ и так далее.

Явность нарушения пределов

Очевидный выход за рамки компетенции относится к оценочным понятиям. Явность нарушения устанавливается относительно конкретных обстоятельств события. При этом о ней необходимо говорить, когда превышение полномочий носит бесспорный, очевидный характер.

Некоторые разъяснения даются по этому вопросу в Постановлении Пленума ВС №19 от 16 окт. 2009 г. В п. 22 этого акта отмечается, в частности, что при разбирательстве дела следует выяснить, какие нормативные акты устанавливают обязанности и права субъекта.

При этом они приводятся в приговоре, где указывается, какие именно пределы были нарушены, со ссылкой на юридические акты.

Субъективная часть

Деяние, охватываемое ст. 286 УК РФ, характеризуется наличием вины в форме косвенного или прямого умысла. Нарушитель может руководствоваться разными мотивами. Это может быть карьеризм, корысть, месть. В любом случае при квалификации деяния они значения не имеют. Субъект в этом составе специальный – служащий (должностное лицо).

Ужесточение ответственности

Особую общественную опасность представляют деяния, наказания за которые установлены ст. 286, ч. 3 УК РФ. В этой части присутствует несколько пунктов. Первым установлена ответственность за преступление, сопряженное с применением насилия или угрозами его использования.

Речь в данном случае о нанесении физического вреда пострадавшему. Состав преступления при этом охватывает причинение побоев, умышленный легкий или среднетяжелый вред здоровью, истязания. Деяние субъекта может квалифицироваться по совокупности статей.

К примеру, превышение полномочий, сопряженное с убийством, может повлечь ответственность по ст. 286 и 105 УК. Угроза насильственных действий должна быть реальной. Это означает, что у пострадавшего должны быть основания для опасения ее фактической реализации.

Угроза причинения вреда (тяжкого) или убийства охватывается рассматриваемой нормой. Дополнительная квалификация по ст. 119 не осуществляется.

Применение спецсредств

Оно предполагает фактическое использование различных предметов, способных причинить вред здоровью. Например, это может быть удар дубинкой, выстрел и пр. Применение спецсредств — это не только физическое, но также психическое влияние на потерпевшего.

Оно может выражаться в ударе дубинкой рядом с рукой субъекта, выстреле мимо, но в непосредственной близости от потерпевшего, если угроза попадания воспринимается пострадавшим как реальная.

Если виновный только демонстрирует спецсредство или оружие, что не представляет серьезной угрозы для другого гражданина, поведение виновного при наличии оснований квалифицируется по п. «а» части 3 рассматриваемой нормы.

Для вменения наказания необходимо, кроме прочего, установить, что применение оружия либо других спецсредств осуществлялось вопреки установленным пределам, условиям их использования.

Тяжкие последствия

Их понятие считается оценочным. Тяжесть последствий определяется в соответствии с конкретными обстоятельствами события.

К данной категории можно отнести, например, крупные аварии, продолжительную остановку производственного процесса или транспортного движения, нарушение деятельности предприятия, причинение существенного материального вреда, смерть по неосторожности, покушение на самоубийство или суицид потерпевшего и пр.

Причинение ущерба здоровью тяжкого характера также является таким последствием. При этом дополнительная квалификация по ст. 111 не осуществляется, если наказание за нанесенный ущерб здоровью охватывается частями 1 или 2 этой нормы. В иных случаях ответственность наступает по совокупности статей.

Дополнительно

Если превышение полномочий служащим было сопряжено с убийством, совершенным умышленно, деяние необходимо квалифицировать по совокупности статей. В частности, ответственность наступает по ч. 3 рассматриваемой нормы, а также по ст. 105 (в соответствующей части).

При причинении служащим среднетяжелого или тяжкого вреда, а также смерти пострадавшему при превышении пределов, установленных для необходимой обороны, либо мер, которые требуются для задержания гражданина, совершившего преступление, поведение охватывается статьями 108 или 114 соответственно.

Дополнительная квалификация по рассматриваемой норме не осуществляется.

Заключение

Превышение полномочий служащими относительно недавно являлось достаточно распространенной практикой. Однако после реформы правоохранительных органов такая тенденция постепенно начала сходить на нет. Безусловно, данное преступление несет в себе серьезную опасность для общества, государства, населения.

Виновные в нем должны привлекаться к ответственности по всей строгости законодательства. Их действия подрывают репутацию государственных, региональных и муниципальных органов, дискредитируют власть в глазах населения. Между тем у данного преступления существует срок давности. Ст. 286 УК РФ действует в отношении лица по части первой – 6, второй – 10, третьей – 15 лет.

По окончании установленных периодов привлечь виновных к ответственности нельзя.

Источник:

Превышение должностных полномочий чем грозит — статья

О том, что должностные лица нередко злоупотребляют своими полномочиями, известно многим и не понаслышке.

Однако далеко не все знают, что подобные деяния ответственных субъектов несут за собой административную, а порой и уголовную ответственность.

Так куда жаловаться, если произошло подобное преступление, как его трактует закон и какое наказание оно влечет за собой – на эти другие вопросы ответит данная статья.

Превышение должностных полномочий – состав преступления

Состав преступления по деяниям, связанным с превышением обязанностей по работе, определен в Уголовном Кодексе РФ в статье 286. В частности, в пункте первом говориться о таких действиях ответственных субъектов, которые выходят за рамки их полномочий и влекут за собой существенное нарушение прав и свобод других граждан.

В пункте втором ст. 286 УК РФ разъясняется состав деяния, совершенного должностным лицом, находящимся на федеральной государственной службе либо во главе местного муниципалитета.

Третий пункт предусматривает уголовное наказание лиц, которые будучи ответственными служащими, совершили умышленные деяния по превышению своих обязанностей с применением оружия, насилия, угрозы вреда здоровью, а также с причинением тяжких последствий.

Превышение должностных полномочий статья 286 УК РФ с ми

Источник: https://ukproton.ru/huliganstvo/otvetstvennost-za-prevyshenie-dolzhnostnyh-polnomochij-mera-nakazaniya-po-uk-rf.html

В чем проявляется превышение должностных обязанностей

Статья превышение должностных полномочий ук рф наказание

Прежде, чем рассматривать вопрос превышения должностных полномочий, необходимо прояснить правовую базу, в соответствии с которой обеспечивается данное регулирование трудовых взаимоотношений, и определить сами термины, которые используются в этом аспекте. Так, под превышением полномочий в целом подразумевается выполнение действий, которые явно не входят в перечень служебных или должностных задач.

Критерий явности требует, чтобы лицо осознавало незаконность своих действий при совершении превышения полномочий. В противном случае, если полномочия определены нечетко, или не были в полной мере донесены до сотрудника, подобные действия не могут считаться превышением.

Большое значение в контексте рассмотрения превышения полномочий как неправомерного деяния также имеет статус совершившего этот проступок лица.

Законодательство предусматривает строгое разграничение возможной ответственности за превышение служебных полномочий между госслужащими и сотрудниками частных субъектов хозяйствования, вплоть до невозможности привлечения последних к отдельным видам ответственности.

Статья 286 УК РФ «Превышение должностных полномочий»

В указанном параграфе УК содержится описание проступка и наказания за него. В частности, статья 286 УК РФ содержит разделение должностных лиц в части актов, наделяющих их властными функциями. Превышение должностных полномочий могут совершать должностные лица:

  • предприятий, компаний, выполняющие обязанности в рамках гражданского или специального права;
  • госслужащие и служащие муниципальных образований.

Указанная статья характеризует действия виноватого, выражающиеся в нарушении рамок локального или законодательного акта, наделяющего его властью. О превышении должностных полномочий можно говорить, если чиновник принял решение:

  • не входящее в его компетенцию;
  • право на которое правоустанавливающим актом отнесено в полномочия:
    • иного должностного лица;
    • коллегиального органа.

Кроме того, в рамках уголовного производства рассматриваются проступки, наносящие ущерб одному из субъектов правоотношений:

  • гражданину;
  • государству;
  • обществу;
  • организации.

Например, превышением полномочий суд сочтет подписание распорядительного документа о выделении бюджетных средств специалистом госучреждения.

Право на таковое действие есть у руководителя и его заместителя (не всегда).

Траты средств на основании указаний обычного сотрудника – это нарушение законодательства, если в должностной инструкции чиновника не содержится пункт о соответствующих полномочиях.

О чем предупреждают статьи УК РФ

На основании прежнего исторического периода нормативы законов не предусматривали различий в уровне угроз, поступающих для общества от властных злоупотреблений и увеличением компетенции руководителем организации, их халатности к своим обязанностям, бездействием начальства. Такая квалификация проступков влияла на уровень наказания.

На практике абстрактность в описании проступка, без наличия четкой фактичности в критериях, позволяет широкую предельность в рассматриваемых делах  судебными органами.

Возникают противоречия в законных принципах, поэтому исключены из законов многие не соответствующие формулировки.

Отсюда 286 статьей УК РФ осуществление увеличения своих прав на данной гражданину должности рассматривается субъективные мероприятия, выходящие из рамок представленной данной компетенцией.

Поведение считается неправомерным по отношению предприятий, людей, общественности и страны.

В 1 части этой статьи говорится, что виновный будет осужден:

  • на 4 года с тюремным заключением
  • подвержен штрафным санкциям в размерах, зависящих от совершенного деяния, это может быть одна зарплата или 80 тыс. руб.
  • принудительным работам
  • потерей права занимать руководящие посты в пределах 5 лет
  • лишением свободы на 6 мес.

Этими мерами наказывают по основному преступному составу, 286 статья УК предусматривает своей 2 частью и предупреждает о существовании отягчающих признаков, которые могут усугубить судебное решение. Эта часть статьи предназначена для власть имущих, находящихся на службе в госорганах. К ним относятся властные структуры на федеральном, региональном, местном уровне.

Жесткость приговоров для этих лиц, нарушивших закон, увеличена, виновные будут подвержены следующим санкциям:

  • тюремным срокам до7 лет, им запрещено работать в руководстве, определяют виды деятельности, ограничивают определенные функции, позволяют занимать пост не больше 3 года
  • большим штрафам в пределах 300 тыс. руб., удерживают суммы с прочих доходов в размерах общего заработка за2 года
  • присуждают отработать 5лет, запрещают занимать определенные должности

В статье 286 имеется третья часть, в ней за деяния:

  • с насилием
  • нанесенным ущербом в здоровье
  • применением оружейных средств

Выносят судебное решение, в нем лишают свободы сроком до 10 лет с ограничением в определенных занятиях и должностях.

Уголовно-правовая характеристика преступления

Преступление считается совершённым лишь в том случае, если при превышении должностных обязанностей, произошли последствия, нанёсшие соответствующий урон.

Данная категория преступлений не рассматривает возможности покушения на гражданские или имущественные права лиц или общества.

В том случае, если превышения полномочий осуществились, например, при исполнении должностным лицом функций другого должностного лица – то ему могут вменить дисциплинарное взыскание, если это не повлекло каких-либо последствий.

Кроме этого, преступные последствия, которые наступили в результате превышения должностным лицом, своих полномочий, необходимо логически связать.

Без этой взаимосвязи, состав преступления определён не будет.

Для определения уголовно-правовой характеристики преступления используются методы сравнительного анализа и синтеза с целью констатации фактов:

  1. Входило ли совершённое действие в должностные обязанности лица;
  2. Имел ли виновный статус должностного лица;
  3. Действительно ли им было совершено деяние;
  4. Стало ли совершённое деяние причиной наступивших тяжких (или иных) последствий, или последствия, наступили по другим, не связанным с деянием, причинам.

Если к вашему ребёнку в школе (директор) или в детском саду (заведующая) относятся предвзято, с целью взимания платы для нужд учреждения, что привело его к нервному срыву или к снижению успеваемости, вы можете возбудить дело о превышении должностных полномочий.

Криминалистическая характеристика

Так как основой преступления является материальный состав, то криминалистическая экспертиза, в некоторых случаях, может носить характер правоустанавливающей базы при сборе доказательств, которые могут состоять из фактов нанесённого материальным объектам, ущерба.

Кроме этого, криминалистические характеристики важны в случаях насилия, которые совершались должностным лицом, а также – в случаях незаконного удержания.

Представленные криминалистами улики могут сформировать более чёткую картину преступления и определить причинно-следственную связь между деянием должностного лица и причинённым этим деянием, непосредственным вредом.

Определение состава преступления

Как и другие смежные преступления с использованием служебных полномочий субъектом выступает должностное лицо, наделённое властью. Реализация государственной власти может происходить через:

  • госаппарат;
  • органы муниципалитета;
  • аппарат Вооруженных сил РФ.

ВАЖНО! Не является субъектом преступления по статье 286 УК РФ лицо, которое занимает служебное положение вне сферы реализации государственной власти. Даже если своими действиями он превысил объем предоставленных ему полномочий. В виде наказания к нему применяется варианты дисциплинарного взыскания.

Подробный список тех, кто является представителем власти, отражён в Примечании 1 статьи 285 УК РФ:

лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, государственных компаниях, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Источник: https://zarplatto.ru/v-shem-proyavlyaetsya-prevychenie-dolzhnostnyh-obyazannostej/

Статья 286 УК РФ ➔ текст и комментарии. Превышение должностных полномочий

Статья превышение должностных полномочий ук рф наказание
Развитие государства неотъемлемо связано с деятельностью служащих и представителей власти. Нередко чиновниками допускается нарушение установленного правового порядка взаимодействия участников государственного аппарата. В России действует уголовная ответственность за превышение должностных полномочий.

Проблема выхода субъекта власти за рамки обозначенных прав не нова. Из-за значительного социального вреда наказание за это преступление, которое не является тяжким, введено еще в XIX столетии. История судебной практики демонстрирует уменьшение тяжести преступления и видов наказаний за него.

Наказание за превышение должностных полномочий.

Особенности законодательства

В прежний исторический период в нормативных актах не предусматривалось существенной разницы между уровнем общественной опасности злоупотребления властью и превышения полномочий, между халатностью и бездействием должностных лиц. Это отражалось в наказаниях по основным и квалифицированным составам.

Как показывает практика, излишне абстрактное описание, не содержащее четких критериев, допускает достаточно широкие пределы для рассмотрения дел судом. Фактически это противоречит принципу законности.

В связи с этим в процессе последующего реформирования российского уголовного законодательства от таких формулировок было решено отказаться.

Статья 286 УК РФ

Превышение должностных полномочий рассматривается в качестве осуществления субъектом действий, которые выходят за рамки его компетенции. Такое поведение влечет нарушение прав и ущемление интересов организаций, граждан, общества и всего государства. Ст. 286, ч. 1 УК РФ для виновного предусматривает следующее наказание:

Санкции, приведенные в ст. 286 ч. 1 УК РФ, распространяются на основной состав преступления. В норме также предусматривается наказание по квалифицирующим признакам.

Судебная практика

Превышение должностных полномочий ст. 286 в УК РФ предполагает избыток примеров судебной практики, а также большое количество апелляционных постановлений, поскольку должные лица чаще всего пытаются изменить ситуацию, боясь потерять положение и статус.

При вынесении приговоров суд не учитывает тот факт, что лицо выступает служащим субъектом. Назначение наказания осуществляется по общим правилам.

Ярким примером вынесения обвинительного вердикта выступает приговор Нижегородского областного суда от 25 мая 2020 года.

Сотрудник местной администрации, не имея достаточных полномочий на это, подделал ряд постановлений, позволяющих гражданке Б.

получить в собственность земельный участок, который до этого находился во владение муниципалитета. В итоге город претерпел материальный ущерб, лишившись части земли.

Суд вынес обвинительный вердикт, то есть признал человека виновным в превышение должностных полномочий статьёй 286 и назначил санкцию в виде тюремного заключения сроком на три года и шесть месяцев.

Однако исправительный порядок был определён, как условное отбывание, предполагающее:

  • постановку на учёт в контролирующем органе;
  • проживание по прежнему адресу без смены места нахождения;
  • посещение специализированного органа, осуществляющего контроль над условно осуждёнными.

Также лицо было лишено права заниматься конкретным видом деятельности (представительство власти) на два года. При этом следует помнить, что не всегда приговор обвинительный. Встречаются ситуации, способные повлечь оправдание, амнистию, также могут осуждать, но после выпустить по УДО, чему способствует адвокатская помощь.

Отягчающие признаки

Ч. 2. ст. 286 УК РФ устанавливает наказание для лиц, находящихся на службе в государственных органах. Речь идет о федеральных, региональных и местных структурах власти. В этих случаях предусмотрен более жесткий приговор. Ст. 286 УК РФ для указанных виновных лиц устанавливает следующие санкции:

  1. До 7 лет тюремного заключения с запретом на осуществление определенных видов деятельности или пребывание на некоторых постах до 3 лет либо без него.
  2. Штраф от 100 до 300 тыс. руб. или в сумме з/п либо прочего дохода виновного за 1-2 г.
  3. Принудительные работы до 5 лет с запретом на пребывание на некоторых постах и занятие определенными типами деятельности до 3 л. либо без него.

Должностные лица – кто они?

Такими лицами считаются те, кто представляет власть по роду службы. В основном, принято считать представителями власти:

  • сотрудников правоохранительных органов всех уровней и всех ведомств. К ним относятся все, кто занимает любые должности в полиции (от сержанта ППС до следователя и начальника управления, отдела и т.д.); любые должности в прокуратуре (прокурор, его заместитель, помощник, старший помощник и т.д.); любые должности в Следственном Комитете;
  • государственных служащих, как федерального значения, так и «на местах», то есть работающих в муниципальных органах (лица, занимающие должности как в Правительстве РФ, так и в Правительстве определенной области, сотрудники Мэрии, Администрации районов, городов, областей и т.д.).

Дополнительно к должностным лицам закон относит и тех, кто непосредственно представителем власти не является, но выполняет в вышеперечисленных органах управленческие, распорядительные, хозяйственные функции (начальник отдела кадров, заведующий хозяйственной частью, ответственный за материальное обеспечение и т.д.).

Гражданин может быть наделен властными полномочиями, определяющими его как должностное лицо постоянно, временно или по поручению.

Пример №1. Куравлев К.А. был принят на работу в администрацию города на должность заместителя начальника отдела по архитектуре приказом главы администрации, с 01.09.2017 года.

Поскольку в документе о приеме на работу не указана дата, до которой на Куравлева К.А.

возлагается исполнение обязанностей в соответствии с должностью, он приобретает полномочиями должностного характера на постоянной основе.

Пример №2. Примером временного исполнения функций представителя власти может быть следующая ситуация. Окончив обучение в Институте прокуратуры по целевому направлению, Пирогова Ю.Л. должна была «отработать» 5 лет в прокуратуре города. С нею был заключен контракт на этот срок, в этой связи Пирогова Ю.Л. стала представителем власти на данный период.

По специальному поручению или отдельно оформленному полномочию представление государственных интересов встречается нечасто. В основном, это разовое исполнение «роли» представителя власти. Так, присяжный заседатель, который путем случайной выборки был избран для участия в суде, на время судебного процесса становится представителем власти, то есть должностным лицом.

Источник: https://system-bryansk.ru/uk/st-286-rf.html

к статье о превышении служебных полномочий

Статья превышение должностных полномочий ук рф наказание

Превышение должностными полномочиями представляет собой преступление уголовно-правового характера. Ст. 286 УК РФ с ми подробно отражает особенности данного посягательства, состав для возбуждения дела, а также санкционные меры воздействия. Для квалификации превышения должностных полномочий ст. 286 УК РФ определяет обязательные признаки, специальный субъект деяния и особый объект.

Многоканальная бесплатная горячая линияЮридические консультации по уголовному праву. Ежедневно с 9.00 до 21.00Москва и область: +7 (495) 662-44-36Санкт-Петербург: +7 (812) 449-43-40

Границы компетенции

Говоря о компетенции должностных лиц, установить точный перечень возможностей нельзя, поскольку всё будет определяться конкретно занимаемым постом. Однако законодатель предусматривает разделение возможностей лиц по группам, которые подлежат градации согласно основным функциям госслужащих.

Замещение должностей может происходить не только по специальному назначению и на постоянной основе, но и в качестве временной замены ранее трудившегося субъекта. Объём компетенции при этом не изменится.

Итак, говоря о конкретных возможностях и границах применения таковых, следует рассмотреть три основные группы:

  • Представительство. Здесь речь идёт о представление трёх ветвей власти, интересов таковой. Действия в такой ситуации носят распорядительный характер и распространяются на лиц, стоящих ниже по службе. При этом важно отсутствие факта служебной зависимости таких субъектов. Примером реализации данного варианта выступает работа в правоохранительных органах, будь то следствие или суд.
  • Административные и хозяйственные мероприятия. Здесь рассматривается вариант работы, связанной с управлением имуществом государства. Осуществляться такая деятельность может в самих органах власти, учреждениях, принадлежащих таковым, магазинах, складах и так далее.
  • Организация и распоряжение. Данный вариант предполагает организацию и обеспечение деятельности иных сотрудников органов власти. То есть сюда входит работа с кадрами, проверка исполнительной составляющей деятельности, организация труда, определение условий заработной платы, осуществление увольнения и так далее.

Одновременно органы власти предполагают функционирование всех трёх групп, что требуется распределения прав и обязанностей между несколькими субъектами. Должность и определяет границы возможностей, точно прописанных в законах и инструкциях.

Когда полномочия превышены

Процесс превышения статья уголовного закона определяет, как преступные действия или бездействия, направленные на выход за рамки, установленные для того или иного сотрудника. При этом носит такое деяние материальный характер, предусматривая по ст. 286 ч. 1 УК РФ необходимость наступления негативных последствий.

https://www.youtube.com/watch?v=F3CnVNqkQr8

Объект преступления, это обязательно деятельность аппарата государственного управления и местных органов власти.

Говоря о том, как проявляется рассматриваемое деяние, следует обозначить ряд признаков, которые демонстрируют именно превышение полномочий, а не иные нарушения, связанные с должностной деятельностью:

  • превышать пределы компетенции, значит, выходить за рамки, то есть осуществлять действия, нарушающие интересы лиц, не предусмотренные по должностной инструкции;
  • потерпевшим может быть только лицо, в отношении которого субъект был вправе применять свои полномочия;
  • нарушение должны быть существенными.

Степень и характер самого деяния, последствия такового будут определяться обстоятельствами дела, количеством пострадавших и действиями, совершаемыми в целях реализации преступного умысла.

Важным фактором выступает то, что осуществляется такое преступление с субъективной стороны только умышленно, что предполагают и последние разъяснения закона. Уполномоченное лицо хочет договариваться о чем-то в пользу заинтересованного человека, нарушая при этом права другого субъекта, и так далее.

Кроме того новая редакция кодекса будет предусматривать дополнительные квалифицирующие признаки, а именно применения насилия или опасных предметов, наступление тяжких последствий (смерть, вред здоровью, материальный убыток и так далее). Убийство при использовании положения по службе будет при этом иметь другую квалификацию.

Наказание за превышение

По статье 286 УК РФ превышение должностных полномочий предусматривает меры наказаний, которые будут определяться с учётом тяжести совершаемого поступка. Для квалификации потребуется обратить внимание на способы совершения деяния.

Рассматриваемая статья предполагает сразу два по тяжести состава. По части первой и второй это деяние средней тяжести, по третьей части тяжкое посягательство.

Виды санкций, которые допускаются к применению за подобное посягательство, предполагают широкий перечень:

  • Штраф. Взыскиваемые деньги не могут выходить за пределы трёхсот тысяч рублей. По части третьей штраф не предусмотрен.
  • Лишение лица должности. Этот вид наказания может быть, как основным, так и дополнительным, применяемым вместе с тюремным заключением. Максимальный срок определяется в четыре года.
  • Арест. Предполагается только по простому составу, то есть части первой статьи. Максимальный период ареста полгода.
  • Принудительные работы. На практике не применяется, но допускает подмену лишения свободы. Срок устанавливается до пяти лет.
  • Тюремное заключение. Лишение свободы устанавливает по каждой части статьи. По первой срок до четырёх лет, по второй до семи, а по третьей до десяти лет тюрьмы.

С должностного лица могут потребовать прекращения деятельности, отправить человека в бессрочный отпуск с сохранением должности или применить дополнительные меры, несвязанные с санкцией по уголовному закону. Субъекта могут вернуть на работу, если произойдёт изменение обстоятельств или будет отбыт срок наказания.

Заявление в прокуратуру

Подследственность в вопросах нарушения должными лицами пределов собственных возможностей играет особую роль. Действенным способом, позволяющим добиться разбирательства, выступает обращение в прокуратуру с заявлением, которая в последствие передаст дело следователю и будет координировать ход разбирательства.

Уголовное судопроизводство осуществляется только по факту возбуждения дела. Однако пострадавшие также могут подать иск, если необходимо возмещение ущерба.

Когда оформляется жалоба на государственного служащего, то следует соблюсти порядок подачи заявление, в частности составления документа.

События могут излагаться в свободной форме, но некоторые сведения обязательно должны присутствовать в заявлении:

  • шапка документа должна включать в себя наименование органа, в который направляется заявление, имя главного прокурора, а также информация о самом заявителя вплоть до контактной информации;
  • обязательно должно быть наименование документ, а именно заявление (или жалоба) на действия должностного лица;
  • обстоятельства должны быть изложены подробно, с отсылкой на доказательства, если таковые имеются, обязательно включаются сведения о нарушителе, место работы, должность, полное имя, делается отсылка на нормы закона, которые позволяют осуществлять подобное обращение;
  • завершается заявление датой и подписью заявителя, либо представителя такового.

Также жалоба должна содержать приложение, в котором перечисляются прилагаемые документы. Направлять заявление может не только физическое лицо, но организация.

Различие злоупотребления и превышения

Преступными посягательствами, связанными с осуществлением полномочий, признаются не только ситуации при превышении пределов компетенции, но и случаи злоупотребления возможностями без выхода за рамки дозволенного. Такой вариант поведения также определяет отдельный состав преступления.

Статистки показывает, что рассматриваемые составы на практике часто путают, затрудняясь в квалификации действий и определении объёма полномочий.

Итак, говоря о различиях, позволяющие отграничить указанные преступления, то выделяется три основных положения:

  • Мотив. При злоупотреблении данный фактор обязателен для установления, то есть госслужащий должен обладать корыстным мотивом. При превышении полномочий подобное не требуется, почему преступник делает то, что запрещено, роли играть не будет.
  • Наличие полномочий. Злоупотребление предполагает действие служащего в пределах компетенции, но с нарушением интересов граждан, то есть потерпевших. Превышение предполагает выход за рамки, реализацию возможностей, который согласно правилам не относятся к конкретному субъекту.
  • Характер ущерба. Практика показывает, что при злоупотреблении затрагиваются материальные интересы, а при превышении нематериальные. Однако данное отличие не стопроцентное и формируется только за счет показателей статистики.

Исходя из указанных признаков, правоохранители будут ориентироваться при определении характера преступления, что важно, поскольку санкции различаются по размерам и тяжести.

Методика расследования

Для следствия при расследовании в первую очередь необходимо сформировать состав преступления. Это первая стадия, которая приводит к возбуждению дела. Однако дальнейшие действия также будут иметь значение, чтобы производство сохранило силу и не развалилось.

Следственные действия будут определяться не только общими принципами осуществления расследования, но и способами совершения преступного посягательства.

Говоря о методике расследования, следует обозначить ряд следственных мероприятий, который позволят получить необходимую для раскрытия преступления информацию:

  • Осмотр и описание места происшествия, а также исследование средств и предметов, связанных с преступлением.
  • Допросы. Такие действия следует проводить сразу со всеми, кто имеет отношение к произошедшему, если такие лица установлены (пострадавший, виновный, свидетели).
  • Обыск и выемка. Здесь допускается принудительное истребование документации и предметов.
  • Арест имущества, но только при необходимости проведения такового.

Завершаются первоначальные действия задержанием подозреваемого и допросом такового. Далее принимаются меры, предполагающие либо дополнительное расследование, либо передачу дело в суд с предъявлением обвинения.

Таким образом, рассматриваемое деяние предполагает широкий перечень способов реализации посягательства, специальный объект и субъект, а также несколько видов санкций, варьирующих со штрафа до тюремного срока.

Источник: https://ugolovnoe.com/prestupleniya/prevyshenie-polnomochiy

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.