Сроки доследственной проверки упк рф

ст 144 УПК РФ с ми

Сроки доследственной проверки упк рф

Текст статьи 144 УПК РФ в новой редакции.

1. Дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения.

При проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном настоящим Кодексом, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.
1.1. Лицам, участвующим в производстве процессуальных действий при проверке сообщения о преступлении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, и обеспечивается возможность осуществления этих прав в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы, в том числе права не свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, круг которых определен пунктом 4 статьи 5 настоящего Кодекса, пользоваться услугами адвоката, а также приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа в порядке, установленном главой 16 настоящего Кодекса. Участники проверки сообщения о преступлении могут быть предупреждены о неразглашении данных досудебного производства в порядке, установленном статьей 161 настоящего Кодекса. При необходимости безопасность участника досудебного производства обеспечивается в порядке, установленном частью девятой статьи 166 настоящего Кодекса, в том числе при приеме сообщения о преступлении.

1.2. Полученные в ходе проверки сообщения о преступлении сведения могут быть использованы в качестве доказательств при условии соблюдения положений статей 75 и 89 настоящего Кодекса. Если после возбуждения уголовного дела стороной защиты или потерпевшим будет заявлено ходатайство о производстве дополнительной либо повторной судебной экспертизы, то такое ходатайство подлежит удовлетворению.

2. По сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации, проверку проводит по поручению прокурора орган дознания, а также по поручению руководителя следственного органа следователь.

Редакция, главный редактор соответствующего средства массовой информации обязаны передать по требованию прокурора, следователя или органа дознания имеющиеся в распоряжении соответствующего средства массовой информации документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации .

3. Руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по мотивированному ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить до 10 суток срок, установленный частью первой настоящей статьи.

При необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления.

4. Заявителю выдается документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия.

5. Отказ в приеме сообщения о преступлении может быть обжалован прокурору или в суд в порядке, установленном статьями 124 и 125 настоящего Кодекса.

6. Заявление потерпевшего или его законного представителя по уголовным делам частного обвинения, поданное в суд, рассматривается судьей в соответствии со статьей 318 настоящего Кодекса.

В случаях, предусмотренных частью четвертой статьи 147 настоящего Кодекса, проверка сообщения о преступлении осуществляется в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей .
7. При поступлении из органа дознания сообщения о преступлениях, предусмотренных статьями 198-199.

1 Уголовного кодекса Российской Федерации, следователь при отсутствии оснований для отказа в возбуждении уголовного дела не позднее трех суток с момента поступления сообщения направляет в вышестоящий налоговый орган по отношению к налоговому органу, в котором состоит на налоговом учете налогоплательщик (налоговый агент, плательщик сбора), копию такого сообщения с приложением соответствующих документов и предварительного расчета предполагаемой суммы недоимки по налогам и (или) сборам.

8.

По результатам рассмотрения материалов, направленных следователем в порядке, установленном частью седьмой настоящей статьи, налоговый орган не позднее 15 суток с момента получения таких материалов:1) направляет следователю заключение о нарушении законодательства о налогах и сборах и о правильности предварительного расчета суммы предполагаемой недоимки по налогам и (или) сборам в случае, когда обстоятельства, указанные в сообщении о преступлении, были предметом исследования при проведении ранее назначенной налоговой проверки, по результатам которой вынесено вступившее в силу решение налогового органа, а также информацию об обжаловании или о приостановлении исполнения такого решения;2) информирует следователя о том, что в отношении налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) проводится налоговая проверка, по результатам которой решение еще не принято либо не вступило в законную силу;3) информирует следователя об отсутствии сведений о нарушении законодательства о налогах и сборах в случае, если указанные в сообщении о преступлении обстоятельства не были предметом исследования при проведении налоговой проверки.

9. После получения заключения налогового органа, но не позднее 30 суток со дня поступления сообщения о преступлении по результатам рассмотрения этого заключения следователем должно быть принято процессуальное решение. Уголовное дело о преступлениях, предусмотренных статьями 198-199.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, может быть возбуждено следователем до получения из налогового органа заключения или информации, предусмотренных частью восьмой настоящей статьи, при наличии повода и достаточных данных, указывающих на признаки преступления.

N 174-ФЗ, УПК РФ действующая редакция.

Источник: https://upkrf24.ru/statia-144-upk

Статья 144 УПК РФ доследственная проверка

Сроки доследственной проверки упк рф

Бесплатная юридическая консультация по телефону

ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ

8 800 775 38 31

8 495 725 58 41

8 812 425 56 41


или Задайте вопрос юристу онлайн (в специальной форме)

Форма вопроса, задайте ваш вопрос и получите ответ в течении 5 минут

*все поля обязательны для заполнения

:  5 / 5

Многие граждане, никогда не сталкиваясь с совершением преступных действий в отношении их, при возникновении ситуации с нарушением прав и свобод, не владеют информацией о том, куда обратиться, по механизму этой процедуры.

Под передачей информации о планируемом нарушении прав или уже произошедшем понимают представление в полицию пострадавшим гражданином письменного заявления или сообщения в устной форме о факте преступного деяния (сведений о подготовке преступления) в отношении его.

В нем должны быть указаны имеющиеся доказательства (при наличии), обстоятельства во всех подробностях, условия, возможная информация о лицах, причастных к преступлению, свидетелей. О порядке подачи, рассмотрения, возбуждения дел в результате этих действий говорят ст. 144, 145 УПК РФ.

Похожая статья: продажа наркотиков статья, хранение и распространение, какое наказание и срок.

Куда направить сведения о преступлении, их форма

Если гражданин осознал и понял, что по отношению к нему со стороны злоумышленников предполагается или уже имела место противозаконная деятельность, ему необходимо направить информацию об этом в органы правопорядка.

Первичной инстанцией, которая работает по выявлению преступных деяний и возможности возбуждения уголовных дел, является полиция.

Сотрудники этого ведомства ориентированы на поиск лиц, имеющих отношение к преступлению, свидетелей, проведение проверок, связанных с подтверждением факта преступной деятельности по сообщению пострадавших граждан.

Механизм приема заявлений и сообщений людей органами правопорядка (следователей, дознавателей, полицейских) о совершенных и готовящихся преступных действиях, а также принятия решений в результате проведенной работы, отражен в статьях 144 145 УПК РФ. Сообщения, передаваемые в органы полиции, могут быть устными (звонок по телефону, личный визит) или письменными (оформление заявления в отделе или направление его по почте).

Задайте вопрос и получите бесплатную юридическую консультацию в течение 5 минут.

*все поля обязательны для заполнения

Работа правоохранительных органов по обработке сигналов о преступлениях

Прием заявлений, документов относительно фактического нарушения прав человека, требующего назначение наказания и компенсации физического, морального вреда пострадавшим, регулируется статьей 144 УПК РФ. Механизм работы сотрудников полиции согласно ст. 144 УПК:

  • в первую очередь, в данной инстанции специалисты занимаются приемом заявлений, сигнализирующих о нарушении прав, включающих необходимость проверки всех фактов (принять информацию должны в любом виде – письменном, устном);
  • решить вопрос о том, целесообразно ли возбудить уголовное дело (для этого сотрудники проводят проверки, экспертизы, занимаются сбором доказательной базы, опрашивают лиц, имеющих отношение к преступлению, привлекают к взаимодействию другие ведомства, разыскивают скрывающихся граждан, если это необходимо);
  • решение о возможности возбуждения производства выносят в течение 3 дней с того момента, как получено заявление;
  • заявителю выдают уведомление о том, что его сообщение принято к работе;
  • особое внимание уделяется преступлениям, совершаемым в налоговой сфере со стороны следователей (в течение 3 дней направляют запрос в налоговый орган для подтверждения информации, затем в течение 15 дней следователь информируется о работе правоохранительных органов, проведенной по направленному материалу).

144 статья УПК РФ говорит о том, что при отказе в приеме заявлений, эту ситуацию можно отрегулировать с помощью обращения в прокуратуру.

Пока специалистами ведется проверка в течение 3 дней, они могут требовать с заявителя документы, нужные для разбирательства, а также изымать их, если зарегистрирован отказ в их предоставлении.

Доследственная проверка УПК РФ 144 подразумевает, что информация, полученная в период экспертиз и проверок, может использоваться как доказательства при последующем рассмотрении дела в суде.

Как принимают решения после рассмотрения заявлений о преступных действиях

Статья 144 145 УПК РФ являются основными нормами, устанавливающими порядок, в ходе которого происходит прием, рассмотрение и принятие решения о дальнейших действиях по направленным сообщениям.

Перед тем, как принять определенное решение касаемо обращения гражданина, происходит анализ всех обстоятельств, работы специалистов, наличия доказательной базы.

Только после этого статья 144 145 предполагает принятие одного из трех решений:

  • возбудить производство, после чего, дело будет проходить следующие стадии обработки вплоть до судебного разбирательства (если факты преступных действий подтвердились и установлены);
  • отказать в дальнейшем рассмотрении (если в ходе экспертиз и проверок выяснилось, что для возбуждения дела оснований нет или недостаточно);
  • передать данное дело в органы следствия или дознания, если требуется дополнительная работа в пределах их компетенции.

Похожая статья: 111 4 статья уголовного кодекса РФ – Умышленный тяжелый вред здоровью.

Когда решение принято, о его результатах оповещают заявителя, в обязательном порядке разъясняют право о том, что если он не согласен с решением, может начать процесс обжалования, подав иск в судебный орган. Если дело направлено в следственные органы по подведомственности, то специалисты, получив его, должны сохранить следы преступления и провести работу в рамках своей компетенции.

Ст. 144 145 УПК к рассмотрению предполагаются не только при обращениях пострадавших граждан, но и при обращении самого преступника с целью признать свою вину и готовностью принять ответственность за совершенные действия.

144 145 УПК РФ предусматривает определенные сроки для проведения работы специалистов, но они продлеваются в зависимости от обстоятельств, не позволяющих в полной мере определиться с установлением фактов и сбором доказательной базы. Продление сроков может осуществлять прокурор, проверяющий дела на готовность к следующему этапу рассмотрения.

Каждая из проверок, проведенных органами дознания, следствия, оформляется в печатном варианте с помощью актов, заключений, отражающих сущность проведенного расследования.

Задайте вопрос и получите бесплатную юридическую консультацию в течение 5 минут.

*все поля обязательны для заполнения

Сроки для рассмотрения заявлений о преступлениях на практике

Система взаимодействия между ведомствами на локальном уровне при факте совершения преступного деяния предполагает направление пострадавшим документа в заявительной форме, где отражены все обстоятельства, причины, детали, необходимые для возбуждения уголовного дела и дальнейшего расследования.

Согласно законодательству, человек может представить заявление, как в письменной, так и в устной форме, оно в любом случае принимается в работу правоохранительных органов.

Гражданин, желая восстановить справедливость, вернуть свое имущество, возместить ущерб при тяжелых последствиях, возникших после воздействия преступника, рассчитывает на скорейшее рассмотрение поданного им документа. Сроки его обработки не всегда соответствуют тем периодам времени, которые регламентированы уголовно-процессуальным кодексом, но такое положение дел может быть вполне законным.

Установление сроков обработки заявительных документов в отделе МВД имеет следующие особенности:

  • компетентный специалист (дознаватель, следователь, их руководители) вступают в свое обязательство по принятию документа от пострадавшего, где изложены сведения о том, кто, по какой причине, при каких обстоятельствах, совершил преступные действия в отношении него. После чего, решить вопрос о возбуждении уголовного производства, необходимо в течение 3 дней, сообщить о своем решении заявителю;
  • во многих случаях, граждане не получают желаемый ответ от специалистов, работающих по делу, в 3-дневный срок. При появлении вопроса о нарушении срочности, человеку могут ответить, что период рассмотрения продлен до 10 дней. Часть 3 статьи 144 говорит о том, что в случае обоснованного ходатайства следователя этот вариант вполне законен. Он возможен, если в ходе проверки указанных сведений возникли сложности, следует уточнить некоторые нюансы и детали;
  • в некоторых ситуациях у компетентного органа имеется основание продлить данный период до 30 дней. Чаще всего, это происходит при необходимости дополнительных экспертиз, проверок, исследований каких-либо критериев или показателей, важных для принятия решения, а также их анализа.

Обработка первичной документации является самым важным моментом, так как от решения дознавателей или следователей зависит – будет ли начато уголовное производство.

Как проводят проверку после поступления заявления о преступлении

После того, как документ, содержащий сообщение о совершении преступных действий, поступил в учреждение, уполномоченное для работы с ним, его необходимо изучить, проанализировать, провести мероприятия по проверке данных, указанных в нем. Статья 144 УПК предусматривает несколько вариантов по реализации мер, связанных с проверочными действиями. К ним относятся:

  • получение объяснений от граждан, причастных к совершению незаконного деяния в качестве пострадавших, свидетелей и очевидцев случившегося;
  • взятие образцов каких-либо данных для проведения сравнительного анализа;
  • изъятие орудий преступления, поврежденного имущества;
  • назначение различных экспертиз для подтверждения информации, а также участие в ней и получение необходимых заключений;
  • проведение действий по осмотру места преступления, материальных доказательств, документационного обеспечения;
  • направление письменных поручений другим учреждениям, задействованным в проверках, а также запросов в организации, которые могут представить сведения для решения вопроса о возбуждении дела.

К сожалению, задержка проверочных мероприятий, является распространенным явлением, но это связано чаще всего не с бездействием специалистов, а сложностью рассматриваемых дел, множеством мельчайших нюансов, обязательных для учета, проблемами в трактовке норм законодательства.

Особенности принятия заявлений о преступлениях

После того, как документ передан в ведение органа полиции с целью проведения проверок, экспертиз, следствия, а в последующем заведения уголовного производства и направления дела в судебную инстанцию, необходимо учитывать такие нюансы работы специалистов:

  • намерение гражданина оформить сообщение не зависит от причинения ущерба или каких-либо последствий после случившегося, желание представить его появляется по факту совершения деяния;
  • если форма заявления является устной, то оно фиксируется в специальном протоколе, где расписывается гражданин и следователь;
  • человека в обязательном порядке предупреждают о недопустимости клеветы и предоставления ложных сведений в отношении других людей, так как такая деятельность также уголовно наказуема;
  • основным принципом подачи документа считается добровольность заявителя.

Каждое заявление подлежит рассмотрению правоохранительным органом в индивидуальном порядке, поэтому сроки, условия, обстоятельства могут варьироваться, но в рамках законодательства.

Источник: https://1-yur.ru/glavnaya/glavnaya/ugolovnye-dela/312-statya-144-upk-rf-dosledstvennaya-proverka.html

Статья 144 УПК РФ. Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

Сроки доследственной проверки упк рф

1. Дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения.

При проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном настоящим Кодексом, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.
1.1. Лицам, участвующим в производстве процессуальных действий при проверке сообщения о преступлении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, и обеспечивается возможность осуществления этих прав в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы, в том числе права не свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, круг которых определен пунктом 4 статьи 5 настоящего Кодекса, пользоваться услугами адвоката, а также приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа в порядке, установленном главой 16 настоящего Кодекса. Участники проверки сообщения о преступлении могут быть предупреждены о неразглашении данных досудебного производства в порядке, установленном статьей 161 настоящего Кодекса. При необходимости безопасность участника досудебного производства обеспечивается в порядке, установленном частью девятой статьи 166 настоящего Кодекса, в том числе при приеме сообщения о преступлении.

1.2. Полученные в ходе проверки сообщения о преступлении сведения могут быть использованы в качестве доказательств при условии соблюдения положений статей 75 и 89 настоящего Кодекса. Если после возбуждения уголовного дела стороной защиты или потерпевшим будет заявлено ходатайство о производстве дополнительной либо повторной судебной экспертизы, то такое ходатайство подлежит удовлетворению.

2. По сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации, проверку проводит по поручению прокурора орган дознания, а также по поручению руководителя следственного органа следователь.

Редакция, главный редактор соответствующего средства массовой информации обязаны передать по требованию прокурора, следователя или органа дознания имеющиеся в распоряжении соответствующего средства массовой информации документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации .

3. Руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по мотивированному ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить до 10 суток срок, установленный частью первой настоящей статьи.

При необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления.

4. Заявителю выдается документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия.

5. Отказ в приеме сообщения о преступлении может быть обжалован прокурору или в суд в порядке, установленном статьями 124 и 125 настоящего Кодекса.

6. Заявление потерпевшего или его законного представителя по уголовным делам частного обвинения, поданное в суд, рассматривается судьей в соответствии со статьей 318 настоящего Кодекса.

В случаях, предусмотренных частью четвертой статьи 147 настоящего Кодекса, проверка сообщения о преступлении осуществляется в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей .
7. При поступлении из органа дознания сообщения о преступлениях, предусмотренных статьями 198-199.

1 Уголовного кодекса Российской Федерации, следователь при отсутствии оснований для отказа в возбуждении уголовного дела не позднее трех суток с момента поступления сообщения направляет в вышестоящий налоговый орган по отношению к налоговому органу, в котором состоит на налоговом учете налогоплательщик (налоговый агент, плательщик сбора), копию такого сообщения с приложением соответствующих документов и предварительного расчета предполагаемой суммы недоимки по налогам и (или) сборам.

8.

По результатам рассмотрения материалов, направленных следователем в порядке, установленном частью седьмой настоящей статьи, налоговый орган не позднее 15 суток с момента получения таких материалов:1) направляет следователю заключение о нарушении законодательства о налогах и сборах и о правильности предварительного расчета суммы предполагаемой недоимки по налогам и (или) сборам в случае, когда обстоятельства, указанные в сообщении о преступлении, были предметом исследования при проведении ранее назначенной налоговой проверки, по результатам которой вынесено вступившее в силу решение налогового органа, а также информацию об обжаловании или о приостановлении исполнения такого решения;2) информирует следователя о том, что в отношении налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) проводится налоговая проверка, по результатам которой решение еще не принято либо не вступило в законную силу;3) информирует следователя об отсутствии сведений о нарушении законодательства о налогах и сборах в случае, если указанные в сообщении о преступлении обстоятельства не были предметом исследования при проведении налоговой проверки.

9. После получения заключения налогового органа, но не позднее 30 суток со дня поступления сообщения о преступлении по результатам рассмотрения этого заключения следователем должно быть принято процессуальное решение. Уголовное дело о преступлениях, предусмотренных статьями 198-199.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, может быть возбуждено следователем до получения из налогового органа заключения или информации, предусмотренных частью восьмой настоящей статьи, при наличии повода и достаточных данных, указывающих на признаки преступления.

1. В ч. 1 комментируемой статьи установлена обязанность органов и должностных лиц, осуществляющих уголовное преследование, принять и проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении. Данная обязанность вытекает из содержания п.

9 ст. 5 УПК РФ, в соответствии с которым досудебное производство считается начавшимся с момента получения этими лицами сообщения, а начало деятельности не связано с формальной регистрацией повода для возбуждения уголовного дела в учетной документации.

2. Тот факт, что в ч. 1 комментируемой статьи установлена обязанность «принять, проверить сообщение», означает, что проверка должна производиться в каждом случае поступления повода для возбуждения уголовного дела. Вместе с тем объем проверки в пределах установленного законом срока орган или должностное лицо вправе определять самостоятельно.

3. По общему правилу решение по поступившему поводу и результатам проверки принимается в срок до 3 суток. Однако при продлении срока проверки в порядке, установленном ч. 3 комментируемой статьи, одновременно отодвигается и срок принятия решения.

4. В ч. 1 комментируемой статьи закреплен ряд проверочных действий, направленных на обнаружение признаков преступления. Такие действия можно подразделить на три группы.

Первая группа – процессуальные действия, которые не являются следственными и которые направлены на обнаружение и фиксацию исходной информации, позволяющей сделать вывод о наличии или отсутствии в деянии признаков преступления.

К ним относятся получение объяснений; получение образцов для сравнительного исследования; истребование документов и предметов и последующее их изъятие в порядке, установленном УПК РФ; требование производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов.

Вторую группу образуют следственные действия, которые можно производить на этапе доследственной проверки с целью установления оснований для возбуждения уголовного дела. Такими действиями являются: осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов; освидетельствование; судебная экспертиза.

Третья группа проверочных действий – это оперативно-розыскные мероприятия, проводящиеся органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, на основании письменного поручения следователя, дознавателя, которое было передано на стадии возбуждения уголовного дела.

Если на этапе доследственной проверки проводились оперативно-розыскные мероприятия, то они подлежат рассекречиванию, но не полностью, а в объеме, достаточном для разрешения вопроса о возбуждении уголовного дела.

5. Согласно ч. 1.

1 комментируемой статьи лицам, участвующим в производстве процессуальных действий на стадии возбуждения уголовного дела, должны быть разъяснены их права и обязанности, а также обеспечена возможность их реализации. При этом не имеет значения, в каком качестве указанные лица будут выступать в ходе последующего предварительного расследования (в случае, когда уголовное дело будет возбуждено).

Если лицу, написавшему явку с повинной, такие права разъяснены не были либо не были созданы надлежащие условия для их реализации, то данный документ утрачивает доказательственное значение.

6. Часть 1.2 комментируемой статьи содержит важное правило, согласно которому сведения, полученные на стадии возбуждения уголовного дела, в случае их соответствия требованиям закона приобретают статус доказательств и могут быть использованы без каких бы то ни было ограничений в ходе дальнейшего производства по уголовному делу.

С другой стороны, это не лишает следователя права проверять доказательства, собранные на стадии возбуждения уголовного дела. В числе прочих в качестве доказательств могут быть использованы результаты оперативно-розыскной деятельности, осуществлявшейся до возбуждения уголовного дела, в тех случаях, когда они отвечают требованиям ст.

89 УПК РФ.

7. В ч. 2 комментируемой статьи установлен порядок проверки сообщений о преступлениях, распространенных в средствах массовой информации (СМИ). При этом необходимо выяснять, действительно ли тот либо иной печатный или вещательный орган относится к категории СМИ. Например, статьи и заметки, опубликованные непериодической печати или изданиях, выпускаемых на предприятиях, к СМИ не причислены.

Если прокурор поручил проверку сведений дознавателю или руководитель следственного органа поручил это следователю, то на главного редактора соответствующего СМИ возлагается обязанность предоставить документы и материалы, которые подтверждают публикацию, в том числе и те материалы, которые не были опубликованы или оглашены.

Исключение составляют случаи, когда лицо, предоставившее соответствующие материалы в СМИ, поставило в качестве условия сохранение в тайне источника информации. Согласно ст. 41 Закона РФ от 27 декабря 1991 г.

№ 2124-I «О средствах массовой информации» редакция не вправе разглашать в распространяемых сообщениях и материалах сведения, предоставленные гражданином с условием сохранения их в тайне.

Редакция обязана сохранять в тайне источник информации и не вправе называть лицо, предоставившее сведения с условием неразглашения его имени, за исключением случая, когда соответствующее требование поступило от суда в связи с находящимся в его производстве делом.

8.

Согласно ч. 3 комментируемой статьи в случаях действительной необходимости срок проверки может быть продлен до 10 суток. Для этого требуется, чтобы следователь или дознаватель обратился с письменным ходатайством к соответствующему должностному лицу: следователь – к руководителю следственного органа, дознаватель – к начальнику органа дознания.

При необходимости производства ряда проверочных действий, указанных в этой же комментируемой норме, до 30 суток срок проверки следователю продлевает также руководитель следственного органа, а дознавателю – прокурор. В любом случае продление срока должно быть вызвано действительной необходимостью.

9. В ч.

4 комментируемой статьи содержится обязательное требование к органу, принявшему сообщение о преступлении, вручать заявителю письменный документ, который подтверждает факт принятия сообщения о преступлении. При этом недопустимо отказывать в выдаче данного документа по любым мотивам (отсутствие бланков, необходимость тщательного изучения поданного сообщения перед его регистрацией и т.п.).

10. Отказ в приеме сообщения (в том числе и в выдаче документа) может быть обжалован непосредственно в суд (ст. 124, 125 УПК РФ). Это правило несколько расширяет содержание ч. 1 ст. 125 УПК РФ, в которой в числе прочих случаев речь идет о возможности обжалования в суд лишь постановлений об отказах в возбуждении уголовных дел.

11. Если уголовное дело частного обвинения возбуждается следователем или с согласия прокурора дознавателем, этому предшествует проверка, которая проводится в общем порядке.

Если у вас остались вопросы по статье 144 УПК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Источник: http://oupkrf.ru/st144

Процессуальные способы проверки заявлений, сообщений о преступлениях в установленный срок, быль или реальность?

Сроки доследственной проверки упк рф

Доследственная проверка, сроки которой ограничены тремя, десятью и тридцатью днями, выполняется правоохранительными органами для выявления признаков правонарушения или отсутствия состава преступления. На данной стадии осуществляется опрос свидетелей.

Материал доследственной проверки (протоколы, документы и прочие бумаги), согласно УПК, процессуально не являются доказательствами. Тем не менее впоследствии он станет неотъемлемым элементом уголовного дела.

Доследственная проверка позволяет установить взаимосвязь между действиями лица и последствиями, наступившими в их результате.

Основания

Доследственная проверка осуществляется по:

  • Явке с повинной.
  • Сообщению или заявлению о правонарушении.
  • Результатам проведения какого-либо иного мероприятия, предусмотренного законодательством.

По завершении доследственной проверки выносится одно из следующих решений:

  1. Возбудить уголовное дело.
  2. Направить сообщение по подследственности.
  3. Отказать в начале производства.

Полномочия сотрудников

В ходе мероприятий должностные лица имеют право на:

  • Ознакомление с материалами доследственной проверки.
  • Истребование образцов для осуществления сравнительного исследования.
  • Назначение судебной экспертизы.
  • Получение заключения исследований.
  • Самостоятельное проведение осмотра места событий, документов и предметов.
  • Привлечение к расследованию узкопрофильных специалистов.
  • Поручение органу дознания осуществление оперативно-розыскных мероприятий.

Гордиев узел доследственной проверки

Нами ранее неоднократно отмечалось, что этот процессуальный институт несет в себе целый железнодорожный состав законодательных дефектов и практических проблем. Вот лишь некоторые из них:

1. Сроки проведения доследственной проверки носят неограниченный характер.

Так, по смыслу ч. 1 ст. 144 УПК РФ должностное лицо обязано принять решение по сообщению о любом совершенном или готовящемся преступлении в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения.

Этот срок может быть продлен руководителем до 10 суток, а при необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок еще
до 30 суток.
К сожалению, предусмотренные ст. 144 УПК РФ сроки никак не препятствуют нередко встречающимся на практике фактам неоднократных отмен вынесенных постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел с целью искусственного продления этих сроков.

В результате таких действий сроки проведения проверок могут длиться несколько месяцев.

При этом лица, в отношении которых эти проверки ведутся, находясь в состоянии правовой неопределенности: государство не предъявило им никаких претензий, они еще не являются подозреваемыми и не наделены необходимыми для защиты процессуальными правами, чаще всего не имеют адвоката, но в отношении них уже осуществляется весь комплекс репрессивных процессуальных мер.

Конституционный Суд в своих многочисленных решениях, связанных с рассмотрением жалоб на ст.

144, 145 УПК РФ, отмечал, что уголовно-процессуальный закон не предполагает произвольную и многократную отмену по одному и тому же основанию постановления об отказе в возбуждении уголовного дела с направлением материалов для дополнительной проверки, предусматривает соблюдение установленных законом сроков для совершения процессуальных действий (Определения Конституционного Суда от 20 декабря 2005 г. № 477-О, от 17 октября 2006 г. № 425-О, от 16 мая 2007 г. № 374-О-О, от 11 мая 2012 г. № 667-О, от 24 декабря 2013 г. № 1936-О).

Вместе с тем нарушения сроков проверки сообщений не влекут для следователей никаких неблагоприятных процессуальных последствий, в том числе признания постановления о возбуждении уголовного дела незаконным либо исключения доказательств, а поэтому такие произвольные действия продолжаются. 2. В период доследственной проверки, когда сторона защиты еще не сформировалась, законодатель позволил следователю проводить полноценное расследование и получать любого вида доказательства виновности будущего обвиняемого.

Так, согласно ч. 1 ст.

144 УПК РФ при проверке сообщения о преступлении следователь вправе получать
объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.
При этом добываемые на данной стадии документы принимаются судами именно в качестве доказательств виновности лица.

На это указывают требования ч. 1.2 ст. 144 УПК РФ: «Полученные в ходе проверки сообщения о преступлении сведения могут быть использованы в качестве доказательств при условии соблюдения положений статей 75 и 89 настоящего Кодекса».

Было очень опрометчивым решением законодателя дозволять представителям обвинения получение доказательств еще до возбуждения уголовного дела (ч. 1.2 ст. 144 УПК РФ была введена Федеральным законом от 4 марта 2013 г.

№ 23-ФЗ), когда представляется затруднительным обеспечить реализацию принципа равноправия и состязательности сторон. 3.

УПК РФ не позволяет защитнику на стадии доследственной проверки заявить ходатайство о совершении определенных процессуальных действий, представлять какие-либо доказательства невиновности.

Например, он не сможет привести к следователю очевидца совершенного преступления и попросить его опросить. По смыслу ст. 119 УПК РФ адвокат может заявить ходатайство только по уголовному делу, которое на интересующий нас момент еще не возбуждено.

4. УПК РФ, предусматривая право уполномоченного должностного лица продлевать сроки доследственной проверки сначала до 10 суток, а затем до 30 суток, не предусматривает его обязанность извещать о продлении срока проверки заинтересованных лиц.

Согласно ч. 8 ст. 162 УПК РФ,
«следователь в письменном виде уведомляет обвиняемого и его защитника, а также потерпевшего и его представителя о продлении срока предварительного следствия».


Данная процессуальная норма, действующая на стадии предварительного расследования, представляется логичной и основательной, но как объяснить иной подход законодателя при продлении срока проведения проверки, скажем, до 30 суток? Совершенно очевидно, что заинтересованные лица обязаны знать о таком решении следователя (дознавателя), чтобы иметь возможность своевременно его обжаловать.

5. Неизвещение лица, в отношении которого проводится проверка, о вынесенном постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела.

Источник: https://AllWrestling.ru/sledstvie-i-sud/prodlenie-sroka-proverki-soobshcheniya-o-prestuplenii.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.