Средства проверки сообщения о преступлении

Процессуальные средства проверки сообщений о преступлении

Средства проверки сообщения о преступлении

⇐ ПредыдущаяСтр 59 из 120Следующая ⇒

Дознаватель, орган дознания, следователь обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной УПК, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. При проверке сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь и прокурор вправе требовать производства документальных проверок, ревизий и привлекать к участию специалистов.

По сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации, проверку проводит по поручению прокурора орган дознания, а также следователь по поручению руководителя следственного органа.

Руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить до 10 суток срок проверки сообщения о преступлении, а при необходимости проведения документальных проверок или ревизий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток.

Заявителю выдается документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия.

Статья 144 УПК указывает на необходимость проверки сообщения о преступлении, не определяя методы ее проведения. Исходя из анализа ряда норм УПК, а также ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» и Закона РФ «О милиции» к методам проверки сообщения о преступлении относятся:

осмотр места происшествия, который в случаях, не терпящих отлагательства, может проводиться до возбуждения уголовного дела (ч. 2 ст. 176 УПК);

освидетельствование и назначение экспертизы – для закрепления следов преступления и установления лица, его совершившего (ч. 4 ст. 146 УПК);

иные процессуальные действия: направлять требования, поручения, запросы в учреждения, предприятия, организации, должностным лицам и гражданам (ст. 21 УПК);

требование производства документальных проверок, ревизий, привлечение к их участию специалиста (ч. 1 ст. 144 УПК);

требование у редакции, главного редактора соответствующего средства массовой информации имеющихся в распоряжении соответствующего средства массовой информации документов и материалов, подтверждающих сообщение о преступлении, а также данных о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации (ч. 2 ст. 144 УПК);

оперативно-розыскные мероприятия (ст. 6 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»), а также средства административной и прокурорской проверки, применение которых не обусловлено наличием производства по уголовному делу.

77. Виды решений, принимаемых в стадии возбуждения уголовного дела. Форма, структура и содержание этих решений.

По результатам рассмотрения сообщения о преступлении руководитель следственного opгана принимаем одно из следующих решении:

1) о возбуждении уголовного дела;

2) об отказе в возбуждении уголовного дела;

3) о передаче сообщения по подследственности или подсудности. Возбуждение уголовного дела осуществляется при наличии повода и основания, о чем выносится соответствующее постановление (ст. 146 УПК). Копия постановления руководителя следственного органа о возбуждении уголовного дела незамедлительно направляется прокурору.

В постановлении о возбуждении уголовного дела указываются:

1) дата, время и место его вынесения;

2) кем оно вынесено;

3) повод и основания для возбуждения уголовного дела;

4) пункт, часть и статья уголовного закона, на основании которых возбуждается уголовное дело.

В случае если прокурор признает постановление о возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, он вправе в срок не позднее 24 ч с момента получения материалов отменить постановление о возбуждении уголовного дела, о чем выносит мотивированное постановление. О принятом решении следователь и дознаватель незамедлительно уведомляют заявителя, а также лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело.

При отсутствии основания для возбуждения уголовного дела руководитель следственного органа, следователь, орган дознания или дознаватель выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.

Отказ в возбуждении уголовного дела по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК, допускается лишь в отношении конкретного лица. Копия данного решения в течение суток направляется прокурору.

Решение об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с мотивированным постановлением прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного следствия для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства, может быть принято только с согласия руководителя следственного органа.

Признав постановление органа дознания, дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, прокурор отменяет его и направляет соответствующее постановление начальнику органа дознания со своими указаниями, устанавливая срок их исполнения.

Признав отказ руководителя следственного органа, следователя в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, прокурор в срок не позднее пяти суток с момента получения материалов проверки сообщения о преступлении отменяет постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, о чем выносит мотивированное постановление с изложением конкретных обстоятельств, подлежащих дополнительной проверке, которое вместе с указанными материалами незамедлительно направляет руководителю следственного органа.

Признав отказ руководителя следственного органа, следователя в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, соответствующий руководитель следственного органа отменяет его и возбуждает уголовное дело л ибо направляет материалы для дополнительной проверки со своими указаниями, устанавливая срок их исполнения.

При вынесении постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по результатам проверки сообщения о преступлении, связанного с подозрением в его совершении конкретного лица или лиц, следователь, орган дознания обязаны рассмотреть вопрос о возбуждении уголовного дела за заведомо ложный донос в отношении лица, заявившего или распространившего ложное сообщение о преступлении.

Передача сообщения по подследственности осуществляется в тех случаях, когда преступление, о котором информируется соответствующее должностное лицо, подследственно иному следователю или органу дознания. Заявления о совершении преступлений частного обвинения направляются мировому судье (п. 3 ч. I ст. 145 УПК).

⇐ Предыдущая54555657585960616263Следующая ⇒

Date: 2016-07-20; view: 946; Нарушение авторских прав

Источник: https://mydocx.ru/12-36790.html

Процессуальные способы проверки заявлений, сообщений о преступлениях в установленный срок, быль или реальность?

Средства проверки сообщения о преступлении

В статье рассматривается специфика правового регулирования способов проверки заявлений, сообщений о преступлениях. Отмечаются недостатки и нарушение сроков при принятии решений по сообщениям, заявлениям предлагаются пути решения данной проблемы.

Принять законное процессуальное решение по заявлению, сообщению о преступлении возможно только после проведения полной, всесторонней и объектовой оценки информации полученной в ходе проверки заявления, сообщения о преступлении.

Проведение полной и качественной проверки по поступившему заявлению, сообщению свидетельствует о законном и правильном принятии решении в соответствии со ст.145 УПК РФ, исключая факт допущения нарушения закона.

В ходе проверки должно быть установлено как отсутствие оснований для отказа в возбуждении уголовного дела, так и наличие оснований для его возбуждения.

Необходимо отметить, что проверка поступившей информации является обязательным элементом уголовно-процессуальной деятельности на стадии возбуждения уголовного дела, регулируется нормами уголовно-процессуального права и соответственно носит процессуальный характер. Субъектом проверки, выступает должностное лицо органа дознания или предварительного следствия на которое в соответствии с положениями п.п. 77,78,82 приказа МВД РФ от 1 мая 2012г. №140 возлагаются полномочия по проведению проверки заявлений, сообщений.

При проведении такой проверки заявлений и сообщений происходит установление конкретных обстоятельств преступления, далее данные полученные при проверке могут быть использованы как доказательства по уголовному делу. Но в сравнении с предварительным расследованием проверка заявлений, сообщений ставит перед собой иную цель.

Так при проведении дознания или же предварительного следствия устанавливаются все обстоятельства преступления, в то время как при проверке заявления, сообщения на стадии возбуждения уголовного дела устанавливается только наличие или отсутствие признаков преступления и оснований для отказа в возбуждении уголовного дела, необходимых для принятия решения о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела, передаче по подследственности или же в суд.

В соответствии со статьей 144 УПК РФ срок проверки сообщений, заявлений о любом совершенном или готовящемся преступлении подлежащих рассмотрению дознавателем, органом дознания, следователем, руководителем следственного органа, составляет 3 суток со дня поступления такого сообщения и при необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий с целью принятия законного решения согласно ст. 145 УПК РФ, по мотивированному ходатайству руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 10 и 30 суток.

В ходатайстве необходимо указать конкретные обстоятельства которые служат основанием для данного продления. Также основные правила для исчисления, соблюдения, продления, а также восстановления процессуальных сроков закреплены в ст.ст. 128-130 УПК РФ.

В соответствии с ч.2 ст.

128 УПК РФ, в том случае если день на который приходится окончания срока рассмотрения сообщения о преступлении, будет нерабочим, то окончание срока, то есть последний день окончания срока, будет первый день после нерабочего дня. Исключительными случаями являются лишь исчисление сроков при домашнем аресте, содержании под стражей, задержании и нахождении в медицинском или психиатрическом стационаре.

Например, при окончании срока рассмотрения сообщения, заявления о преступлении 10 февраля, праздничным днем является 11 февраля, в связи с этим срок проверки в трое суток сообщения, заявления о преступлении сутки 11 февраля могут быть не включены согласно ст. 128 УПК РФ. Также согласно ст.144 УПК РФ срок рассмотрения сообщения, заявления в трое суток может быть продлен до десятисуточного или же 30 суток.

Такого рода продления подлежит рассмотрению как исключительный механизм, так как при принятии решения о продлении срока предварительной проверки руководитель следственного органа, начальник органа дознания обязаны качественно и в полном объеме проанализировать приведенные доводы следователя, дознавателя, органа дознания о том, что не представляется возможным в установленный более короткий срок принять решение по данному сообщению, заявлению.

Действительно, на практике большое количество сообщений, заявлений не всегда реально рассмотреть в срок 3 суток.

Зачастую продление сроков для проведения проверки необходимо для получения ответа на запрос или же объяснения от свидетелей, потерпевших которые могут дать важную информацию, но по причине не проживания по месту жительства и не появления по месту работы, в связи с требуемым временем для установления местонахождения срок проверки необходимо продлить, также причиной может явиться, например сроки ожидания окончания проведения экспертизы специалистом или экспертом и т.д. В данной ситуации проблему можно обозначить как «быстро и не качественно» и «медленнее, но более качественнее», так как проведение не качественной проверки сообщения, заявления, хотя и в установленный законом срок, может повлечь за собой тот факт, что по заявлению, сообщению будет принято процессуальное решение которое будет во-первых незаконным, а во-вторых необоснованным. В последствии по таким материалам доследственной проверки прокуратурой происходит возврат материалов проверок на дополнительную проверку с требованием устранить нарушения закона при принятии данного процессуального решения.

В связи с тем, что ходатайство подаваемое следователем, дознавателем, органа дознания о продлении срока принятия решения по сообщению, заявлению о преступлении в своем содержании должно отражать все причины в связи с которыми решение в установленный ранее срок не может быть принято, а также в обязательном порядке должно быть отражено какие проверочные действие еще необходимо провести и какой срок для этого необходим. Такие сведения отраженные в ходатайстве позволяют вести надлежащий контроль за сроками рассмотрения сообщения, заявления, не допускать факта волокиты со стороны лиц занимающимися проверкой, за счет определения последовательности процессуальных действий и сроков их реализации.

Продление срока рассмотрения сообщения, заявления до 30 суток производится по письменному ходатайству следователя руководителя следственного органа или по ходатайству дознавателя, в котором обязательно должны быть указаны конкретные обстоятельства, в связи с которыми необходимо продлить срок проверки. Генеральный прокурор Российской Федерации в своем требовании в п. 1.7 Приказа от 5 сентября 2011 г. №277 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия» указал на срок проверки сообщения, заявления до 30 суток по ходатайству дознавателя, где должны быть отражены основания предусмотренные ч.3 ст.144 УПК РФ и обязательно предметно должны быть рассмотрены доводы и основания послужившие мотивацией для продления сроков рассмотрения заявления, сообщения.

К сожалению, на практике в связи с разными причинами не всегда в установленный срок удается принять законное обоснованное решение по рассматриваемому сообщению, заявлению, в связи, с чем возникает необходимость вынесения заведомо незаконного постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.

Цель данного процессуального действия заключается в выигрыше времени, а последствием принятия такого решения соответственно становиться возврат материала доследственной проверки как необоснованно вынесенного решения, в связи с неполнотой проведенной проверки для проведения дополнительной проверки.

Конечно, постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в таком случае более предпочтительное решение для должностного лица, принимающего решение по материалу доследственной проверки, так как после проведенной проверки прокуратура отменит данное решение и направит его для проведения дополнительной проверки с установлением нового срока, соответственно цель достигнута — время выиграно. Но, по истечении срока дополнительной проверки данный круг действий повторяется, вплоть до того момента когда будет получено заключение судебной экспертизы, отпрошены все свидетели и т.д. Решив все поставленные задачи, должностное лицо принимает окончательное решение по материалу доследственной проверки с направлением его в орган прокуратуры. В связи с вышеуказанными действиями срок проведения проверки может затянуться на месяца. При таких обстоятельствах, все решения об отказе в возбуждении уголовного дела по материалу доследственной проверки принятые в промежутке до окончательного носят промежуточный характер.

Считаю необходимо отметить, что недопустимо использовать предусмотренную УПК РФ возможность продления срока как «обычное явление» по каждому сообщению, заявлению.

Предусмотренный первоначальный срок в 3 суток является волне реальным для принятия законного решения по многим сообщениям, заявлениям, если будет установлено основание для возбуждения уголовного дела, отказа в этом или для передачи сообщения по подследственности, Каждому сотруднику необходимо помнить, что такое процессуальное действие как продление срока рассмотрения сообщения, заявления, не является его обязанностью, а лишь право на проведение более полной проверки.

Источник: https://novainfo.ru/article/15073

Как проводится проверка по заявлению в полицию

Средства проверки сообщения о преступлении

Поступившее заявление, либо сообщение о преступлении, независимо от способа его подачи, регистрируется в КУСП, или книге учета сообщения о преступлениях и происшествиях, заявителю, при личном посещении выдается талон – уведомление с указанием номера, присвоенного обращению.

Во всех случаях выясняйте указанный номер, это в дальнейшем облегчит поиски заявления и информации о принятых мерах.

(скрин) Не надо ориентироваться на лиц, которые занимаются Вашим заявлением в день его подачи, это дежурная следственно – оперативная группа и проверку будут проводить другие сотрудники.

По поступившему заявлению проводится процессуальная проверка в порядке, установленном статьей 144 УПК РФ: дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. Руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по мотивированному ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить до 10 суток вышеуказанный срок. При необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления. Заявителю выдается документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия. Отказ в приеме сообщения о преступлении может быть обжалован прокурору или в суд в порядке, установленном статьями 124 и 125 УПК РФ.

По результатам проведённой проверки, в соответствии со статьей 145 УПК РФ (Решения, принимаемые по результатам рассмотрения сообщения о преступлении) принимается одно из решений: о возбуждении уголовного дела; об отказе в возбуждении уголовного дела; о передаче сообщения по подследственности в соответствии со статьей 151 УПК РФ, а по уголовным делам частного обвинения – в суд в соответствии с частью второй статьи 20 УПК РФ. О принятом решении сообщается заявителю. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное решение и порядок обжалования. Отказ в возбуждении уголовного дела может быть обжалован прокурору, руководителю следственного органа или в суд в порядке, установленном статьями 124 и 125 УПК РФ.

По преступлениям, где состав очевиден (убийство, грабёж, разбой, похищение человека, вымогательство и др.) уголовное дело, как правило, возбуждают в течение дежурных суток, т.е. сразу после осмотра места происшествия.

По другим составам преступления, таким как мошенничество, кража, присвоение или растрата, неправомерное завладение транспортным средством, полиция с возбуждением уголовного дела тянет, это связано с отголосками «палочной системы» и нежеланием портить показатели, поэтому предлагаемая инструкция, в первую очередь, будет полезна потерпевшим и пострадавшим от мошенничества и других указанных преступлений.

Для того, чтобы ускорить принятие решения о возбуждении уголовного дела необходимо:

В случае кражи: получить и сразу приобщить к заявлению документы о стоимости похищенного (для квалификации именно уголовно – наказуемого деяния и отличия его от административного правонарушения), о доходе и доказательстве значительности, либо незначительности ущерба, причинённого преступлением, другие предметы и документы, которые могут иметь значение. При общении с полицией целесообразно настоять на том, чтобы сотрудники проверили камеры видеонаблюдения в районе хищения, подробно опросили всех свидетелей, тщательно осмотрели место совершения преступления, изъяли предметы и вещи, на которых могут сохраниться следы, позволяющие идентифицировать преступника.

В случае неправомерного завладения транспортным средством (угона) или кражи транспортного средства: получить и сразу приобщить к заявлению правоустанавливающие документы на похищенное транспортное средство (свидетельство о регистрации, ПТС, договор купли – продажи, квитанции об оплате, расписки), страховые полисы, иные документы, приготовить два комплекта ключей, либо быть готовым объяснить местонахождение ключей, брелок от сигнализации, необходимо подробно описать особые приметы и вещи, находившиеся в салоне. При общении с полицией целесообразно настоять на том, чтобы сотрудники проверили маршрут движения до места угона или кражи с целью выявления наблюдения за Вами, проверили камеры видеонаблюдения по маршруту и в районе хищения. Внимание: ни в коем случае не соглашайтесь передать денежные средства за возврат Вашего транспортного средства.

В случае грабежа или разбоя (ст. 161, 162 УК РФ): получить и сразу приобщить к заявлению документы о стоимости похищенного, доказательства открытости хищения и реально воспринимаемой угрозе, используемом оружии, другие предметы и документы, которые могут иметь значение, сведения об очевидцах.

При общении с полицией целесообразно настоять на том, чтобы сотрудники подробно опросили всех свидетелей, проверили камеры видеонаблюдения в районе грабежа или разбоя, тщательно осмотрели место совершения преступления, изъяли предметы и вещи, на которых могут сохраниться следы, позволяющие идентифицировать преступника.

В случае мошенничества: особо трудно бывает добиться возбуждения уголовного дела по ст. 159 УК РФ (мошенничество), т.к. зачастую трудно доказать отсутствие гражданско – правовых отношений и наличие признаков мошенничества. Очень важно надлежащее взаимодействие с лицом, проводящим процессуальную проверку.

Наиболее распространены мошенничества с недвижимостью, мошенничества в сети Интернет, мошенничества, связанные с инвестированием, вкладами, мошенничества, связанного с оказанием юридических услуг.

Во всех случаях необходимо максимально собрать и представить доказательства того, что злоумышленником совершен именно обман или злоупотребление доверием, как правило, это очевидно, в случае, когда подделывают или используют поддельные документы, когда лицо не имело возможности исполнить обещанное, иногда, чтобы доказать обман, необходима неоднократность, или так называемая эпизодность, т.е. наличие нескольких потерпевших.

В случае кражи, совершённой дистанционно (п. г. ч. 3 ст. 158 УК РФ): кражу от мошенничества отличают такие признаки, как самостоятельность производимых преступниками действий по непосредственному переводу денег с Вашего счета, т.е.

если Вы лишь сообщили им реквизиты карты и смс-коды, то это кража, наказание за совершение которой, как правило, более суровое, чем за мошенничество и не важна сумма похищенного.

Правоохранительные органы очень неохотно возбуждают уголовные дела по хищениям, совершённым дистанционным способом, стремятся отказать в возбуждении уголовного дела, передать сообщение о преступлении по подследственности, либо возбудить уголовное дело по ст. 159 УК РФ (мошенничество) вместо ст. 158 УК РФ (кража).

Для скорейшего принятия решения о возбуждении уголовного дела необходимо представить скриншоты СМС сообщений о перечислении денег с телефона, иные скриншоты, расширенную выписку по банковскому счету, в которой будет видно, куда переведены денежные средства, детализацию телефонных соединений, и выписку и детализацию можно получить через сеть Интернет. Перед подачей заявления, незамедлительно, при обнаружении факта хищения, позвонить на горячую линию банка и настоять на блокировке транзакции, в случае если это возможно, а также на том, чтобы Вам сообщили реквизиты счета, на который перечислены денежные средства, иногда это возможно. Сообщения о хищениях, совершённых дистанционно, согласно ведомственным нормативным правовым актам МВД РФ должны рассматриваться, в том числе возбуждаться уголовные дела, по месту обращения заявителя. Это касается и краж и мошенничеств.

В любом случае контролировать прохождение Вашего заявления Вы можете, наводя справки по телефонам, как правило, указанным на сайте подразделения полиции: дежурная часть – здесь Вы можете по номеру книги учета сообщений о преступлениях узнать, кому поручено проведение проверки, как правило, службу, здесь же подскажут контактный телефон лица, который обладает информацией о непосредственном исполнителе. Далее, позвонив по выясненному номеру, можно узнать данные исполнителя и его контактный телефон. В большинстве случаев, застать на месте исполнителя сложно без предварительной договорённости, поэтому не имеет смысла лично посещать отделение полиции для того, чтобы узнать результат проведённой проверки.

Если проведение проверки поручено подразделениям уголовного розыска или по борьбе с экономическими преступлениями, то необходимо проведение дополнительных мероприятий, после чего, при наличии состава преступления, заявление передаётся в процессуальные службы: следствие, дознание. Чтобы исключить волокиту, необходимо интересоваться ходом и результатами проводимой проверки.

Если проведение проверки поручено участковому уполномоченному, то в 99% из 100% заявление, вероятно, «обречено» на вынесение постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Принять решение о возбуждении уголовного дела, в рамках компетенции, могут только сотрудники подразделений следствия и дознания.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5eba7b5add0c177527edf73c/kak-provoditsia-proverka-po-zaiavleniiu-v-policiiu-5eba7e872fffad2dc153d03c

Тема 14. Тактика предварительной проверки сообщения о преступлении

Средства проверки сообщения о преступлении

Основные вопросы

1. Понятие, правовые основы, средства и методы предварительной проверки сообщения о преступлении.

2. Получение сообщения, его анализ и планирование проверки сообщения о преступлении.

3. Тактика отдельных проверочных действий.

4. Взаимодействие следователя с сотрудниками оперативных подразделений при проверке сообщения о преступлении. Привлечение специалистов.

1. С позиций криминалистики проверка сообщения о преступлении – это прием и регистрация информации о предполагаемом преступном событии, выявление в ней наличия или отсутствия фактических данных, указывающих на признаки преступления, а также сбор дополнительных сведений об этих признаках.

Данная проверка необходима для принятия предусмотренного уголовно-процессуальным законодательством решения по сообщению о преступлении.

Целями данной проверки выступают:

– получение и оценка поводов и оснований для возбуждения уголовного дела;

– установление вероятностной достоверности факта события преступления;

– установление следов предполагаемого преступного события, указывающих на признаки преступления.

– обеспечение полноты и объективности государственной системы регистрации и учета преступлений;

Уголовно-процессуальное законодательство предусматривает различные действия, направленные на получение интересующей следователя, орган дознания, руководителя следственного органа, дознавателя, орган дознания информации (ст.

144 УПК РФ в редакции Федерального закона от 4 марта 2013г. №20-ФЗ).

Пункт 5 Типового положения о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях, утвержденный совместным приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, Минэкономразвития России, ФСКН России от 29.12.2005 №39/1070/1021/253/780/353/399 «О едином учете преступлений», определяет проверку как действия, предусмотренными ст.ст.144 и ст.146 УПК РФ, производимые правомочными и уполномоченными на то должностными лицами по сообщению о преступлении.

Средства проверки можно дифференцировать следующим образом:

– процессуальные действия, предусмотренные УПК РФ (ст.

144), в том числе: получение объяснений, образцов для сравнительного исследования; истребование и изъятие документов и предметов; назначение судебных экспертиз, участие в их производстве и получения заключения эксперта; производство осмотра места происшествия, осмотра предметов, трупов; освидетельствование; требование производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов; привлечение к участию в этих действиях специалистов; дача органу дознания письменных поручений о проведении оперативно-розыскных мероприятий;

– иные непроцессуальные средства, предусмотренные ведомственными нормативными правовыми актами, регулирующими административную и оперативно-розыскную деятельность и используемые лицом, ведущим проверку;

– оперативно-розыскные действия, осуществляемые по поручению следователя (дознавателя) в рамках взаимодействия с сотрудниками оперативных подразделений и их помощью.

2. Сообщение о преступлении с точки зрения криминалистики обычно является первым (по времени возникновения) источником сведений о событии преступления. Форма сообщения о преступлении определена нормами УПК РФ (ст. ст. 140-143).

Информация о преступлении окончательно приобретает статус сообщения о преступлении после регистрации в книге регистрации сообщений.

Должностное лицо, на которое возложена обязанность проверки сообщения, в процессе анализаустанавливает и проверяет причинно-следственные связи между событием и наступившими последствиями. Одновременно имеющиеся данные сопоставляются с нормами уголовного закона.

Такой подход позволяет сделать вероятностный вывод о достаточности данных, указывающих на признаки преступления, или их недостаточности. В конечном итоге, на основании вывода принимается решение о выборе средств проверки и ее сроках.

Чтобы проверка была действенной, достигла своей цели, необходимо ее правильно организовать. При планировании проверки необходимо учитывать трудности в оценке, обусловленные ограниченным объемом поступившей информации, а также установленные в ст.

144 УПК РФ ограниченные сроки ее проведения (не позднее 3-х суток со дня поступления сообщения – ч.1 ст.144; по разрешению руководителя следственного органа, начальника органа дознания по мотивированному ходатайству следователя, дознавателя – до 10 суток, а в особых, оговоренных ч.3 ст.

144 УПК РФ случаях – до 30 суток).

Планирование зависит от складывающихся на стадии возбуждения уголовного дела доследственных ситуаций. Наиболее типичными являются:

– ситуации, связанные с поводами к возбуждению уголовного дела (возникли сомнения в достоверности поступивших данных о совершении преступления);

– ситуации, связанные с проведением проверочных действий (исследуются или проверяются, а также оцениваются фактические данные, указывающие на признаки преступления);

– ситуации, связанные с применением оперативно-розыскных мер (по обстоятельствам, известным из сообщения о преступлении, явно нецелесообразно разглашение факта проверки);

– ситуации, связанные с проведением тактических операций (в случаях, когда один или несколько человек, совершивших преступление, задержаны с поличным. Кратковременная проверка в таком случае проводится для выяснения не только отдельных данных о признаках преступления, но и их совокупности, а также фактов, указывающих на признаки организованной группы).

Оценка доследственной ситуации имеет определяющее значение для выдвижения и проверки версий. Общие проверочные версии: имело ли место событие и носило ли оно преступный характер? Частные версии: о применявшемся способе и некоторых других обстоятельствах, относящихся к объективной стороне преступления.

На основе версий составляется план проверки, где находят отражение: версии; вопросы, подлежащие выяснению; средства и методы проведения проверки; исполнители и сроки.

3. В криминалистическом аспекте тактика проверки сообщения о преступлении складывается в основном из планирования, выбора и реализации тактических приемов проведения отдельных проверочных действий, из числа указанных в п.1 плана конспекта по данной теме.

Наиболее распространенным средством проверки сообщения о преступлении является опрос в форме получения объяснений.

При проведении опроса важно осуществить правильный выбор тактических приемов: установление психологического контакта с заявителем; инициативность получения информации от опрашиваемого; проведение беседы для снятия напряжения, использование положительных свойств личности; соблюддение логической последовательности в изложении событий; детализация показаний и т.п.

Если прогнозируется открытое или тайное противодействие собеседника, можно планировать использование следующих тактических приемов: легендирование цели опроса; постепенное подведение опрашиваемого через выясняемые второстепенные вопросы к основной цели опроса; внезапные вопросы и др.

Прием заявления о явке с повинной имеет ряд тактических особенностей. В частности, для обеспечения возможности проведения проверки заявления о явке с повинной в момент принятия заявления необходимо зафиксировать:

– какое конкретно преступление, когда, где, совместно с кем лицо совершило;

– каковы обстоятельства совершения преступления (все, что может оказаться необходимым для быстрой и наиболее полной проверки сообщения);

– какие орудия или предметы применялись при совершении преступления, где они находятся в данный момент;

– какие следы остались или могли остаться на месте преступления;

– какие мотивы совершения преступления;

– какие мотивы побудили лицо сообщить о своем участии в преступлении и явиться с повинной.

Тактика осмотра места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствования, проводимых до возбуждения уголовного дела, в целом не отличается от тактики осмотра, осуществляемого после возбуждения уголовного дела.

Привлечение следователем к участию в различных действиях по проверке специалистов может осуществляться в форме: получения консультаций по каким-либо специальным вопросам, производства предварительных исследований по поручению следователя, участия в процессуальных действиях.

Следователь уже при проверке сообщения с принятием Федерального закона от 4 марта 2013г. получил все возможности для назначения судебной экспертизы (получение образцов, истребование документов и др.

), поэтому тактика назначения экспертизы до возбуждения уголовного дела, в целом не отличается от тактики назначения экспертизы на последующих стадиях уголовного судопроизводства.

В частности, речь может идти о месте проведения экспертизы, требованиях к личности эксперта, вопросах, ставящихся перед экспертом.

Субъект проверки имеет право истребовать документы и предметы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем такую информацию.

С тактических позиций важно, что участники проверки сообщения о преступлении могут быть предупреждены о неразглашении данных досудебного производства в порядке, установленном статьей 161 настоящего Кодекса.

С тактической (как и с процессуальной) точки зрения, весьма важным является новая норма закона, предписывающая обеспечить (при необходимости) безопасность участников уголовного судопроизводства в порядке, установленном части девятой статьи 166 УПК РФ, в том числе уже и при приеме сообщения о преступлении.

При этом должны соблюдаться и требования ФЗ №45 1995г. и ФЗ №119 2004г., регламентирующие меры безопасности, принимаемые в отношении участников уголовного судопроизводства.

4. На стадии проверки сотрудниками следственных и оперативных подразделений применяются следующие формы взаимодействия:

а) совместное обсуждение и анализ материалов, собранных оперативным путем, для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Важно заметить, что сотрудники оперативных подразделений чаще всего получают и изучают первичные материалы.

Затем они с согласия своего непосредственного начальника еще до регистрации в Книге учета сообщений о происшествии, представляют материалы для ознакомления в следственное подразделение. Следователь может дать рекомендации о направлении и объеме проверки и др.

После изучения все материалы возвращаются в оперативное подразделение.

Взаимный обмен информацией между следователем и оперативным работником.

Процедура предоставления результатов ОРД осуществляется в соответствии с правилами, установленными Инструкцией о порядке предоставления результатов ОРД органу дознания, следователю, прокурору или в суд.

В свою очередь, следователь получив (при опросе, при осмотре, производстве экспертизы и др.) важные фактические данные до возбуждения уголовного дела, может проинформировать об этом сотрудников оперативных аппаратов.

Выполнение оперативными работниками поручений следователя.

Нередко материалов оперативной проверки недостаточно для принятия следователем решения о возбуждении уголовного дела, и, чтобы не возвращать их, следователь дает устные поручения и указания о проведении проверочных действий.

Однако следователь еще до возбуждения уголовного дела вправе давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий (ч. 1 ст. 144).

При проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе привлекать к участию в этих действиях специалистов. На практике к услугам специалистов прибегают: при осмотрах, изучении документов, ознакомлении с документооборотом, с технологическим процессом и т.д.

Рост количества преступлений, совершаемых иностранными гражданами и против иностранных граждан свидетельствует об актуальности привлечения к участию в проверке переводчика.

Прежде всего, желательно, чтобы в дежурных частях правоохранительных органов были сведения о лицах, которые могут быть приглашены для участия в качестве переводчиков.

Одной из особенностей тактики привлечения переводчика по указанной категории дел является безотлагательное и точное установление личности иностранного гражданина, а также оснований их пребывания на территории РФ.

Более подробно вопросы данной темы

изложены в следующих источниках:

1. Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 62 и 303 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 4 марта 2013 № 20-ФЗ //Российская газета, 6 марта 2013г.

2. Инструкция о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд. Приказ МВД России, ФСБ России, ФСО России, ФТС России, СВР России, ФСИН России, ФСКН России, Минобороны России № 308/185/164/481/32/184/97/147 от 17 апреля 2007 г.

3. О едином учете преступлений. Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, Минэкономразвития России, ФСКН России от 29.12.2005 №39/1070/1021/253/780/353/399//Российская газета. 2006, 25 января.

4. Инструкция о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях. – Утв. Приказом МВД России от 4 мая 2010 г. № 333.

5. Григорьев В.Н., Победкин А.В., Яшин В.Н., Аксенов В.В. Проверка сообщения о преступлении как форма уголовно-процессуального доказывания. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 242 с.

6. Ильин А.Н. Тактика предварительной проверки сообщения о преступлении // Под ред. В.П.Лаврова. – М.: Юрлитинформ, 2010. – 160с.

7. Криминалистика: Учебник для студентов вузов /под ред. А.Ф.Волынского, В.П.Лаврова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2008. 943 с.

8. Котяжов А.В. Деятельность следователя по розыску несовершеннолетних, пропавших без вести: Автореф. дис. …канд. юрид. наук. – М., 2013. – 28 с.

9. Лавров В.П., Сидоров В.Е. Расследование преступлений по горячим следам. Учебное пособие. – М.: ВЮЗШ МВД СССР, 1989. – 57с.

10. Лавров В.П. Противодействие расследованию преступлений и меры по его преодолению: курс лекций. М.: Академия управления МВД России, 2011. – 148 с.

11. Руководство для следователей // Под общ. Ред. В.В. Мозякова. – М.: Экзамен, 2005. – 912 с.

Дата добавления: 2019-07-26; просмотров: 2961; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/9-66600.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.