Способы и сроки проверки сообщения о преступлении

Предварительная проверка сообщения о преступлении

Способы и сроки проверки сообщения о преступлении

В каких случаях проведение предварительной проверки является обязательным?

Согласно ч. 1 ст. 144 УПК РФ дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной УПК РФ, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения.

При проверке сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа вправе требовать производства документальных проверок, ревизий и привлекать к их участию специалистов.

Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 144 УПК РФ по сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации, проверку проводит по поручению прокурора орган дознания, а также по поручению руководителя следственного органа следователь.

Редакция, главный редактор соответствующего средства массовой информации обязаны передать по требованию прокурора, следователя или органа дознания имеющиеся в распоряжении соответствующего средства массовой информации документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации.

Необходимость проведения проверки определяется следующими факторами:

а) неполнотой информации, содержащейся в поступившем заявлении или сообщении, не позволяющей принять решение немедленно;

б) сомнением в достоверности содержащейся в заявлении информации, личности заявителя.[1]

Каковы способы проверки сообщений о преступлении?

Все способы проверки сообщения о преступлении можно классифицировать на следующие виды:

1. Следственные действия, предусмотренные УПК РФ:

1.1. В случаях, не терпящих отлагательства, осмотр места происшествия может быть произведен до возбуждения уголовного дела (ч. 2 ст. 176 УПК РФ);

1.2. При необходимости осмотр трупа может быть произведен до возбуждения уголовного дела (ч. 4 ст. 178 УПК РФ);

1.3. В случаях, не терпящих отлагательства, освидетельствование может быть произведено до возбуждения уголовного дела (ч.1 ст. 179 УПК РФ).

2. Иные, процессуальные действия, предусмотренные УПК РФ:

2.1. Требование производства документальных проверок, ревизий с привлечением специалистов (ч. 1 ст. 144 УПК РФ).

Производство документальных проверок и ревизий регламентируется рядом ведомственных нормативных актов ( например, приказом Минфина РФ от 14 апреля 2000 г. № 42н «Об утверждении Инструкции о порядке проведения ревизии и проверки контрольно-ревизионными органами Минифина РФ»

2.2. Направление требований, поручений, запросов (ч. 4 ст. 21 УПК РФ);

В соответствии с ч. 4. ст. 21 УПК РФ требования, поручения и запросы прокурора, руководителя следственного органа, следователя, органа дознания и дознавателя, предъявленные в пределах их полномочий, установленных УПК РФ, обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами.

2.3. Представление предметов и документов подозреваемым, обвиняемым, защитником, потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиков и их представителем.

В соответствии с ч. 2 ст. 86 УПК РФ подозреваемый, обвиняемый, а также потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители вправе собирать и представлять письменные документы и предметы для приобщения их к уголовному делу в качестве доказательств.

Кроме того, согласно ч. 3 ст.

86 УПК РФ защитник вправе собирать и представлять следователю, дознавателю или в суд для использования в доказывании сведения путем: 1) получения предметов, документов и иных сведений; 2) опроса лиц с их согласия; 3) истребования справок, характеристик, иных документов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций, которые обязаны предоставлять запрашиваемые документы или их копии.

Этому праву корреспондирует также право защитника, закрепленное в ч. 3 ст. 51 УПК РФ представлять доказательства, необходимые для оказания юридической помощи, в порядке, установленном ч. 3 ст. 86 УПК РФ.

2.4. Истребование документов в средствах массовой информации (ч. 2 ст.144 УПК РФ).

Средствами массовой информации являются периодические печатные издания или совокупность аудио-, видеовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющие постоянные названия (для изданий – текущие номера) и выходящие в свет не реже одного раза в год (ст. 2 Закона РФ от 27.12.91 г. «О средствах массовой информации»).

Сам факт распространения в средствах массовой информации сообщения о преступлении не является поводом к возбуждению дела (не влечёт обязанности приступить к его приёму и проверке) до тех пор, пока оно не было обнаружено органами уголовного преследования и не оформлено рапортом (ст. 143 УПК РФ).

Редакция средств массовой информации обязана по запросу органов уголовного преследования передать им имеющиеся в её распоряжении материалы о преступлении. При этом редакция имеет право не сообщать данные о лице, предоставившем информацию, если это лицо поставило условие не разглашать своего имени (ч. 2 ст. 144 УПК; ст.

41 Закона РФ «О средствах массовой информации»).

3. Непроцессуальные действия, предусмотренные иными законами.

В иных федеральных законах, регламентирующих права должностных лиц и государственных органов, уполномоченных производить проверку сообщений о преступлениях, закреплены следующие способы:

3.1. Получение объяснений от граждан и должностных лиц.

Получение объяснений от граждан предусмотрено п. 4 ст. 11 Закона Российской Федерации «О милиции», ч. 1 ст. 6, п. 2 ч. 1 ст. 7 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре».

При получении объяснений по аналогии с процедурой допроса целесообразно выполнить ряд требований: разъяснить право не свидетельствовать против себя, своего супруга своих близких родственников, круг которых определен законом; сообщить о возможности давать объяснения в присутствии адвоката. Лица, отказавшиеся явиться для дачи объяснения, не могут быть подвергнуты принудительному приводу и не предупреждаются об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний;

Одной из проблем получения объяснения является порядок получения сведений от лица, не владеющего русским языком, так как порядок перевода при использовании данного способа проверки нигде не регламентирован.

3.2. Действия, предусмотренные ст. 11 Закона РФ «О милиции».

3.3. Проведение оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных ст. 6 Федерального закона РФ от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

3.4. Производство действий, предусмотренных ст. 22 Федерального закона РФ от 17.01.1992 г. № 2202-1«О прокуратуре».

4. Действия, предусмотренные ведомственными нормативными актами.

4.1. Проведение исследований веществ и объектов.

Указанное исследование предусмотрено ведомственными нормативными правовыми актами.

4.2. Проведение судебно-медицинского освидетельствования (Правила судебно-медицинского определения тяжести телесных повреждений, утвержденными Приказом Минздрава СССР от 11 декабря 1978 г. № 1208).

Обязан ли орган дознания проводить проверку по делам частного обвинения?

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ № 7-П от 27 июня 2005 г. не соответствующими Конституции РФ, ее статьям 18, 21 (часть 1), 45, 46 (часть 1), 52 и 118 (часть 1), признаны положения частей 2 и 4 ст. 20, ч. 6 ст. 144, п. 3 ч. 1 ст. 145. ч. 3 ст. ст.

318 УПК РФ в той их части, в какой они не обязывают прокурора, следователя, орган дознания и дознавателя принять по заявлению лица, пострадавшего в результате преступления, предусмотренного ст. 115 или ст.

116 УК РФ, меры, направленные на установление личности виновного в этом преступлении и привлечение его к уголовной ответственности в закрепленном уголовно-процессуальном законом порядке.

Таким образом, в случаях, когда лицо, подлежащее привлечению к уголовной ответственности, не установлено, правоприменитель не вправе передавать сообщение о преступлении, предусмотренном ст.ст. 115 и 116 УК РФ, мировому судье.

Заявитель письменно информируется о передаче его сообщения о происшествии по подследственности или в суд (по делам частного обвинения) в течение суток с момента принятия решения. При этом заявителю разъясняется его право обжаловать данное решение и порядок его обжалования.

Каков порядок деятельности после отмены постановления о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела?

В соответствии с ч. 4 ст. 146 УПК РФ копия постановления руководителя следственного органа, следователя, дознавателя о возбуждении уголовного дела незамедлительно направляется прокурору.

В случае, если прокурор признает постановление о возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, он вправе в срок не позднее 24 часов с момента получения материалов, послуживших основанием для возбуждения уголовного дела, отменить постановление о возбуждении уголовного дела, о чем выносит мотивированное постановление, копию которого незамедлительно направляет должностному лицу, возбудившему уголовное дело.

Согласно ч. 6 ст. 148 УПК РФ признав отказ руководителя следственного органа, следователя в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, прокурор выносит мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов руководителю следственного органа для решения вопроса об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.

В соответствии с приказом Генеральной прокуратуры РФ от 06.09.2007 г.

№ 136 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия», признав решение следователя об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, прокурор обязан выносить мотивированное постановление о направлении материалов проверки руководителю следственного органа для решения вопроса о его отмене, в котором излагать свое мнение о необходимости возбуждения уголовного дела при достаточности к тому данных либо возобновления проверки.

Признав постановление органа дознания, дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, прокурор отменяет его и направляет соответствующее постановление начальнику органа дознания со своими указаниями, устанавливая срок их исполнения.

Признав отказ руководителя следственного органа, следователя в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, соответствующий руководитель следственного органа отменяет его и возбуждает уголовное дело либо направляет материалы для дополнительной проверки со своими указаниями, устанавливая срок их исполнения.

Получив постановление прокурора об отмене решения о возбуждении уголовного дела, руководитель следственного органа направляет его следователю для вынесения постановления об отказе в возбуждении уголовного дела либо возобновления проверки.

Источник: https://studopedia.su/4_15287_predvaritelnaya-proverka-soobshcheniya-o-prestuplenii.html

Статья 144. Порядок рассмотрения сообщения о преступлении | ГАРАНТ

Способы и сроки проверки сообщения о преступлении

Статья 144. Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

1. Дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения.

При проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном настоящим Кодексом, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

1.1.

Лицам, участвующим в производстве процессуальных действий при проверке сообщения о преступлении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, и обеспечивается возможность осуществления этих прав в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы, в том числе права не свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, круг которых определен пунктом 4 статьи 5 настоящего Кодекса, пользоваться услугами адвоката, а также приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа в порядке, установленном главой 16 настоящего Кодекса. Участники проверки сообщения о преступлении могут быть предупреждены о неразглашении данных досудебного производства в порядке, установленном статьей 161 настоящего Кодекса. При необходимости безопасность участника досудебного производства обеспечивается в порядке, установленном частью девятой статьи 166 настоящего Кодекса, в том числе при приеме сообщения о преступлении.

Федеральным законом от 4 марта 2013 г. N 23-ФЗ статья 144 настоящего Кодекса дополнена частью 1.2

1.2. Полученные в ходе проверки сообщения о преступлении сведения могут быть использованы в качестве доказательств при условии соблюдения положений статей 75 и 89 настоящего Кодекса. Если после возбуждения уголовного дела стороной защиты или потерпевшим будет заявлено ходатайство о производстве дополнительной либо повторной судебной экспертизы, то такое ходатайство подлежит удовлетворению.

2. По сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации, проверку проводит по поручению прокурора орган дознания, а также по поручению руководителя следственного органа следователь.

Редакция, главный редактор соответствующего средства массовой информации обязаны передать по требованию прокурора, следователя или органа дознания имеющиеся в распоряжении соответствующего средства массовой информации документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации.

3. Руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по мотивированному ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить до 10 суток срок, установленный частью первой настоящей статьи.

При необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления.

4. Заявителю выдается документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия.

5. Отказ в приеме сообщения о преступлении может быть обжалован прокурору или в суд в порядке, установленном статьями 124 и 125 настоящего Кодекса.

6. Заявление потерпевшего или его законного представителя по уголовным делам частного обвинения, поданное в суд, рассматривается судьей в соответствии со статьей 318 настоящего Кодекса. В случаях, предусмотренных частью четвертой статьи 147 настоящего Кодекса, проверка сообщения о преступлении осуществляется в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей.

7. При поступлении из органа дознания сообщения о преступлениях, предусмотренных статьями 198 – 199.

1 Уголовного кодекса Российской Федерации, следователь при отсутствии оснований для отказа в возбуждении уголовного дела в срок не позднее трех суток с момента поступления такого сообщения направляет в вышестоящий налоговый орган по отношению к налоговому органу, в котором состоит на налоговом учете налогоплательщик (налоговый агент, плательщик сбора, плательщик страховых взносов), либо при поступлении из органа дознания сообщения о преступлениях, предусмотренных статьями 199.3 и 199.4 Уголовного кодекса Российской Федерации, – в территориальный орган страховщика, в котором состоят на учете страхователь – физическое лицо или страхователь-организация, которые обязаны уплачивать страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в государственный внебюджетный фонд (далее в настоящей статье – страхователь), копию такого сообщения с приложением соответствующих документов и предварительного расчета предполагаемой суммы недоимки по налогам, сборам и (или) страховым взносам.

8. По результатам рассмотрения материалов, направленных следователем в порядке, установленном частью седьмой настоящей статьи, налоговый орган или территориальный орган страховщика в срок не позднее 15 суток с момента получения таких материалов:

1) направляет следователю заключение о нарушении законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и (или) законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и о правильности предварительного расчета суммы предполагаемой недоимки по налогам, сборам и (или) страховым взносам в случае, если обстоятельства, указанные в сообщении о преступлении, были предметом исследования при проведении ранее назначенной налоговой проверки либо проверки правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по результатам которых вынесено вступившее в силу решение налогового органа или территориального органа страховщика, а также информацию об обжаловании или о приостановлении исполнения такого решения;

2) информирует следователя о том, что в отношении налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора, плательщика страховых взносов) или страхователя проводится налоговая проверка или проверка правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по результатам которых решение еще не принято либо не вступило в законную силу;

3) информирует следователя об отсутствии сведений о нарушении законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и (или) законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в случае, если указанные в сообщении о преступлении обстоятельства не были предметом исследования при проведении налоговой проверки либо проверки правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

9. После получения заключения налогового органа или территориального органа страховщика, но не позднее 30 суток с момента поступления сообщения о преступлении по результатам рассмотрения этого заключения следователем должно быть принято процессуальное решение.

Уголовное дело о преступлениях, предусмотренных статьями 198 – 199.1, 199.3, 199.

4 Уголовного кодекса Российской Федерации, может быть возбуждено следователем до получения из налогового органа или территориального органа страховщика заключения или информации, предусмотренных частью восьмой настоящей статьи, при наличии повода и достаточных данных, указывающих на признаки преступления.

Источник: https://base.garant.ru/12125178/0e8e691f0e429771e69d99941780b1c7/

Порядок проведения доследственной проверки

Способы и сроки проверки сообщения о преступлении
sh: 1: –format=html: not found

Порядок рассмотрения заявлений о преступлениях

Порядок рассмотрения заявлений о преступлениях определен уголовно-процессуальным законодательством, непосредственно статьей 144 УПК РФ.

В целом органы расследования обязаны принять и обьективно проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении. По оеончанию проверки принять по заявлению законное и обоснованное решение.

Порядок приема и регистрации поступивших сообщений о преступлениях регламентируются внутриведомственными нормативно-правовыми актами.

Под сообщением о преступлении подразумеваются все предусмотренные в УПК РФ информационные сигналы (поводы): заявление о преступлении, явка с повинной, рапорт об обнаружении преступления. Сообщения о преступлениях вне зависимости от места и времени их совершения, а также полноты сообщаемых сведений, принимаются в любом органе внутренних дел круглосуточно.

Сообщения, поступившие в орган расследования по почте, телеграфу, телефону, нарочным и т.д. регистрируются по правилам регистрации входящей корреспонденции, докладываются руководителю, который в зависимости от содержащейся информации дает письменное указание о регистрации заявления и принимает решение о порядке его проверки.

При обращении граждан к следователю, дознавателю, в органы дознания, к прокурору непосредственно с устным заявлением о преступлении сообщение оформляется протоколом заявления. Регистрация сообщения о преступлении производится незамедлительно.

Информация, поступившая из любых источников, кроме анонимных заявлений, подлежит регистрации в книге учета заявлений и сообщений о преступлениях.

Способы проверки сообщения о преступлении

Информация о признаках преступления, содержащаяся в информационном сигнале, как правило нуждается в проверке. О возможности проведения проверочных действий указывается в УПК (ч. 1 ст. 144 и ч. 4 ст. 146).

Самым доступным и распространенным проверочным средством является получение объяснений от граждан. объяснения не является показаниями. Следующим проверочным действием является истребование необходимых письменных материалов от различных органов, учреждений и организаций.

Эффективным способом проверки поступившей информации о преступлении являются оперативно-розыскные мероприятия. Перечень проводимых мероприятий оперативного характера определен статьей 6 Закона об оперативно-розыскной деятельности.

При проведении предварительной проверки органы дознания могут использовать полномочия, предоставленные им отраслевым законодательством, в частности Законом «О полиции».

 При проверке сообщения о преступлении следственные действия не проводятся. Исключение составляет осмотр места происшествия. В соответствии с ч. 2 ст.

176 УПК РФ в случаях, не терпящих отлагательства, осмотр места происшествия может быть произведен до возбуждения уголовного дела.

Представляется, что под местом происшествия следует понимать место совершения преступления и место обнаружения следов совершения преступления.

Решения принимаемые по результатам проверки

Рассмотрев сообщение о преступлении орган проводивший проверку принимает одно из следующих решений:

1) о возбуждении уголовного дела при наличии поводов и оснований предусмотренных статьей 140 УПК РФ;

2) об отказе в возбуждении уголовного дела в соответствии со статьей 148 УПК РФ при наличии оснований предусмотренных статьей 24 УПК РФ;

3) о передаче сообщения по подследственности в соответствии со статьей 151 УПК РФ.

О принятом решении сотрудник проводивший проверку обязан незамедлительно сообщить заявителю. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное решение и порядок обжалования.

Сроки проведения проверки

Проверка информации о преступлении производится сотрудником органа дознания по поручению начальника органа дознания. Проверка должна быть завершена в течение 3 суток.

Руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по мотивированному ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить этот срок до 10 суток.

При необходимости проведения документальных проверок, ревизий, исследования документов, предметов, трупов руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток.

На практике десять суток как правило максимальный срок для проведения проверочных действий.

Источник: https://vigand.ru/?article_id=34371&title=

Дознание в органах внутренних дел

Способы и сроки проверки сообщения о преступлении

Проверка сообщений о происшествиях осуществляется в соответствии с федеральным законодательством и нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими деятельность органов внутренних дел.

Проверка сообщения о происшествии, содержащего признаки преступления, осуществляется в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

Проверка сообщения о преступлении. В УПК РФ предусмотрена проверка поступившего сообщения о преступлении (ч. 1 и 2 ст. 144 УПК).

Под проверкой сообщения о преступлении понимается его сопоставление с другими данными, имеющимися в распоряжении органов уголовного преследования, установление его источника, получение иных данных, подтверждающих или опровергающих проверяемое сообщение.

Поручение проверки сообщения о преступлении. Согласно ч. 1 ст. 144 УПК дознаватель, орган дознания обязаны принять и проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах своей компетенции принять по нему решение.

Проверка зарегистрированного сообщения о преступлении поручается уполномоченному сотруднику органа, принявшего сообщение, в зависимости от специализации, объектов и территории обслуживания. Эти вопросы регулируются ведомственными нормативными актами.

Отметим, что проверка сообщения о преступлении не является обязательным элементом процессуальной деятельности в стадии возбуждения уголовного дела, и ее необходимо проводить в исключительных случаях, когда в заявлении (сообщении) не усматриваются достаточные данные, указывающие на признаки преступления.

Следует отметить, что в УПК РФ 2002 г.

законодатель определил всего четыре способа проверки сообщений о преступлениях и указал на необходимость такой проверки, а также упомянул о проверке сообщений о преступлениях, распространенных в средствах массовой информации.

В отличие от способов предварительной проверки сообщений о преступлениях. Уголовно-процессуальный кодекс РФ очень четко регулирует сроки этой проверки. Так, на все проверочные действия ч. 1 ст. 144 УПК отводит, как правило, не более 3 суток.

С учетом того, что завершение проверочных действий, особенно если это связано с назначением ревизий и привлечением специалистов, не всегда возможно в трехсуточный срок с момента поступления заявления или иного сообщения о преступлении, законодатель предоставил начальнику органа дознания право продления срока до 10 суток по ходатайству дознавателя, а при необходимости документальных проверок или ревизий прокурор по ходатайству дознавателя может продлить этот срок до 30 суток (ч. 3 ст. 144 УПК).

Решение прокурора о продлении срока проверки оформляется его резолюцией на тексте постановления, содержащего ходатайство о продлении срока.

Целью доследственной проверки является установление относимости, достоверности и достаточности имеющихся данных (оснований) для возбуждения уголовного дела.

Иными словами, такая проверка проводится в случае, если имеются данные, указывающие на признаки преступления, но их недостаточно для принятия решения, либо возникли сомнения в их достоверности (так как, если собрано достаточно данных, указывающих на признаки преступления, то основания для возбуждения уголовного дела считаются установленными, и необходимо сразу возбуждать уголовное дело). Необходимой предпосылкой для начала доследственной проверки является наличие какого-либо повода к возбуждению уголовного дела (заявление о преступлении, письменно оформленная явка с повинной, рапорт об обнаружении признаков преступления). Заявление о преступлении или явке с повинной, при удовлетворении их формы и содержания предъявляемым требованиям, автоматически признаются поводами к возбуждению уголовного дела, а их поступление является основанием для проведения доследственной проверки. Данные, указывающие на признаки преступления, поступившие (принятые) из других источников (для того чтобы стать поводом к возбуждению уголовного дела), в соответствии со ст. 140, 143 УПК должны быть оформлены в виде рапорта об обнаружении признаков преступления.

УПК РФ требует от соответствующих должностных лиц и органов проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении, однако понятие «доследственной проверки» в нормах уголовно-процессуального закона отсутствует. Также отсутствует указание на средства проверки; исключение составляют четыре способа проверки, о которых будет сказано ниже, и ряд норм, которые характеризуют лишь некоторые особенности данной деятельности.

Средства доследственной проверки. Так, средства доследственной проверки можно классифицировать, положив в основу источник нормативного закрепления.

1) В УПК предусмотрены следующие средства проверки сообщений о преступлениях:

  • производство следственных действий (осмотр места происшествия, осмотр трупа и освидетельствование);
  • производство документальных проверок, ревизий и привлечение к их участию специалистов (ч. 1 ст. 144 УПК);
  • требовании, поручения, запросы следователя (ст. 21. ч. 2 ст. 144 УПК);
  • представление предметов и документов потерпевшим, его адвокатом и другими лицами (ст. 86 УПК).

2) В иных федеральных законах, регламентирующих права должностных лиц и государственных органов, уполномоченных производить проверку сообщений о преступлениях, закреплены следующие средства:

  • получение объяснений, досмотр и т.д. (ст. 11 Закона РФ от 18 апреля 1991 г. «О милиции», ст. 6 Федерального закона от 12 августа 1995 г. «Об ОРД», ст. 22 Закона РФ от 17 ноября 1995 г. «О прокуратуре» и др.).

3) Средства, предусмотренные ведомственными актами:

  • проведение изъятия вещей (приказ МВД России 1999 г. № 840);
  • проведение судебно-медицинского исследования (обследования) (приказ Министерства здравоохранения РФ от 2003 г. № 161);
  • проведение исследований веществ и объектов (приказ МВД России от 1993 г. № 261);
  • проведение исследований изъятого вещества для установления принадлежности к наркотикам (приказ МВД России от 1999 г. № 840) и т.д.

Следственные действия. Уголовно-процессуальное законодательство предусматривает три вида следственных действий, которые возможно проводить в случаях, не терпящих отлагательства, до возбуждения уголовного дела — это осмотр места происшествия, осмотр трупа и освидетельствование.

Требования, поручения, запросы дознавателя. Согласно ч. 4 ст. 21 УПК требования, поручения и запросы прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя, предъявленные в пределах их полномочий, установленных УПК РФ, обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами.

Требования, поручения и запросы должностные лица могут адресовать в различные учреждения предприятия организации. Данные документы являются обязательными для исполнения должностными лицами и гражданами. Они составляются в произвольном виде, но в официальном стиле с указанием всех присущих деловым письмам реквизитов.

Представление предметов и документов потерпевшим, его адвокатом и другими лицами. Данный способ проверки закреплен в ч. 2. 3 ст. 86 УПК и заключается в представлении предметов и документов потерпевшим, его адвокатом и другими лицами.

Защитник вправе собирать доказательства путем:

  1. получения предметов, документов и иных сведений;
  2. опроса лиц с их согласия;
  3. истребования справок, характеристик, иных документов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций, которые обязаны предоставлять запрашиваемые документы или их копии.

Документальные проверки и ревизии. В Уголовно-процессуальном кодексе РФ допускается также возможность производства документальных проверок и ревизий.

Но подобные проверки в основном применяются только по материалам о хищениях, растратах или недостачах в предприятиях торговли1Гаврилов В.Н.

Некоторые особенности предварительной проверки и возбуждения уголовных дел по материалам о хищениях, растратах или недостачах в предприятиях торговли // Вопросы теории и практики предварительного следствия в ОВД. Саратов, 1973. С. 183-186..

Проверяя сообщение о преступлении, связанном с финансовой, хозяйственной, предпринимательской, торговой деятельностью, должностные лица вправе требовать производства ревизий и документальных проверок. В ходе документальной проверки выясняется соответствие финансово-хозяйственной деятельности объекта действующему законодательству.

Если же помимо соблюдения законности проверяется еще целесообразность и эффективность финансово-хозяйственной деятельности (или отдельных операций) проверяемого, то имеет место ревизия. Решение о назначении документальной проверки и ревизии целесообразно оформлять постановлением.

В настоящее время порядок проведения указанных действий регламентируется следующими ведомственными нормативными актами:

  • приказ Минфина РФ. МВД РФ и ФСБ РФ от 7 декабря 1999 г. № 89н/1033/717 «Об утверждении Положения о порядке взаимодействия контрольно-ревизионных органов Министерства финансов Российской Федерации с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации при назначении и проведении ревизий (проверок)»;
  • приказ МВД РФ от 16 марта 2004 г. № 177 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения проверок организаций и физических лиц при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах»;
  • приказ МВД РФ от 2 августа 2005 г. № 636 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения сотрудниками милиции проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности».

Получение объяснений. Уголовно-процессуальное законодательство не устанавливает порядок получения и оформления объяснения, однако на практике получение объяснений является самым распространенным способом доследственной проверки.

И это понятно, поскольку допрос возможно производить только по возбужденному уголовному делу, а у должностных лиц есть обязанность проверить сообщение о преступлении. Традиционно при получении объяснений практические работники ссылаются на ст. 6 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности», ст.

11 Закона «О милиции», ст. 27.7, 27.9, 27.10 КоАП РФ.

Истребование материалов.

Отметим, что на практике повсеместно используются протоколы изъятия, акты изъятия, протоколы досмотра, протокол личного досмотра, досмотра вещей находившихся при физическом лице, досмотра транспортного средства, изъятия вещей и документов, но единой практики применения этого способа проверки не существует, поскольку указание в законе о таком средстве доследственной проверки отсутствует. Вез этих документов, как показывает практика, вообще не обходится ни одна проверка по сообщению о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотических, психотропных средств и их прекурсоров. И даже обычные кражи немыслимы без изъятия похищенных вещей до возбуждения уголовного дела протоколами изъятия. Эта практика существует уже на протяжении нескольких десятилетий, и суды принимают данные документы в качестве подтверждающих законное изъятие вещей у лица, совершившего преступление, с последующей их выемкой после возбуждения уголовного дела.

Участие специалиста. Направление на исследование. Справки эксперта. Согласно приказу МВД России № 261 и соответствующим приложениям от 1 июня 1993 г.

документ, который дает специалист-эксперт после проведенного исследования, обозначен как справка, которая подписывается в зависимости от вида экспертно-криминалистического подразделения руководителем или экспертом2Приказ МВД России № 261 с приложениями от 1 июня 1993 г. М.. 1993. С. 18..

Отсюда и название этого документа — справка эксперта, которая по своему содержанию и назначению не отличается от заключения эксперта. Направление на исследование традиционно направляется отношением.

По сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации, проверку проводит по поручению прокурора орган дознания.

Под средством массовой информации (СМИ) понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации (ст. 2 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации»).

Редакция, главный редактор соответствующего средства массовой информации обязаны передать по требованию прокурора, дознавателя или органа дознания имеющиеся в распоряжении соответствующего средства массовой информации документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации. Закон о СМИ (ст. 41) позволяет редакции раскрыть имя источника информации только по запросу суда, а не органов расследования. Однако данная норма действует только для предварительной проверки сообщений о преступлениях. После возбуждения дела применяются общие правила доказывания. Главный редактор не может отказаться от свидетельских показаний, ссылаясь на свою профессиональную тайну.

Прокурор, орган дознания после проверки сообщения, опубликованного в средствах массовой информации, должен составить рапорт об обнаружении признаков преступления.

В целях проверки поступивших сообщений о преступлении и решения вопроса о наличии либо отсутствии оснований для возбуждения уголовного дела орган дознания и дознаватель могут использовать имеющиеся в их распоряжении средства административной, оперативной проверки, применение которых не обусловлено наличием производства по уголовному делу.

После завершения проверки дознаватель, орган дознания принимают по собранным материалам решение. Полномочия на принятие решения ограничены установленной законом компетенцией.

Источник: https://isfic.info/doznanie/foat37.htm

Доследственная проверка: порядок проведения, сроки и ознакомление с материалами

Способы и сроки проверки сообщения о преступлении
Доследственная проверка – это процессуальная деятельность в рамках уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации по проверке сообщения о преступлении, заключающаяся в установлении наличия или отсутствия фактических и юридических оснований для возбуждения уголовного дела.

Целью доследственной проверки является проверка сообщения о преступлении на предмет наличия или отсутствия в нем достаточных данных, указывающих на наличие признаков преступления.

Порядок проведения доследственной проверки регламентируется ст.ст. 140-145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

Поводами для возбуждения уголовного дела являются:✔ заявление о преступлении (обращение потерпевшего в правоохранительные органы по факту совершения в отношении него преступления);

✔ явка с повинной (добровольное сообщение лица, в котором он изобличает себя в совершении того или иного преступления);

✔ сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников (обращение органов государственной власти по факту выявленных правонарушений, рапорт сотрудника правоохранительных органов об обнаружении признаков преступления, сообщения сми и т.д.);

✔ постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.

В ходе доследственной проверки могут проводиться следующие проверочные мероприятия:

✔ получение объяснений (сотрудники правоохранительных органов вызывают и опрашивают потерпевшего, причастных к преступлению лиц и очевидцев произошедшего. По результатам опроса составляется протокол, который подписывается опрошенным лицом);

✔ получение образцов для сравнительного исследования (почерк, подпись, биологические материалы и т.д. Образцы для сравнительного исследования необходимы для последующего назначения и проведения судебной экспертизы);

✔ истребование документов и предметов, а также их изъятие (сотрудниками правоохранительных органов направляется запрос о предоставлении информации, либо осуществляется изъятие предметов и документов в ходе следственных действий);

✔ производство судебной экспертизы (с целью выяснения ряда вопросов, требующих специальных познаний в области науки и техники, назначается судебная экспертиза, по результатам которой выдается заключение эксперта с ответами на поставленные вопросы);

✔ производство осмотра места происшествия, документов, предметов, трупов;

✔ проведение освидетельствования (на предмет состояния алкогольного опьянения, наличия телесных повреждений и т.д.);

✔ документальные проверки, ревизии, исследований документов и предметов;✔ направление органу дознания письменных поручений о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Срок проведения доследственной проверки – 3 суток с момента регистрации сообщения о преступления в КУСП /КРСП (книга регистрации сообщений о преступлениях).

Если в указанный срок проверить сообщение о преступлении не представилось возможным, то руководитель следственного отдела по ходатайству следователя вправе продлить данный срок до 10 суток.

В случае необходимости проведения экспертиз, ревизий, каких-либо документальных проверок срок доследственной проверки может быть также продлен до 30 суток.

Таким образом, предельный срок проведения доследственной проверки составляет 30 суток с момента регистрации сообщения о преступлении в КУСП/КРСП.Однако в практике встречаются случаи, когда принятое по результатам доследственной проверки процессуальное решение отменяется и материал направляется на дополнительную проверку.

Например, руководитель следственного отдела отменяет вынесенное следователем незаконное и необоснованное постановление об отказе в возбуждении уголовного дела и направляет материал на дополнительную проверку. В таком случае срок новой доследственной проверки начинает течь заново.

По истечению срока доследственной проверки принимается одно из следующих решений:

о возбуждении уголовного дела (уголовное дело возбуждается при наличии состава преступления. Уголовное дело может быть возбуждено как по факту совершения преступления, так и в отношении конкретного лица, если сведения о подозреваемом уже известны на момент возбуждения уголовного дела);

✔ об отказе в возбуждении уголовного дела (на практике самыми распространенными основаниями отказа в возбуждении уголовного дела являются отсутствие события преступления или состава преступления. Полный перечень оснований отказа в возбуждении уголовного дела перечислен в ч.1 ст.24 Уголовно-процессуального кодекса РФ);

✔ о передаче материал проверки по подследственности (материал проверки может быть передан по территориальной либо ведомственной подследственности.

Пример № 1. Преступление было совершено на территории одного административного района, а заявление о преступлении было подано в дежурную часть полиции другого района. В силу положений ст.152 УПК РФ предварительное расследование проводится по месту совершения преступления, в связи с чем материал проверки будет передан по подследственности в другое территориальное подразделение полиции.

Пример № 2. Вы обратились в полицию с заявлением о преступлении, которое в силу ст.151 УПК РФ относится к подследственности Следственного комитета РФ. Поскольку расследование данного преступления не входит в компетенцию полиции, то указанный материал проверки будет передан по подследственности в Следственный комитет РФ
).

Процессуальное решение по результату доследственной проверки оформляется в виде постановления (постановление о возбуждении уголовного дела, постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, постановление о передаче сообщения о преступлении по подследственности).

Согласно ч.2 ст.145 УПК РФ заявитель должен уведомляться о принятом процессуальном решении. При этом принятое по результатам доследственной проверки процессуальное решение может быть обжаловано руководителю следственного органа, прокурору либо в суд.

Ознакомление с материалами доследсвтенной проверки

На практике встречается ряд ситуаций, когда необходимо ознакомиться с материалами доследственной проверки. Например, с целью обжалования постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.Согласно ч.2 ст.

24 Конституции РФ органы государственной власти и их должностные лица обязаны ознакомить человека с документами и материалами, которые непосредственно затрагивают его права и свободы. Для ознакомления с материалом необходимо обратиться в орган, проводивший доследственную проверку, с заявлением об ознакомлении.

В случае отказа в ознакомлении с материалом доследственной проверки Вы можете обратиться с жалобой к руководителю следственного органа, прокурору либо в суд.

Важно! Необходимо обратить внимание на то, что в случае возбуждения уголовного дела, право на ознакомление со всеми материалами уголовного дела у потерпевшего и обвиняемого возникает только после окончания предварительного расследования (ст.ст.215-217 УПК РФ).

Источник: https://stukolov.ru/dosledstvennaya-proverka

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.