Сроки рассмотрения заявлений и сообщений о преступлениях

Содержание

Сроки рассмотрения заявлений и сообщений граждан

Сроки рассмотрения заявлений и сообщений о преступлениях
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 7Следующая ⇒

Сроки проведения проверочных мероприятий напрямую зависят от вида заявлений и сообщений.

1. При рассмотрении заявлений (сообщений) о преступлениях общий срок принятия одного из указанных выше решений – не позднее 3 суток со дня поступления заявления, причем в этот срок входит день регистрации заявления (сообщения). Продление возможно:

– на период до 10 суток (+ 7 суток к общему сроку) руководителем следственного органа, начальником органа дознания по мотивированному ходатайству рассматривающего заявление (сообщение) сотрудника;

– на срок до 30 суток (+ 20 суток к 10-дневному сроку) руководителем следственного органа по ходатайству следователя либо прокурором по ходатайству дознавателя для проведения документальных проверок или ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий.

В случае принятия по заявлению (сообщению) решения об отказе в возбуждении уголовного дела, материал проверки этого заявления (сообщения) незамедлительно регистрируется в журнале учета материалов, по которым вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, ведение которого возлагается на подразделение анализа, планирования и контроля отдела (отделения, группы) информационного обеспечения.

Копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в течение 24 часов с момента его вынесения направляется заявителю и прокурору. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное постановление и порядок обжалования в порядке ст. ст. 124, 125 УПК РФ.

Материалы проверки заявлений и сообщений о преступлениях, по которым принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела, направляются прокурору:

· по письменному запросу – не позднее 5 суток с момента его поступления либо в срок, указанный прокурором;

· незамедлительно при наличии достаточных оснований о проведении дополнительных проверочных мероприятий (далее – ДП), с ходатайством руководителя (начальника) территориального ОВД об отмене постановления органа дознания, дознавателя об отказе в ВУД.

При отмене прокурором (руководителем следственного органа) незаконных или необоснованных постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела материалы, возвращенные для проведения дополнительной проверки, незамедлительно регистрируются в журнале учета «отказных» материалов, возвращенных для проведения дополнительных проверочных мероприятий. Срок дополнительной проверки законодательно не определен и устанавливается прокурором.

2. Сроки рассмотрения заявлений (сообщений) об АПН в Инструкции определены крайне двусмысленно. С одной стороны, в пункте 58 отмечается, что подобные заявления и сообщения подлежат рассмотрению в соответствии с КоАП. Напомним, согласно ч. 4 статьи 28.1 КоАП РФ дело об АПН считается возбужденным с момента:

1) составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения – составляется непосредственно после выявления АПН в сфере БДД;

2) составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об АПН – момент применения зависит от конкретной меры, но, как правило, предшествует составлению протокола об АПН;

3) составления протокола об АПН или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об АПН;

4) вынесения определения о возбуждении дела об АПН при необходимости проведения административного расследования – незамедлительно после установления обстоятельств, указывающих на возможность применения статьи 28.7 КоАП РФ;

5) вынесения постановления по делу об АПН в случае, предусмотренном частью 1 или 3 статьи 28.6 КоАП РФ – непосредственно после выявления АПН.

https://www.youtube.com/watch?v=DsGU0O3mcAI

Таким образом, зачастую сроком рассмотрения заявления (сообщения) об АПН выступает период времени, которой дается должностному лицу полиции на составление протокола об АПН. Согласно ст. 28.

5 КоАП РФ, этот документ составляется немедленно после выявления АПН, однако при необходимости выяснения дополнительных обстоятельств дела, протокол об АПН может быть составлен в течение двух суток с момента выявления АПН.

Логично предположить, что максимальный срок рассмотрения заявления (сообщения) об АПН равен тем самым двум суткам, однако в п. 58 Инструкции говорится также буквально следующее: «Срок рассмотрения таких заявлений и сообщений … определяется … с учетом требований ч. 3 ст. 8 и ст. 12 Федерального закона от 2 мая 2006 г.

№ 59-ФЗ …». Первая норма определяет семидневный срок рассмотрения в случае принятия решения о передаче материала по подведомственности, подсудности или территориальности.

Вторая – 30-дневный срок (по общему правилу) рассмотрения обращений граждан, что прямо противоречит требованиям административно-процессуального законодательства.

Материалы, по которым принято решение о начале производства по делу АПН или об отказе в возбуждении дела об АПН регистрируются в журнале учета материалов об АПН, ведение и хранение которого возлагается на сотрудников отделов, отделений (групп) по исполнению административного законодательства.

3. Сроки и порядок проверки заявлений и сообщений о происшествияхопределяются руководителем территориального ОВД с учетом требований ч. 3 ст. 8 и ст. 12 ФЗ № 59. По аналогии с заявлениями об АПН, решение о передаче заявления (сообщения) о происшествии по подведомственности или территориальности принимается в течение 7 дней.

Решение о приобщении заявления (сообщения) о происшествии и материалов его проверки к номенклатурному делу осуществляется на основании рапорта сотрудника полиции, не усмотревшего в сообщенной информации признаков преступления или АПН. Решение принимает руководитель территориального ОВД в течение суток с момента получения рапорта.

Решение о заведении розыскного дела принимается, если в итоге рассмотрения информации о безвестном исчезновении гражданина, он не был обнаружен, и не были получены данные, указывающие на совершение в отношении его преступления.

Решение о передаче письменного обращения в подразделение делопроизводства для регистрации принимается руководителем ОВД в случае, если оно принято в дежурной части непосредственно от заявителя (его законного представителя), но не содержащие заявления о преступлении, об АПН или о происшествии (далее обращение рассматривается в порядке, предусмотренном ФЗ № 59).

О результатах рассмотрения заявлений и сообщений всех категорий информируются:

1) оперативный дежурный ДЧ в кратчайший срок, но не позже 24 часов с момента принятия решения путем представления копии такого решения;

2) заявитель в течение 24 часов с момента принятия решения в письменной форме или в форме электронного документа.

Типичные нарушения, допускаемые участковыми уполномоченными полиции и инспекторами по делам несовершеннолетних при рассмотрении заявлений (сообщений) о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях

Как уже неоднократно отмечалось, весомый массив заявлений (сообщений) о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, поступающих в территориальные органы внутренних дел передаются на рассмотрение участковым уполномоченным полиции.

Рис. 3. Сведения о решениях об отказе в возбуждении уголовного дела, принимаемых УУП и ПДН ОМВД.

Анализ учетно-регистрационной деятельности УУП России показал, что основным видом принимаемых ими решений, являются именно решения об отказе в возбуждении уголовных дел. Только по итогам 2015 года из 6,9 млн.

постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, 4,9 млн. – приняты участковыми уполномоченными полиции и 475 тыс. – инспекторами ПДН[22]. В течение предшествующих трех лет, эти цифры неуклонно увеличивались.

Однако, количественный показатель негативно сказывается на качестве проводимых проверок, о чем наглядно свидетельствует высокий уровень отмененных прокурором решений об отказе в возбуждении уголовного дела.

Рис. 4. Сведения об отмене постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела.

Аналогичная ситуация сложилась и Воронежской области. Отчеты о состоянии учетно-регистрационной дисциплины за 2013-2015 годы показали, что число рассматриваемых сотрудниками полиции заявлений граждан увеличивается с каждым годом (с 2013 года на 10,9 %; с 332 281 по 368 529). Однако качество проверок и обоснованность принятых решений остается на низком уровне.

Так, в 2013 году из 74783 решений об отказе в возбуждении уголовного дела прокуратурами районов отменено 11792 (в 2014 году из 75737 – 15715; в 2015 году из 73191 – 14200). Данная ситуация отмечаются и в подразделениях ПДН (в 2013 году из 2536 постановлений прокурором отменены – 378; в 2014 году из 2554 – 372; в 2015 году из 2962 – 428)[23].

Рис. 5. Сведения об отмене постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел вынесенных УУП и ПДН Воронежской области.

В целом, нарушения УРД участковыми можно разделить на следующие группы:

1) нарушение срока проведения проверки по материалу, зарегистрированному в КУСП;

2) нарушение срока уведомления заявителя и прокурора о результатах проверки;

3) волокита при проведении проверки и, как следствие, необоснованное продление срока;

4) принятие необоснованного (незаконного) решения об отказе в возбуждении уголовного дела;

5) нарушение сроков проведения дополнительной проверки, установленных надзирающим прокурором;

6) непривлечение к административной ответственности лиц, в отношении которых вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела;

7) необоснованное списание материалов в номенклатурное дело ОВД;

8) необоснованное приобщение материалов КУСП к ранее зарегистрированным, решение по которым уже принято.

9) нарушения положений частей 1 и 3 статьи 28.8 КоАП РФ при проведении административного производства.

Рассмотрим каждое более подробно.

1) В соответствии с ч. 1 ст. 144 УПК РФ поступившие заявления и сообщения о преступлениях рассматриваются в течение трех суток с момента поступления, в исключительных случаях на основании ч.

3 указанной статьи срок рассмотрения может быть продлен до 10 суток (продление осуществляет начальник территориального ОВД на основании мотивированного ходатайства сотрудника, осуществляющего проверку), до 30 суток (при необходимости проведения каких-либо криминалистических или судебно-медицинских экспертиз, продление осуществляет надзирающий прокурор на основании мотивированного ходатайства подписанного руководителем органа дознания).

Однако, данные требования уголовно-процессуального законодательства, сотрудниками полиции выполняются не во всех случаях (указанные примеры отражены в представлении прокуратуры г. Воронежа от 12.08.2015 года по результатам проверки состояния законности при приеме, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях в УМВД России по г. Воронежу):

Источник: https://lektsia.com/8x1d63.html

Сроки ответа на заявление в полицию

Сроки рассмотрения заявлений и сообщений о преступлениях

Своевременность рассмотрения заявлений граждан в полицию – это одно из самых «больных» мест в работе наших органов внутренних дел. Сообщив в полицию о совершенном или готовящемся преступлении, граждане ожидают получить быстрое и эффективное решение своей проблемы. Однако, реальность, зачастую, оказывается иной… 

Сроки рассмотрения заявления о преступлении полицией: что говорит УПК РФ? 

Сроки рассмотрения заявлений о преступлениях регламентируются Уголовно-процессуальным кодексом России достаточно жестко. Все они прописаны в статье 144 УПК РФ, которая гласит, что должностные органы полиции (дознаватель, следователь и др.) обязаны принять решение по заявлению гражданина о преступлении в срок, не превышающий 3 суток со дня поступления заявления. 

Но ведь трех суток в ряде случаев может оказаться явно недостаточно для того, чтобы разобраться во всех нюансах сложных и запутанных ситуаций – скажете вы. И будете совершенно правы. 

Именно поэтому законом предусмотрена возможность продления срока рассмотрения сообщения о преступлении до 10 и до 30 суток.

  • До 10 суток срок может быть продлен руководителем следственного органа или органа дознания (например, начальником районного отдела полиции). Основания для такого продления в законе не указаны и на практике могут быть любыми (необходимость получить объяснения у очевидцев, запрос документов, проведение дополнительного осмотра и т.д.)
  • До 30 суток срок проверки может быть продлен либо руководителем следственного органа (например, начальником следственного отдела ОВД), либо прокурором. Основания для получения права рассматривать заявление гражданина в течение целого месяца указаны в части 3 статьи 144 УПК РФ. Это необходимость производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследования документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий. 

Максимальный срок рассмотрения заявления гражданина 

Гражданина, который написал заявление в полицию, прежде всего, интересует – когда ждать ответа? 

Предельно возможный срок рассмотрения заявления о преступлении составляет 30 дней (ст. 144 УПК РФ). 

Впрочем, это не означает, что органы внутренних дел разберутся в ситуации за месяц и поставят точку в деле.

Чаще всего бывает наоборот – сотрудники полиции, не успевая проверить все обстоятельства по заявлению, выносят «промежуточное» постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, которое затем может отменить прокурор.

О том, как обжаловать незаконное постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, читайте в этой статье на нашем сайте: https://usloa.ru/posts/kak-obzhalovat-postanovlenie-ob-otkaze-v-vozbuzhdenii-ugolovnogo-dela.html

Написал заявление в полицию, а ответа нет – что делать? 

Гражданина, написавшего заявление в полицию, в первую очередь, интересует вопрос – а что дальше?

В соответствии с законом, после принятия решения по заявлению, сотрудник полиции обязан письменно уведомить об этом его автора. Но, к сожалению, иногда случается, что полиция не отвечает на заявление и в этом разделе мы расскажем, что следует предпринять в таком случае. 

В первую очередь, если есть такая возможность, следует обратиться к сотруднику полиции, который непосредственно работает с вашим заявлением и поинтересоваться о его судьбе. Если это не помогло, то вы вправе обратиться с жалобой на игнорирование заявления о преступлении в следующие инстанции:

  • Вышестоящее руководство ОВД. Это может быть как местное начальство районного уровня, так и уровня области (края, республики). Выбор адресата остается за вами, при этом, закон не запрещает направить жалобы сразу в несколько ведомств.
  • Прокуратура. Сюда жалобы на действия сотрудников полиции пишутся чаще всего, поскольку, именно это ведомство в соответствии с законом является главным надзорным органом в сфере уголовного судопроизводства. Прокурор имеет право и полномочия в полном объеме проверить, каким образом и в течение скольких дней рассматривалось заявление в полиции. При выявлении нарушений закона прокуратура обязана потребовать их немедленного устранения. Жалоба может быть подана в прокуратуру любого уровня, но направлять ее на «самый верх» нет никакого смысла, т.к. практически все заявления оттуда «спускаются» обратно на районный уровень. 

Остались вопросы или требуется квалифицированная помощь в составлении жалобы? Обращайтесь к юристам прямо на сайте «Условка.Ru» и вам обязательно помогут!

Источник: https://uslovka.ru/posts/sroki-otveta-na-zajavlenie-v-policiyu.html

Статья 144. Порядок рассмотрения сообщения о преступлении – Уголовно-процессуальный кодекс – редакция от 12.07.2017

Сроки рассмотрения заявлений и сообщений о преступлениях
[Уголовно-процессуальный кодекс] [Часть вторая] [Раздел VII] [Глава 19]

1.

Дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения.

При проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном настоящим Кодексом, назначать судебную экспертизу, принимать участие в её производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

1.1.

Лицам, участвующим в производстве процессуальных действий при проверке сообщения о преступлении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, и обеспечивается возможность осуществления этих прав в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы, в том числе права не свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, круг которых определен пунктом 4 статьи 5 настоящего Кодекса, пользоваться услугами адвоката, а также приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа в порядке, установленном главой 16 настоящего Кодекса. Участники проверки сообщения о преступлении могут быть предупреждены о неразглашении данных досудебного производства в порядке, установленном статьёй 161 настоящего Кодекса. При необходимости безопасность участника досудебного производства обеспечивается в порядке, установленном частью девятой статьи 166 настоящего Кодекса, в том числе при приеме сообщения о преступлении.

1.2. Полученные в ходе проверки сообщения о преступлении сведения могут быть использованы в качестве доказательств при условии соблюдения положений статей 75, 89 настоящего Кодекса. Если после возбуждения уголовного дела стороной защиты или потерпевшим будет заявлено ходатайство о производстве дополнительной либо повторной судебной экспертизы, то такое ходатайство подлежит удовлетворению.

2. По сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации, проверку проводит по поручению прокурора орган дознания, а также по поручению руководителя следственного органа следователь.

Редакция, главный редактор соответствующего средства массовой информации обязаны передать по требованию прокурора, следователя или органа дознания имеющиеся в распоряжении соответствующего средства массовой информации документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации.

3. Руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по мотивированному ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить до 10 суток срок, установленный частью первой настоящей статьи.

При необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления.

4. Заявителю выдается документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия.

5. Отказ в приеме сообщения о преступлении может быть обжалован прокурору или в суд в порядке, установленном статьями 124, 125 настоящего Кодекса.

6. Заявление потерпевшего или его законного представителя по уголовным делам частного обвинения, поданное в суд, рассматривается судьёй в соответствии со статьёй 318 настоящего Кодекса. В случаях, предусмотренных частью четвертой статьи 147 настоящего Кодекса, проверка сообщения о преступлении осуществляется в соответствии с правилами, установленными настоящей статьёй.

7. При поступлении из органа дознания сообщения о преступлениях, предусмотренных статьями 198 – 199.

1 Уголовного кодекса Российской Федерации, следователь при отсутствии оснований для отказа в возбуждении уголовного дела не позднее трёх суток с момента поступления сообщения направляет в вышестоящий налоговый орган по отношению к налоговому органу, в котором состоит на налоговом учете налогоплательщик (налоговый агент, плательщик сбора), копию такого сообщения с приложением соответствующих документов и предварительного расчёта предполагаемой суммы недоимки по налогам и (или) сборам.

8. По результатам рассмотрения материалов, направленных следователем в порядке, установленном частью седьмой настоящей статьи, налоговый орган не позднее 15 суток с момента получения таких материалов:

  • 1) направляет следователю заключение о нарушении законодательства о налогах и сборах и о правильности предварительного расчёта суммы предполагаемой недоимки по налогам и (или) сборам в случае, когда обстоятельства, указанные в сообщении о преступлении, были предметом исследования при проведении ранее назначенной налоговой проверки, по результатам которой вынесено вступившее в силу решение налогового органа, а также информацию об обжаловании или о приостановлении исполнения такого решения;
  • 2) информирует следователя о том, что в отношении налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) проводится налоговая проверка, по результатам которой решение ещё не принято либо не вступило в законную силу;
  • 3) информирует следователя об отсутствии сведений о нарушении законодательства о налогах и сборах в случае, если указанные в сообщении о преступлении обстоятельства не были предметом исследования при проведении налоговой проверки.

9. После получения заключения налогового органа, но не позднее 30 суток со дня поступления сообщения о преступлении по результатам рассмотрения этого заключения следователем должно быть принято процессуальное решение.

Уголовное дело о преступлениях, предусмотренных статьями 198 – 199.

1 Уголовного кодекса Российской Федерации, может быть возбуждено следователем до получения из налогового органа заключения или информации, предусмотренных частью восьмой настоящей статьи, при наличии повода и достаточных данных, указывающих на признаки преступления.

Источник: https://dogovor-urist.ru/%D0%BA%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%BA%D1%81%D1%8B/%D1%83%D0%BF%D0%BA_%D1%80%D1%84/%D1%81%D1%82_144/%D1%80%D0%B5%D0%B4-12.07.2017/

Сроки рассмотрения заявлений и сообщений о преступлениях

Сроки рассмотрения заявлений и сообщений о преступлениях

Дознаватель, орган дознания, следователь и прокурор обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах своей компетенции принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. Днем поступления сообщения считается день его фактического принятия дознавателем, следователем, прокурором, а не день регистрации или тем более день передачи исполнителю.

[2]

При проверке сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь и прокурор вправе требовать производства документальных проверок, ревизий и привлекать к их участию специалистов.

Прокурор, начальник следственного отдела, начальник органа дознания вправе по ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить до 10 суток срок рассмотрения сообщения, а при необходимости проведения документальных проверок или ревизий прокурор вправе по ходатайству следователя или дознавателя продлить этот срок до 30 суток.

В случае передачи сообщения о преступлении по подследственности срок его рассмотрения должен идти со времени поступления в компетентный орган внутренних дел.

Заявителю выдается документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия.

По результатам рассмотрения сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь или прокурор принимает одно из следующих решений:

  1. о возбуждении уголовного дела;
  2. об отказе в возбуждении уголовного дела;
  3. о передаче сообщения по подследственности, а по уголовным делам частного обвинения — в суд в соответствии с УПК РФ.

О принятом решении сообщается заявителю. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное решение и порядок обжалования.

В случае принятия решения о передаче сообщения по подследственности или в суд орган дознания, дознаватель, следователь или прокурор принимает меры по сохранению следов преступления.

Проверка заявлений и сообщений о преступлениях

Дознаватель, орган дознания, следователь обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной УПК, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. При проверке сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь и прокурор вправе требовать производства документальных проверок, ревизий и привлекать к участию специалистов.

По сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации, проверку проводит по поручению прокурора орган дознания, а также следователь по поручению руководителя следственного органа.

Руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить до 10 суток срок проверки сообщения о преступлении, а при необходимости проведения документальных проверок или ревизий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток.

Заявителю выдается документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия.

Статья 144 УПК указывает на необходимость проверки сообщения о преступлении, не определяя методы ее проведения. Исходя из анализа ряда норм УПК, а также ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» и Закона РФ «О милиции» к методам проверки сообщения о преступлении относятся:

  1. осмотр места происшествия, который в случаях, не терпящих отлагательства, может проводиться до возбуждения уголовного дела (ч. 2 ст. 176 УПК);
  2. освидетельствование и назначение экспертизы — для закрепления следов преступления и установления лица, его совершившего (ч. 4 ст. 146 УПК);
  3. иные процессуальные действия: направлять требования, поручения, запросы в учреждения, предприятия, организации, должностным лицам и гражданам (ст. 21 УПК);
  4. требование производства документальных проверок, ревизий, привлечение к их участию специалиста (ч. 1 ст. 144 УПК);
  5. требование у редакции, главного редактора соответствующего средства массовой информации имеющихся в распоряжении соответствующего средства массовой информации документов и материалов, подтверждающих сообщение о преступлении, а также данных о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации (ч. 2 ст. 144 УПК);
  6. оперативно-розыскные мероприятия (ст. 6 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»), а также средства административной и прокурорской проверки, применение которых не обусловлено наличием производства по уголовному делу.

По результатам рассмотрения сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь принимает одно из следующих решений:

  1. о возбуждении уголовного дела в порядке;
  2. об отказе в возбуждении уголовного дела;
  3. о передаче сообщения по подследственности.

О принятом решении сообщается заявителю. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное решение и порядок обжалования.

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

Заявление или сообщение о преступлении должно быть принято соответствующим должностным лицом и зарегистрировано в установленном порядке. Заявителю выдается документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшим, даты и времени его принятия (талон уведомления).

Отказ в приеме сообщения о преступлении может быть обжалован прокурору или в суд.

В тех случая, когда из поступившей информации (повода) о преступлении с достаточной ясностью нельзя сделать вывод о наличии или отсутствия основания для возбуждения уголовного дела, а также, обстоятельств, исключающих производство по делу, может быть проведена предварительная проверка в порядке ст. 144 УПК РФ.

Она дат возможность получить дополнительные сведения и материалы, необходимые для правильного разрешения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Предварительная проверка производится в срок не более 3 суток с момента получения и регистрации заявления (сообщения) о совершении преступления. Руководитель следственного органа, начальник органа дознания праве по мотивированному ходатайству следователя, дознавателя продлить до 10 суток срок предварительной проверки.

При необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно – розыскных мероприятий, руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток с обязательным указанием на конкретные фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления.

В качестве методов предварительной проверки на практике используют:

1. Получение объяснений

Объяснение может быть получено от любого лица, которому известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для правильного решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Процедура получения объяснений близка к процедуре допроса. Однако, лицо не несет уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний.

Особенность получения объяснений состоит в том, что перед его получением лицу разъясняются следующие права:

• право не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и других близких родственников

• право на адвоката

• право на обжалование действия (бездействия и решений) дознавателя, следователя, органа дознания

2. Истребование или получение необходимых предметов и документов

Необходимые предметы и документы могут быть истребованы по почте или непосредственно у граждан или должностных лиц.

В последнем случае должен быть составлен соответствующий протокол с указанием времени, места и обстоятельств истребования и получения необходимых материалов.

Аналогичный протокол должен быть составлен и при принятии представленных гражданами и должностными лицами предметов и документов.

3. Производство ревизий, документальных проверок, инвентаризаций, контрольных закупок, а также специальных исследований

Документальные проверки и ревизии производятся в основном по делам о преступлениях в сфере экономики.

Документальная проверка – это изучение по документам какой-либо одной стороны деятельности предприятия, организации, учреждения с целью получения сведений о наличии или отсутствии оснований для возбуждения уголовного дела. При этом составляется акт документальной проверки.

Ревизия – это проверка всей финансово-хозяйственной деятельности учреждения, предприятия, организации за определенный период. Она так же производится путем изучения и анализа сведений, содержащихся в документах. По итогам ревизии составляется акт.

Наиболее часто специальные исследования производятся, когда требуется выявить признаки преступлений, связанных с наркотическими средствами, подделкой документов, незаконного ношения, хранения и приобретения оружия, фальшивомонетничества и т. д. В этих случаях дознаватели и следователи широко используют для решения вопроса о наличии или отсутствии основания к возбуждению уголовного дела помощь специалистов, поручая им производство вышеуказанных исследований.

4. Производство следственных действий

, по общему правилу, до возбуждения уголовного дела запрещено, кроме осмотра места происшествия, осмотра трупа, осмотра предметов и документов, освидетельствования, производства экспертизы, получения образцов для сравнительного исследования, которые можно производить в ходе проверки в порядке ст. 144 УПК РФ.

В том случае, если сообщение о преступлении распространено в СМИ, орган дознания может произвести его проверку только по поручению прокурора, а следователь – по поручению руководителя следственного органа.

Редакция (главный редактор) СМИ обязаны передать по требованию прокурора, следователя или органа дознания имеющиеся документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем эту информацию за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Приказ Следственного комитета России от 11 октября 2012 г. N 72 «Об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации»

Приказ Следственного комитета России от 11 октября 2012 г. N 72
«Об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации»

Источник: https://jurkonspb.ru/sroki-rassmotreniya-zayavlenij-i-soobshhenij-o-prestupleniyah/

Процессуальный порядок приема, регистрации, проверки заявлений (сообщений) о преступлениях и принятие по ним решений | Студент-Сервис

Сроки рассмотрения заявлений и сообщений о преступлениях

Рассмотрение заявлений или сообщений о преступлениях составляет содержание стадии возбуждения уголовного дела и включает в себя: прием, регистрацию, проверку первичной информации и принятие по ее результатам решения.

Эти вопросы регулируются наряду с нормами УПК РФ подзаконными актами МВД России, СК России и других правоохранительных органов. Общий надзор за их исполнением осуществляет прокуратура. В соответствии с ч. 1 ст.

144 УПК РФ дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять и проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и, в пределах установленной компетенции, принять по нему соответствующее решение.

Отказ в приеме сообщения о преступлении может быть обжалован прокурору или в суд в порядке, установленном ст.ст. 124, 125 УПК РФ.

Заявления и сообщения о преступлениях вне зависимости от места и времени его совершения, а также полноты содержащихся в них сведений и формы представления подлежат обязательному приему во всех территориальных органах МВД России.

Круглосуточный их прием осуществляется оперативным дежурным дежурной части территориального органа МВД России (отдела, отделения, пункта полиции, линейного отдела, линейного отделения, линейного пункта полиции).

Для приема заявлений о преступлениях в электронной форме, направляемых посредством официальных сайтов, применяется программное обеспечение, предусматривающее обязательное заполнение заявителем реквизитов, необходимых для работы с заявлениями о преступлениях.

Вне пределов административных зданий территориальных органов МВД России или в административных зданиях территориальных органов МВД России, в которых дежурные части не предусмотрены, заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях принимаются уполномоченными сотрудниками ОВД.

Сотрудник ОВД, принявший заявление (сообщение) о преступлении, обязан незамедлительно передать в дежурную часть (по телефону, электронной почте, а также посредством иных доступных видов связи) информацию по существу принятого заявления (сообщения) для регистрации в КУСП.

Оперативный дежурный дежурной части, принявший заявление о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии лично от заявителя, одновременно с регистрацией заявления в КУСП обязан оформить талон, который состоит из двух частей: талона-корешка и талона-уведомления, имеющих одинаковый регистрационный номер.

Заявителю выдается талон-уведомление. По каждому зарегистрированному заявлению (сообщению) о преступлении руководитель территориального органа обязан дать письменное поручение в форме резолюции, с указанием исполнителя, срока проверки и порядка разрешения заявления (сообщения).

Передача не зарегистрированного в КУСП заявления (сообщения) о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии исполнителю для проведения проверки запрещается. В соответствии с ч. 1 ст.

144 УПК РФ и другими законами орган дознания, дознаватель, следователь в ходе проверки заявлений (сообщений) о преступлениях вправе осуществлять лично или инициировать использование следующих средств:

  • проведение осмотра места происшествия;
  • производство осмотра трупа, его исследование;
  • проведение освидетельствования;
  • назначение и производство судебной экспертизы, участие в ее производстве, получение заключения эксперта;
  • получение объяснений;
  • получение образцов для сравнительного исследования;
  • исследование предметов, документов и веществ;
  • истребование, изъятие предметов и документов (п. 4 ч. 1 ст. 271 КоАП РФ);
  • досмотр (ст.ст. 271, 277, 279 КоАП РФ);
  • проведение ревизий и документальных проверок;
  • поручение о проведении ОРМ (ст. 6 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности).

Таким образом, в целях проверки поступивших заявлений (сообщений) о преступлениях могут быть использованы уголовно-процессуальные, административно-правовые и оперативно-розыскные средства, предусмотренные действующим законодательством. Результаты ОРД могут стать как поводом, так и основанием принятия решения на стадии возбуждения уголовного дела.

Уголовно-процессуальный закон (ч. 2 ст. 144 УПК РФ) предусматривает особенности проверки сообщения о преступлении, распространенного в СМИ.

Сам факт распространения в СМИ сообщения не является поводом к возбуждению уголовного дела, пока оно не обнаружено органами уголовного преследования и не оформлено рапортом в соответствии со ст. 143 УПК РФ.

Рапорт об обнаружении признаков преступления передается прокурору, руководителю следственного органа для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

При недостаточности данных о признаках преступления или их отсутствии в самой публикации и рапорте прокурор дает письменное поручение органу дознания, а руководитель следственного органа – следователю провести предварительную проверку сообщения о преступлении.

По требованию указанных органов редакция (редактор) обязана передать документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем редакции указанные материалы и документы, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации. Действующее законодательство (ст. 41 Закона РФ «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 года1 и ч. 2 ст. 144 УПК РФ) не дает права органу дознания и следователю настаивать на выполнении своего требования в этом случае, так как имеется запрет на период предварительной проверки сообщений о преступлениях в начальной стадии уголовного судопроизводства на какие-либо принуждения. Закон о СМИ (ст. 41) позволяет редакции раскрыть имя источника информации о преступлении только по запросу суда по делу, находящемуся в его производстве, но не по запросу органов дознания или следствия, проверяющих сигналы о преступлении.

Однако после возбуждения уголовного дела следователь (дознаватель) вправе на основании ч. 3 ст. 183 УПК РФ произвести в редакции принудительную выемку документов, содержащих охраняемую законом о СМИ тайну.

Законом установлены особенности возбуждения уголовных дел по делам о «налоговых» преступлениях, предусмотренных ст. 198–1991 УК РФ.

Так, при поступлении из органа дознания сообщения об этих преступлениях следователь, при отсутствии оснований для отказа в возбуждении уголовного дела, не позднее трех суток с момента поступления сообщения, направляет в вышестоящий налоговый орган по отношению к налоговому органу, в котором состоит на налоговом учете налогоплательщик (налоговый агент, плательщик сбора), копию такого сообщения с приложением соответствующих документов и предварительного расчета предполагаемой суммы недоимки по налогам и (или) сборам.

Не нашли что искали?

Преподаватели спешат на помощь

По результатам рассмотрения этих материалов налоговый орган, не позднее 15 суток с момента их получения:

  • направляет следователю заключение о нарушении законодательства о налогах и сборах и о правильности предварительного расчета суммы предполагаемой недоимки по налогам и (или) сборам в случае, когда обстоятельства, указанные в сообщении о преступлении, были предметом исследования при проведении ранее назначенной налоговой проверки, по результатам которой вынесено вступившее в силу решение налогового органа, а также информацию об обжаловании или о приостановлении исполнения такого решения;
  • информирует следователя о том, что в отношении налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) проводится налоговая проверка, по результатам которой решение еще не принято либо не вступило в законную силу;
  • информирует следователя об отсутствии сведений о нарушении законодательства о налогах и сборах в случае, если указанные в сообщении о преступлении обстоятельства не были предметом исследования при проведении налоговой проверки.

Вместе с тем, уголовное дело об этих преступлениях может быть возбуждено следователем до получения из налогового органа вышеуказанного заключения (информации) при наличии повода и достаточных данных, указывающих на признаки преступления.

Уголовно-процессуальный закон четко устанавливает сроки принятия решения по сообщению о преступлении. Так, в соответствии со ст.

144 УПК РФ предварительная проверка сообщений о преступлениях должна быть окончена принятием процессуального решения не позднее трех суток со дня поступления сообщения. Однако многие сообщения о преступлениях нуждаются в более длительной проверке.

Закон допускает продление данного срока по письменному ходатайству дознавателя, следователя до 10 суток (ходатайство рассматривается соответственно начальником органа дознания или руководителем следственного органа).

В тех же случаях, когда по сообщению необходимо проведение проверочных действий в виде документальных проверок, ревизий, исследований предметов, трупов допускается продление срока до 30 суток (ходатайство дознавателя рассматривается прокурором, следователя – руководителем следственного органа).

Этот срок устанавливается и для следователя по преступлениям, предусмотренным ст. 198–1991 УК РФ, после получения заключения налогового органа. В соответствии со ст.

145 УПК РФ по результатам проверки и рассмотрения сообщения о преступлении органом дознания, дознавателем, руководителем следственного органа, следователем может быть принято одно из следующих решений:

  • о возбуждении уголовного дела;
  • об отказе в возбуждении уголовного дела;
  • о передаче сообщения по подследственности в соответствии со ст. 151 УПК РФ, а по уголовным делам частного обвинения – мировому судье в соответствии с ч. 2 ст. 20 УПК РФ.

О принятом решении должно быть сообщено заявителю, ему же разъясняется право обжаловать принятое решение и порядок обжалования. Виды принимаемых решений на стадии возбуждения уголовного дела можно разделить на окончательные и промежуточные.

Перечень указанных решений является исчерпывающим. Если принято решение о передаче сообщения по подследственности или по подсудности (промежуточные решения), то должны быть приняты меры по сохранению следов преступления (ч. 3 ст. 145 УПК РФ).

Как уже отмечалось, при наличии повода и достаточных данных, указывающих на признаки преступления (основания), орган дознания, дознаватель, руководитель следственного органа, следователь в пределах своей компетенции возбуждают уголовное дело, о чем выносится соответствующее постановление (ч. 1 ст.

146 УПК РФ). Следует отметить, что принятие этого решения должно быть основано на твердом убеждении, основанном на собранных фактических данных, об отсутствии обстоятельств, исключающих производство по делу. Эти обстоятельства перечислены в ст.

24 УПК РФ (отсутствие события или состава преступления, истечение сроков давности уголовного преследования и др.).

Уголовное дело может быть возбуждено в отношении конкретного лица, предположительно совершившего преступление, или по факту установления события преступления при отсутствии сведений о лице, его совершившем.

В первом случае материалы проверки заявлений и сообщений о преступлениях должны содержать достаточные данные, изобличающие конкретное лицо в совершении криминального деяния. При этом следователю (дознавателю) должны быть известны биографические данные лица (фамилия, имя, отчество, год рождения).

В некоторых случаях очевидность изобличения лица в совершении преступления обнаруживается в связи с задержанием его на месте преступления, или при опознании его очевидцами преступления, или, если данные о лице известны в силу родственных, приятельских, служебных отношений.

В противном случае уголовное дело возбуждается без указания на конкретное лицо, совершившее преступление (по факту преступления).

В некоторых случаях преступления совершаются вдалеке от органов государственной власти, в частности, от правоохранительных органов (на судах в море, на антарктических станциях и т.п.).

При этом, нередко, промедление с закреплением следов преступления может привести к их утрате и невозможности установить обстоятельства произошедшего. Закон наделяет ряд должностных лиц правом на возбуждение уголовных дел и проведение неотложных следственных действий.

Таким правом наделены: капитаны морских или речных судов в дальнем плавании, руководители геолого-разведочных партий или зимовок, начальники российских антарктических станций или сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания.

В ситуации, когда преступление совершено на территории дипломатических представительств или консульских учреждений, указанными правами наделены главы данных представительств и учреждений.

Вышеуказанные лица выполняют функции органа дознания (ч. 3 ст. 40 УПК РФ). После возбуждения уголовного дела они обязаны незамедлительно уведомить прокурора о начатом расследовании. Постановление о возбуждении уголовного дела передается прокурору незамедлительно при появлении для этого реальной возможности.

Если прокурор признает постановление о возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, он вправе в срок не позднее 24 часов с момента получения материалов, послуживших основанием для возбуждения уголовного дела, отменить постановление о возбуждении уголовного дела, о чем выносит мотивированное постановление (ч.

4 ст. 146 УПК РФ).

Источник: https://student-servis.ru/spravochnik/protsessualnyj-poryadok-priema-registratsii-proverki-zayavlenij-soobshhenij-o-prestupleniyah-i-prinyatie-po-nim-reshenij/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.