Сроки рассмотрения сообщения о преступлении

Статья 144 УПК

Сроки рассмотрения сообщения о преступлении

1) Дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны:

Url

Дополнительная информация:

– п.49 Приказа МВД № 736  сроки проверки сообщений о преступлениях

п.37 Приказа СК № 72  сроки проверки в Следственном комитете

в срок не позднее 3 суток со дня поступления сообщения о любом совершенном или готовящемся преступлении:

Url

Дополнительная информация:

– п.2 Пленума № 1  отказ в приеме сообщения затрудняет доступ к правосудию

– принять,

Url

Дополнительная информация:

– п.2 Пленума № 1  бездействие при проверке затрудняет доступ к правосудию

– проверить,

– и принять по нему решение, в пределах компетенции, установленной Уголовно-процессуальным кодексом.

Url

Дополнительная информация:

п.32 Приказа СК № 72  процессуальные действия до возбуждения дела

При проверкесообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе:

Url

Дополнительная информация:

п.1 ст.6 N 144-ФЗ  опрос, одна из разновидностей оперативных мероприятий

Объяснения свидетелей до возбуждения дела

Объяснения в ходе доследственной проверки, их практическое значение

Прием следователя

Прием следствия, оформление объяснений как доказательства

Доступ к объяснениям

Доступ к протоколам объяснений данным в ходе доследственной проверки

ПРИЕМ защиты

Прием против давления следователя: замечания при объяснениях (ч.4 166 УПК)

– получать объяснения,

Url

Дополнительная информация:

– ч.1 202 УПК получение образцов возможно до возбуждения дела

– получать образцы для сравнительного исследования,

Url

Дополнительная информация:

– п.9 Пленума № 19  медицинские сведения без судебного решения

– п.10 Пленума № 19  справки по счетам физ. лиц без судебного решения

– истребовать документы и предметы,

Url

Дополнительная информация:

183 УПК  производство выемки

– изымать их в порядке установленномУголовно-процессуальным кодексом,

Url

Дополнительная информация:

– ч.4 195 УПК  экспертиза может быть до возбуждения дела

– назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок,

Url

Дополнительная информация:

– ч.2 176 УПК  осмотр может быть до возбуждения дела

– производить осмотр места происшествия, документов, предметов,

Url

Дополнительная информация:

– ч.4 178 УПК  осмотр трупа может быть до возбуждения дела

– трупов,

Url

Дополнительная информация:

– ч.1 179 УПК  освидетельствование может быть до возбуждения дела

– производить освидетельствование,

– требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов,

– привлекать к участию в этих действиях специалистов,

– давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Url

Дополнительная информация:

– п.1 Пленума № 29  право на защиту возникает еще до возбуждения дела

1.1) Лицам, участвующим в производстве процессуальных действий при проверке сообщения о преступлении:

Url

Дополнительная информация:

– ч.1 11 УПК  участникам должны разъяснить их права

– разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом,

Url

Дополнительная информация:

– ч.1 11 УПК  участникам обеспечивается возможность осуществления прав

– и обеспечивается возможность осуществления этих прав в той части, в которой производимые процессуальные действия и процессуальные решения затрагивают их интересы, в том числе:

Url

Дополнительная информация:

– ч.1 51 Конституции РФ – свидетельский иммунитет

– право не свидетельствовать против себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, круг которых определен п.4 5 УПК,

Url

Дополнительная информация:

– п.1 Пленума № 29  право на защиту у любого, независимо от статуса

– пользоваться услугами адвоката,

– а также приносить жалобы на действия бездействие и решения дознавателя, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа в порядке, установленном Главой 16 Уголовно-процессуального кодекса.

Участники проверки сообщения о преступлении могут быть предупреждены о неразглашении данных досудебного производства в порядке, установленном 161 УПК.

Url

Дополнительная информация:

Права участников процесса на безопасность

– ч.3 11 УПК  меры безопасности для участников процесса

– п.21 ч.2 42 УПК  право потерпевшего ходатайствовать о мерах безопасности

– п.15 Пленума № 17  потерпевший вправе просить меры безопасности

– п.7 ч.4 56 УПК  право свидетеля ходатайствовать о мерах безопасности

– ч.1.1 144 УПК  право на безопасность участника досудебного производства

Меры безопасности в ходе следствия и суда

– ч.9 166 УПК  сохранение в протоколе тайны данных свидетеля, потерпевшего

– ч.8 193 УПК  опознание для безопасности – без визуального наблюдения

ч.1 217 УПК  при ознакомлении с делом – часть сведений могут не предъявлять

– п.4 ч.2 241 УПК  закрытое разбирательство если затронута безопасность

– ч.5 278 УПК  допрос свидетеля без оглашения личности для безопасности

– ч.4 303 УПК  данные о личности могут скрываться под псевдонимами

ПРАКТИЧЕСКИЕ аспекты

Меры безопасности участников процесса – как использовать для защиты

При необходимости безопасность участника досудебного производства обеспечивается в порядке, установленном ч.9 166 УПК, в том числе при приеме сообщения о преступлении.

1.2.) Полученные в ходе проверки сообщения о преступлении сведения могут быть использованы в качестве доказательств при условии соблюдения положений 75 УПК и 89 УПК.

Если после возбуждения уголовного дела стороной защитыили потерпевшим будет заявлено ходатайство о производстве дополнительной либо повторной судебной экспертизы, то такое ходатайство подлежит удовлетворению.

Url

Дополнительная информация:

п.14 Приказа СК № 72 сообщения о преступлениях из СМИ

– ч.3 148 УПК отказ в возбуждении по информации в СМИ публикуется

2) По сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации, проверку проводит:

Url

Дополнительная информация:

– п.2 ч.2 37 УПК  прокурор направляет материал для проверки

– по поручению прокурора  – орган дознания,

– а также по поручению руководителя следственного органа – следователь.

Редакция, главный редактор соответствующего средства массовой информации обязаны передать по требованию прокурора, следователя или органа дознания:

– имеющиеся в распоряжении соответствующего средства массовой информации документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении,

– а также данные о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации.

Url

Дополнительная информация:

– п.49 Приказа МВД № 736  сроки проверки сообщений о преступлениях

п.37 Приказа СК № 72 сроки проверки в Следственном комитете

3) Руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по мотивированному ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить до 10 суток срок, установленный ч.1 настоящей статьи.

Руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления, при необходимости:

– производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов;

– а также проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Url

Дополнительная информация:

– п.34 Приказа МВД № 736  талон-уведомление при регистрации заявления

– п.15 Приказа СК № 72  талон-уведомление при регистрации заявления

4) Заявителю выдается документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия.

Url

Дополнительная информация:

– п.2 Пленума № 1  обжалование отказа в приеме сообщения о преступлении

5) Отказ в приеме сообщения о преступлении может быть обжалован прокурору или в суд в порядке, установленном 124 УПК и 125 УПК.

6) Заявление потерпевшего или его законного представителя по уголовным делам частного обвинения, поданное в суд, рассматривается судьей в соответствии с 318 УПК.

В случаях, предусмотренных ч.4 147 УПК, проверка сообщения о преступлении осуществляется в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей.

7) При поступлении из органа дознания сообщения о преступлениях, предусмотренных 198 – 199.1 УК, следователь при отсутствии оснований для отказа в возбуждении уголовного дела:

– в срок не позднее 3-х суток с момента поступления такого сообщения направляет в вышестоящий налоговый орган по отношению к налоговому органу, в котором состоит на налоговом учете налогоплательщик (налоговый агент, плательщик сбора, плательщик страховых взносов), либо при поступлении из органа дознания сообщения о преступлениях, предусмотренных статьями 199.3 и 199.4 УК, – в территориальный орган страховщика, в котором состоят на учете страхователь – физическое лицо или страхователь-организация, которые обязаны уплачивать страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в государственный внебюджетный фонд (далее в настоящей статье – страхователь), копию такого сообщения с приложением соответствующих документов и предварительного расчета предполагаемой суммы недоимки по налогам, сборам и (или) страховым взносам.

8) По результатам рассмотрения материалов, направленных следователем в порядке, установленном ч.7 настоящей статьи, налоговый орган или территориальный орган страховщика в срок не позднее 15 суток с момента получения таких материалов:

1).

направляет следователю заключение о нарушении законодательства о налогах и сборах и (или) законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и о правильности предварительного расчета суммы предполагаемой недоимки по налогам, сборам и (или) страховым взносам в случае, если обстоятельства, указанные в сообщении о преступлении, были предметом исследования при проведении ранее назначенной налоговой проверки либо проверки правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по результатам которых вынесено вступившее в силу решение налогового органа или территориального органа страховщика, а также информацию об обжаловании или о приостановлении исполнения такого решения;

2).

информирует следователя о том, что в отношении налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора, плательщика страховых взносов) или страхователя проводится налоговая проверка или проверка правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по результатам которых решение еще не принято либо не вступило в законную силу;

3).

информирует следователя об отсутствии сведений о нарушении законодательства о налогах и сборах и (или) законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в случае, если указанные в сообщении о преступлении обстоятельства не были предметом исследования при проведении налоговой проверки либо проверки правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

9) После получения заключения налогового органа или территориального органа страховщика, но не позднее 30 суток с момента поступления сообщения о преступлении по результатам рассмотрения этого заключения следователем должно быть принято процессуальное решение.

Уголовное дело о преступлениях, предусмотренных статьями 198 – 199.1 УК, 199.3 и 199.4 УК, может быть возбуждено следователем до получения из налогового органа или территориального органа страховщика заключения или информации, предусмотренных ч.8 настоящей статьи, при наличии повода и достаточных данных, указывающих на признаки преступления.

Вернуться к тексту УПК

Обратиться за консультацией

Вернуться

Источник: http://xn--80acb5ajmepe8k.xn--p1ai/1577-144-upk.html

Сроки рассмотрения заявлений и сообщений о преступлениях

Сроки рассмотрения сообщения о преступлении

Дознаватель, орган дознания, следователь и прокурор обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах своей компетенции принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. Днем поступления сообщения считается день его фактического принятия дознавателем, следователем, прокурором, а не день регистрации или тем более день передачи исполнителю.

[2]

При проверке сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь и прокурор вправе требовать производства документальных проверок, ревизий и привлекать к их участию специалистов.

Прокурор, начальник следственного отдела, начальник органа дознания вправе по ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить до 10 суток срок рассмотрения сообщения, а при необходимости проведения документальных проверок или ревизий прокурор вправе по ходатайству следователя или дознавателя продлить этот срок до 30 суток.

https://www.youtube.com/watch?v=DsGU0O3mcAI

В случае передачи сообщения о преступлении по подследственности срок его рассмотрения должен идти со времени поступления в компетентный орган внутренних дел.

Заявителю выдается документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия.

По результатам рассмотрения сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь или прокурор принимает одно из следующих решений:

  1. о возбуждении уголовного дела;
  2. об отказе в возбуждении уголовного дела;
  3. о передаче сообщения по подследственности, а по уголовным делам частного обвинения — в суд в соответствии с УПК РФ.

О принятом решении сообщается заявителю. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное решение и порядок обжалования.

В случае принятия решения о передаче сообщения по подследственности или в суд орган дознания, дознаватель, следователь или прокурор принимает меры по сохранению следов преступления.

Проверка заявлений и сообщений о преступлениях

Дознаватель, орган дознания, следователь обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной УПК, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. При проверке сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь и прокурор вправе требовать производства документальных проверок, ревизий и привлекать к участию специалистов.

По сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации, проверку проводит по поручению прокурора орган дознания, а также следователь по поручению руководителя следственного органа.

Руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить до 10 суток срок проверки сообщения о преступлении, а при необходимости проведения документальных проверок или ревизий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток.

Заявителю выдается документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия.

Статья 144 УПК указывает на необходимость проверки сообщения о преступлении, не определяя методы ее проведения. Исходя из анализа ряда норм УПК, а также ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» и Закона РФ «О милиции» к методам проверки сообщения о преступлении относятся:

  1. осмотр места происшествия, который в случаях, не терпящих отлагательства, может проводиться до возбуждения уголовного дела (ч. 2 ст. 176 УПК);
  2. освидетельствование и назначение экспертизы — для закрепления следов преступления и установления лица, его совершившего (ч. 4 ст. 146 УПК);
  3. иные процессуальные действия: направлять требования, поручения, запросы в учреждения, предприятия, организации, должностным лицам и гражданам (ст. 21 УПК);
  4. требование производства документальных проверок, ревизий, привлечение к их участию специалиста (ч. 1 ст. 144 УПК);
  5. требование у редакции, главного редактора соответствующего средства массовой информации имеющихся в распоряжении соответствующего средства массовой информации документов и материалов, подтверждающих сообщение о преступлении, а также данных о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации (ч. 2 ст. 144 УПК);
  6. оперативно-розыскные мероприятия (ст. 6 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»), а также средства административной и прокурорской проверки, применение которых не обусловлено наличием производства по уголовному делу.

По результатам рассмотрения сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь принимает одно из следующих решений:

  1. о возбуждении уголовного дела в порядке;
  2. об отказе в возбуждении уголовного дела;
  3. о передаче сообщения по подследственности.

О принятом решении сообщается заявителю. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное решение и порядок обжалования.

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

Заявление или сообщение о преступлении должно быть принято соответствующим должностным лицом и зарегистрировано в установленном порядке. Заявителю выдается документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшим, даты и времени его принятия (талон уведомления).

Отказ в приеме сообщения о преступлении может быть обжалован прокурору или в суд.

В тех случая, когда из поступившей информации (повода) о преступлении с достаточной ясностью нельзя сделать вывод о наличии или отсутствия основания для возбуждения уголовного дела, а также, обстоятельств, исключающих производство по делу, может быть проведена предварительная проверка в порядке ст. 144 УПК РФ.

Она дат возможность получить дополнительные сведения и материалы, необходимые для правильного разрешения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Предварительная проверка производится в срок не более 3 суток с момента получения и регистрации заявления (сообщения) о совершении преступления. Руководитель следственного органа, начальник органа дознания праве по мотивированному ходатайству следователя, дознавателя продлить до 10 суток срок предварительной проверки.

При необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно – розыскных мероприятий, руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток с обязательным указанием на конкретные фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления.

В качестве методов предварительной проверки на практике используют:

1. Получение объяснений

Объяснение может быть получено от любого лица, которому известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для правильного решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Процедура получения объяснений близка к процедуре допроса. Однако, лицо не несет уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний.

Особенность получения объяснений состоит в том, что перед его получением лицу разъясняются следующие права:

• право не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и других близких родственников

• право на адвоката

• право на обжалование действия (бездействия и решений) дознавателя, следователя, органа дознания

2. Истребование или получение необходимых предметов и документов

Необходимые предметы и документы могут быть истребованы по почте или непосредственно у граждан или должностных лиц.

В последнем случае должен быть составлен соответствующий протокол с указанием времени, места и обстоятельств истребования и получения необходимых материалов.

Аналогичный протокол должен быть составлен и при принятии представленных гражданами и должностными лицами предметов и документов.

3. Производство ревизий, документальных проверок, инвентаризаций, контрольных закупок, а также специальных исследований

Документальные проверки и ревизии производятся в основном по делам о преступлениях в сфере экономики.

Документальная проверка – это изучение по документам какой-либо одной стороны деятельности предприятия, организации, учреждения с целью получения сведений о наличии или отсутствии оснований для возбуждения уголовного дела. При этом составляется акт документальной проверки.

Ревизия – это проверка всей финансово-хозяйственной деятельности учреждения, предприятия, организации за определенный период. Она так же производится путем изучения и анализа сведений, содержащихся в документах. По итогам ревизии составляется акт.

Наиболее часто специальные исследования производятся, когда требуется выявить признаки преступлений, связанных с наркотическими средствами, подделкой документов, незаконного ношения, хранения и приобретения оружия, фальшивомонетничества и т. д. В этих случаях дознаватели и следователи широко используют для решения вопроса о наличии или отсутствии основания к возбуждению уголовного дела помощь специалистов, поручая им производство вышеуказанных исследований.

4. Производство следственных действий

, по общему правилу, до возбуждения уголовного дела запрещено, кроме осмотра места происшествия, осмотра трупа, осмотра предметов и документов, освидетельствования, производства экспертизы, получения образцов для сравнительного исследования, которые можно производить в ходе проверки в порядке ст. 144 УПК РФ.

В том случае, если сообщение о преступлении распространено в СМИ, орган дознания может произвести его проверку только по поручению прокурора, а следователь – по поручению руководителя следственного органа.

Редакция (главный редактор) СМИ обязаны передать по требованию прокурора, следователя или органа дознания имеющиеся документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем эту информацию за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Приказ Следственного комитета России от 11 октября 2012 г. N 72 «Об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации»

Приказ Следственного комитета России от 11 октября 2012 г. N 72
«Об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации»

Источник: https://jurkonspb.ru/sroki-rassmotreniya-zayavlenij-i-soobshhenij-o-prestupleniyah/

Уголовно-процессуальное право

Сроки рассмотрения сообщения о преступлении

В соответствии с ч. 1 ст.

144 УПК РФ дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах своей компетенции принять по нему соответствующее решение.

Сообщение о преступлении должно быть принято вне зависимости от места и времени его совершения, а также полноты сообщаемых сведений.

Обязанность дознавателя, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа — принимать сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении распространяется на все виды преступлений, независимо от их характера и тяжести, а также отнесения их к уголовным делам публичного, частно-публичного или частного обвинения.

Дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного не вправе отказать в приеме сообщения о преступлении, даже если речь идет о преступлении, не относящемся к их подследственности. В подобных случаях они обязаны поступить в соответствии с п. 3 ч. 1 ст.

145 УПК РФ — принять поступившее сообщение в установленном порядке и передать его по подследственности. Этот порядок распространяется и на сообщения по уголовным делам частного обвинения: орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа обязаны их принять, рассмотреть и по результатам рассмотрения передать в суд.

В целях исключения из практики случаев сокрытия преступлений от учета, а также соблюдения установленных сроков принятия решений по поступившим сообщениям о преступлениях введена система регистрации заявлении, сообщений и иной информации о преступлениях.

Порядок приема и регистрации правоохранительными органами поступивших сообщений о преступлениях регламентирован ведомственными нормативными правовыми актами, такими как упомянутый выше Административный регламент МВД России 2012 г.; приказ Генерального прокурора РФ от 27 декабря 2007 г.

№ 212 «О порядке учета и рассмотрения в органах прокуратуры Российской Федерации сообщений о преступлениях», Инструкция о порядке организации приема, регистрации и проверки в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ сообщений о преступлениях (утверждена приказом ФСКН России от 9 марта 2006 г. № 75) и др.

1В целях обеспечения функционирования государственной системы учета преступлений, единообразия и полноты отражения в формах государственного статистического наблюдения сведений о состоянии преступности, а также реализации единых принципов государственной регистрации и учета преступлений Генеральный прокурор РФ, министр РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайном ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, министр экономического развития и торговли РФ, директор Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков, министр внутренних дел РФ, министр юстиции РФ, директор Федеральной службы безопасности РФ подписали 29 декабря 2005 г. приказ № 39/1070/1021/253/780/353/399 «О едином учете преступлений», который утвердил Типовое положение о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях, на основе которого были разработаны соответствующие ведомственные документы.

https://www.youtube.com/watch?v=3itbngXuPqo

В органах внутренних дел все предусмотренные в УПК РФ в качестве поводов для возбуждения уголовного дела источники информации (заявление о преступлении, подписанное заявителем, протокол принятия устного заявления о преступлении, заявление о явке с повинной, протокол явки с повинной, рапорт об обнаружении признаков преступления, постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании) регистрируются в Книге учета заявлений (сообщений) о преступлениях, об административных правонарушениях и происшествиях (КУСП).

Проверка сообщения о преступлении

Для уточнения наличия или отсутствия основания для возбуждения уголовного дела проводится обязательная проверка сообщения о преступлении. Уголовно-процессуальный закон не содержит понятия проверки сообщений о преступлениях.

Проверка сообщений о преступлениях — это действия, предусмотренные ст. 144 УПК РФ, производимые правомочными и (или) уполномоченными на то должностными лицами по сообщению о преступлении.

По сути проверка сообщения о преступлении — это его сопоставление с другими данными, имеющимися в распоряжении органов уголовного преследования, установление его источника, получение иных данных, подтверждающих или опровергающих проверяемое сообщение.

Проверка зарегистрированного сообщения о преступлении поручается уполномоченному сотруднику органа, принявшего сообщение, в зависимости от специализации, объектов и территории обслуживания.

Эти вопросы регулируются ведомственными нормативными правовыми актами. Исключение составляет проверка сообщения о преступлении, распространенного в средствах массовой информации.

Такую проверку проводит по поручению прокурора орган дознания или по поручению руководителя следственного органа следователь.

В соответствии с ч. 1 ст.

144 УПК РФ при проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном УПК РФ, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Согласно ч. 2 ст. 144 УПК РФ прокурор, следователь, орган дознания вправе предъявить требование о передаче имеющихся в распоряжении средства массовой информации документов и материалов, подтверждающих сообщение о преступлении, а также данных о лице, предоставившем указанную информацию, если сообщение о преступлении было распространено в средствах массовой информации.

Некоторые положения УПК РФ позволяют говорить и о других способах проверки. Так, из ч. 4 ст.

21 УПК РФ вытекает возможность предъявления следователем, дознавателем, органом дознания обязательных для исполнения требований, поручений и запросов к гражданам, учреждениям, предприятиям, организациям и должностным лицам.

Поскольку закон не ограничивает какой-либо стадией уголовного процесса право предъявить указанные требования, поручения и запросы, то данная норма — общего характера, может применяться и на стадии возбуждения уголовного дела.

В виде запроса, например, могут быть оформлены обращения в учреждения и организации в целях получения сведений, подтверждающих или опровергающих сообщение о преступлении, например направление на медицинское освидетельствование, истребование справки из больницы о диагнозе и предположительной продолжительности лечения лица, здоровью которого причинен вред преступлением, и т.д.

Других проверочных действий, кроме перечисленных, УПК РФ не предусматривает. Вместе с тем на практике применяются и другие способы проверки, предусмотренные иными нормативными правовыми актами. К ним относятся средства административной, оперативной, прокурорской проверки, т.е.

это непроцессуальная проверка. Такая проверка является законной, поскольку осуществляется на основе соответствующих нормативных актов и в соответствии с ними, но ее нельзя считать проверкой сообщений о преступлениях в смысле ст. 144 УПК РФ.

Эта проверка может предшествовать процессуальной деятельности, и оформленные соответствующим образом ее результаты (рапортом об обнаружении признаков преступления, постановлением прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании) могут служить поводом для возбуждения уголовного дела.

Непроцессуальная проверка не должна проводиться после появления повода для возбуждения уголовного дела2Исключение составляют случаи, когда дознаватель, орган дознания следователь, руководитель следственного органа, руководствуясь ч. 1 ст.

144 УПК РФ, дают органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Производимая при выполнении такого поручения деятельность не будет процессуальной, но она входит в содержание проверки сообщения о преступлении, поскольку задание на проведение оперативно-розыскных мероприятий было дано процессуальным путем..

Даже если проведение проверки поручено не следователю, а оперативному уполномоченному или участковому уполномоченному полиции, как часто бывает на практике, они не могут совмещать процессуальную деятельность с оперативно-розыскной или административной, поскольку действуют в качестве дознавателя.

Уголовно-процессуальный закон содержит гарантии прав личности при проведении проверки.

Лицам, участвующим в производстве процессуальных действий при проверке сообщения о преступлении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные УПК РФ, и обеспечивается возможность осуществления этих прав в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы, в том числе права не свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, пользоваться услугами адвоката, а также приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа.

Лицу, в отношении которого проводится проверка сообщения о преступлении, может быть предоставлен защитник с момента начала осуществления процессуальных действий, затрагивающих его права и свободы (п. 6 ч. 3 ст. 49 УПК РФ).

При необходимости обеспечивается безопасность лиц, участвующих в проверке (ч. 1.1 ст. 144 УПК РФ).

Значение полученных в ходе проверки сведений столь велико, что они могут не только устанавливать наличие или отсутствие основания для возбуждения уголовного дела, но и быть использованы в качестве доказательств (ч. 1.2 ст.

144 УПК РФ), а при производстве дознания в сокращенной форме закон допускает не допрашивать лиц, от которых в ходе проверки были получены объяснения, не назначать судебную экспертизу по вопросам, ответы на которые содержатся в заключении специалиста по результатам исследования, проведенного в ходе проверки сообщения о преступлении (п. 2, 3 ч. 3 ст. 226.5 УПК РФ).

После завершения проверки дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа принимают по собранным материалам решение.

В соответствии со ст. 145 УПК РФ на стадии возбуждения уголовного дела может быть принято одно из следующих решений: (1) о возбуждении уголовного дела; (2) об отказе в возбуждении уголовного дела; (3) о передаче сообщения по подследственности, а по уголовным делам частного обвинения — в суд.

Решение по сообщению о преступлении должно быть принято не позднее трех суток со дня поступления сообщения.

По ходатайству следователя, дознавателя соответственно руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе продлить указанный срок до 10 суток, а при необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток.

Ходатайство следователя и дознавателя о продлении срока проверки сообщения о преступлении оформляется постановлением, в котором должны быть изложены результаты проверки сообщения о преступлении и обоснована необходимость продления ее срока.

Источник: https://isfic.info/crimpro/lodne62.htm

Рассмотрение сообщения о преступлении

Сроки рассмотрения сообщения о преступлении

Определение 1

Рассмотрение сообщения о преступлении – это особая процессуальная деятельность, которая направлена на разрешение прямых задач этапа возбуждения уголовного дела.

Руководитель следственного органа, орган дознания, следователь, дознаватель должны принять и проверить сообщение о преступлении (готовящемся или совершенном), в рамках своей компетенции принять решение не позднее 3 суток с момента поступления сообщения (ст. 144 УПК). По ходатайству дознавателя или следователя данный срок продлевается до 10 суток начальником органа дознания и руководителем следственного органа.

В случае необходимости осуществления документальных ревизий, проверок, исследований документов, предметов, судебных экспертиз, трупов, проведения ОРМ по ходатайствам следователя или дознавателя руководитель следственного органа, прокурор соответственно, имеют право продлить данный срок до 30 суток с указанием на конкретные обстоятельства, которые послужили основанием для такого продления.

https://www.youtube.com/watch?v=Z0A43EUFM2o

Срок рассмотрения сообщения о предстоящем или уже совершенном преступлении исчисляется с момента регистрации сообщения в органе предварительного следствия или дознания до момента вынесения постановления о возбуждении уголовного дела. Сокрытие преступлений от процедуры регистрации, учета является грубым нарушением законодательства.

Сообщение о преступлении обязательно проверяют, после чего результаты в зависимости от вида сообщения оформляются:

  • протоколом (явка с повинной, заявление);
  • рапортом.

Проверка сообщения – это изучение представленных заявителем материалов, анализ содержащихся в заявлении фактических данных, установление личности заявителя, принятие решения о том, чтобы направить заявление по подследственности.

Дополнительно могут быть получены образцы для сравнительного анализа, объяснения, истребованы и изъяты предметы и документы, назначена судебная экспертиза, получено экспертное заключение, произведены осмотр документов, места происшествия, трупов, документальные проверки, освидетельствование, ревизии, исследованы предметы, документы, трупы, органу дознания дано письменное поручение о проведении ОРМ, обязательное для исполнения.

Такая проверка позволяет сделать обоснованный вывод о наличии, или отсутствии необходимых признаков преступления, но не может быть ориентирована на установление абсолютно всех признаков состава преступления.

Объем проверочных действий (перед возбуждением уголовного дела) зависит от вполне конкретных обстоятельств дела. Сами действия проводятся в сроки, прописанные уголовно-процессуальным законом.

Сообщения, полученные в результате проверки, могут использоваться, как доказательства, если получены с соблюдением всех требований (гл. 10).

Результаты оперативной и розыскной деятельности, не отвечающие требованиям, запрещены для использования в качестве доказательства.

Особенности порядка рассмотрения заявления о преступлении

В ст. 141 Уголовно-процессуального кодекса регламентирован порядок принятия заявления. Заявление может быть подано в устной или письменной форме.

Письменное заявление обязательно должно быть собственноручно подписано заявителем, содержать его фамилию, фактический адрес проживания.

Письменное заявление, сделанное должностным лицом от имени предприятия, организации или учреждения должно содержать соответствующий штамп.

Устное заявление записывается в протокол, который подписывается заявителем и принявшим это заявление лицом. В протоколе указываются данные о заявителе и документах, подтверждающих личность заявителя.

В случаях, когда устное заявление сделано в ходе судебного разбирательства или при следственных действиях, то его заносят в соответствующий протокол: судебного заседания или следственного действия.

Заявителя обязаны предупредить, что за дачу заведомо ложного доноса следует уголовная ответственность, о чем делается пометка, которую удостоверяет заявитель своей подписью.

Заявления о преступлениях частно-публичного обвинения принимаются исключительно от заявителя или законного представителя.

Орган дознания, дознаватель, руководитель следственного органа не имеют права отказать в приеме заявления, исходя из неподследственности или не достаточности сообщаемых сведений.

Должностное лицо должно направить заявление по подсудности или подследственности, или принять меры к пополнению сведений путем подробного опроса заявителя и дальнейшего составления протокола заявления.

Одновременно принимаются меры к пресечению или предотвращению преступления, сохранению его следов.

Анонимное заявление поводом к возбуждению уголовного дела не является (ч. 7 ст. 141). Но это не исключает того, что заявление должно быть проверено в порядке административной деятельности.

Если в результате проверки анонимного заявления были подтверждены заявленные данные, то лицо, проводившее проверку, должно было подать рапорт об обнаружении признаков преступления, что будет являться поводом к возбуждению уголовного дела.

Аналогично принимаются заявления, сделанные по телефону.

Особенности рассмотрения сообщения о преступлении при явке с повинной

При явке с повинной в первую очередь устанавливается личность явившегося лица. Производится ознакомление с документами, удостоверяющими личность, выяснение всех вопросов, возникающих в связи с этим.

В ситуации, если при заявителе не оказалось документов, удостоверяющих его личность, принимаются меры по установлению личности.

Все данные о лице, явившемся с повинной, устанавливаются до возбуждения уголовного дела.

Явка с повинной может быть оформлена письменно соответствующим заявлением или устно. Устное заявление заносится в протокол, который подписывается самим заявителем и лицом, это заявление принявшим. В протоколе должны быть указаны данные о заявителе, об удостоверяющих личность заявителя документах.

Явка с повинной – это обстоятельство, смягчающее наказание, или, при определенных условиях, освобождающее от уголовной ответственности (ст. 75 УК).

Обстоятельства, освобождающие от уголовной ответственности при явке с повинной:

  • преступление совершено впервые и его можно квалифицировать, как небольшой или средней тяжести;
  • лицо возместило причиненный ущерб или другим образом загладило причиненный в результате преступления вред
  • лицо способствовало раскрытию преступления.

Явка с повинной может быть спровоцированной, ложной или вынужденной, подлежащей критической оценке и тщательной проверке.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/rassmotrenie_soobscheniya_o_prestuplenii/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.